Зимний газ в баллонах

Зимний газ в баллонах

 Эффективность и экономичность работы отопительного котла напрямую зависит от качества топлива. При этом устойчивая работа газовой горелки обеспечивается в основном двумя характеристиками – химическим составом газа и его давлением. При этом надо понимать, что бытовые системы автономного газоснабжения чаще всего не имеют компрессорных установок или дорогих испарителей. Давление топлива в газопроводе обеспечивается только за счет собственного испарения газа.

 При транспортировке сжиженный углеводородный газ (СУГ) находится в жидком состоянии. Будучи залитым в газгольдер СУГ находится в двух агрегатных состояниях – жидком и газообразном. Причем, количество газообразной фракции напрямую зависит от давления и температуры. С увеличением температуры и снижением давления газ испаряется и заполняет газовод, ведущий к оконечным приборам более интенсивно. В среднем, при переходе из одной фракции в другую   один литр сжиженного газа образует 0,25 м3 газообразного топлива при давлении близком к атмосферному.

 В осенне-зимний период, когда температура окружающего воздуха понижается, ухудшаются условия испаряемости СУГ. Даже с учетом того, что газгольдер находится под землей и его температурный баланс достаточно стабилен, в зимнее время, при очень низких температурах, возможно значительное снижение испаряемости топлива. К тому же, газопровод может быть проложен на недостаточной глубине, или иметь открытые участки, что так же отрицательно сказывается на его работоспособности. Для обеспечения круглогодичной успешной эксплуатации системы используют так называемые «зимние» и летние» сорта СУГ.


 В основном сжиженный газ состоит из двух компонентов – бутана и пропана. Они несколько отличаются своими физическими свойствами. Регулируя концентрацию обоих компонентов можно обеспечить нормальную испаряемость во всем диапазоне температур. Пропан имеет температуру кипения Т= -42оС, поэтому он легко испаряется при низких температурах. В свою очередь бутан перестает испаряться уже при -0,5оС.

Купить зимнюю смесь пропан-бутан

При этом, пропан несколько дороже бутана, поэтому в «летнем» газе его меньше, что бы снизить стоимость топлива.

 В связи с этим «зимние» сорта СУГ характеризуются повышенным содержанием пропана, а в «летнем» топливе преобладает бутан. Процентное соотношение компонентов зависит от климатических условий того или иного региона.

 Отечественные газосжижающие станции предлагают коммунально-бытовым потребителям топливо трех марок: СПБТЛ – смесь пропан-бутановая летняя, СПБТЗ – смесь пропан-бутановая зимняя, БТ – бутан технический.

 Для средних широт, к которым относится Московский регион, сертифицированный СПБТЗ должен содержать не менее 70% пропана. Для СПБТЛ принимается соотношение 50/50, или 60/40.

 Для того, что бы обеспечить работоспособность газового котла и кухонной плиты важно выбрать надежного поставщика, который гарантирует высокое качество топлива. Компания «АвтономГазСервис» сотрудничает только с ответственными производителями сжиженного газа. Мы предлагаем своим клиентам  сертифицированный СУГ высокого качества по самым демократичным ценам.

СНГ (анг. — L P G — Liquified Petroleum Gas – сжиженный нефтяной газ) представляет собой смесь пропана (C3H8) и бутана (C4H10), используемый в качестве топлива, хладагента в холодильниках и морозильниках, создание давления в аэрозолях (менее вредный для озонового слоя). Также используется в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Компоненты СНГ — это органические углеводородные соединения из группы алканов, которые являются бесцветными газами, без запаха и легко воспламеняются. СНГ хранится в жидком состоянии и используется в газообразном состоянии после процедуры испарения. После конденсации увеличивает плотность запасенной энергии, что в использовании для управления машины очень важно (один литр газа в жидком состоянии формируется из 260 литров газа в летучей фазе).

СНГ сжимается и хранится в жидком виде в основном для удобства хранения и транспортировки. Потому что он не теряет и не изменяет своих свойств в течении долгого времени, то есть, не выветривается, не меняет свое состояние и т.д., может храниться долгосрочно без ущерба качества и производительности. Октановое число СНГ является более благоприятным по сравнению с бензином и дизельным топливом и, в зависимости от доли пропана и бутана, становит от 90 до 110 октана. Энергоэффективность СНГ ниже, чем у традиционных видов топлива из-за более низкой энергии на единицу объема (хотя единица веса выше). Это приводит к увеличению сгорания на 10-20%, по сравнению с бензиновым топливом, однако цена колеблется в районе 50% цены бензина.

Плюсом является то, что СНГ — это естественный газ и не нужно «распылять» его в цилиндры так, как бензиновое топливо, благодаря этому он сгорает более эффективно и безопасно в двигателе, даже когда двигатель холодный. СНГ горит относительно чисто, без дыма и пепла. Это способствует образованию небольшого количества вредных веществ.

По сравнению с дизельным топливом:
— 90% меньше твердых частиц
— 90% меньше оксидов азота
— На 70% меньший потенциал образования озона
— 60% меньше углекислого газа
— СНГ не может загрязнять подземные источники, потому что он не растворяется в воде.

Сокращения, которые встречаются

Аббревиатура СНГ не имеет ничего общего с аналогичными звучаниями других названий, которые ссылаются на другие виды топлива, которыми являются природный газ или биогаз. Основным компонентом последних является метан, который оказывает воздействие на некоторые из используемых сокращений, такие как:
CNG — сжатый природный газ (СПГ)
CMG — сжатый газ метан (СМ)
LNG — Liquified Natural Gas — сжиженный природный газ (СПГ)
LBG — — Liquified Biogas — сжиженный биогаз
CBG — Compressed Biogas — сжатый биогаз

Почему пропан смешивают с бутаном?

Содержание пропана, бутана и других примесей в сжиженном нефтяном газе влияет на многие его свойства. Наиболее важным является отношение смеси пропана и бутана. Оно значительно влияет на величину октанового числа и плотность паров топлива.

Октановое число (ОЧ) отвечает за сопротивление топлива детонации. Оно достигается за счет увеличения содержания насыщенных углеводородов (например, пропана, н-бутана, изобутана). Наибольшее влияние на ОЧ имеет изобутан, имеющий крупнейшее значение этого параметра. Содержание пропилена и бутена снижает октановое число СНГ. Содержание диена (ненасыщенные углеводороды) также снижает ОЧ. Что более важно — они имеют тенденцию к полимеризации, что способствует образованию осадка, так называемого нагара в баке, в топливной системе и камере сгорания. Таким образом, состав СНГ использующегося как автомобильное топливо должен соответствовать определенным требованиям прописанным в регламентирующих документах.

Упругость паров (летучесть смеси) является очень важной в низких температурах окружающей среды. Удержание ее на соответствующем уровне дает возможность СНГ выйти из бака. Оба компонента смеси являются газообразными и низкокипящими — пропан кипит при атмосферном давлении уже при -42 ° С, бутан, в тех же условиях температуры при -0,5 ° С.

По этой причине, в зимний период содержание пропана в автогазе увеличивается. Это является способом увеличения упругости паров газа (летучесть). Эта норма говорит про обязанность использовать в зимний период смесь пропана и бутана, которая обеспечивает минимальную упругость пара – 150 кПа при температуре окружающей среды -10 ° C (вид А). Однако каждая палка имеет два конца. Летом слишком высокая упругость пара может вызвать испарение газа в магистрали, которое также приводит к нарушению в работе двигателя. Таким образом АГЗС должны продавать летом летний газ, а зимой зимний газ. Чаще всего проблемы начинаются зимой – когда продают летний газ. Летом соотношение смеси составляет около 40% пропана и 60% бутана, а зимой соотношение является противоположным: 60/40.

Температура, при которой относительная упругость (давление) пара не менее 150 кПа

СНГ Вид: Температура
A — 10
B — 5
C 0
D 10
E 20

В зимний период цена на СНГ выше.

Иногда зимой мы встречаемся с мнением, что при низких температурах, автомобиль с газовой системой СНГ плохо работает: нет скорости и двигатель работает неравномерно. Проблемы ищут в неправильности газовой установки. Однако часто это бывает, из-за плохого качества газового топлива.

В погоне за низкими ценами, нечестным продавцы, которых, к счастью, становится все меньше, предлагают более дешевый газ с неправильными параметрами.

Можно ли "зимний" газ использовать летом?

Выход из этой ситуации заключается в том, что бы перестать искать дополнительную экономию топлива, делая покупки на случайных станциях заправки СНГ. Так же эта проблема в меньшей степени касается 4 поколения ГБО – когда идет снижение давления автомобиль просто переходит на бензин. С одной стороны это плохо – Вы не доедете на газе до места назначения. С другой стороны это убережет Ваш двигатель от прежде временного выхода из строя.

В различных европейских странах применяют разные виды газа, в зависимости от климата. В странах, расположенных в районах Крайнего Севера содержание пропана в СНГ выше, иногда это просто чистый пропан, в южных (теплых) странах увеличивают содержание бутана, снижая упругость пара, что бы испарения не происходило в топливной магистрали.

Как сделать СНГ?

Сегодня СНГ производится 3 разными методами.

Метод I (непосредственно из сырой нефти)

Чтобы максимально использовать содержащиеся в нефти газы, их добывают сразу на месторождения. Извлеченная из вала нефть попадает в специальное оборудование, которое называется дистрибьютор, где, в связи с падением давления высвобождаются газы, растворенные в ней. Потом нефть попадает в резервуары, где она стабилизируется. Во время этого процесса выделяются компоненты: этан, пропан, бутан и частично пентан. В этих процессах также получается газолин (смесь легких жидких углеводородов), который содержит значительные количества этана, пропана и бутана.

Метод II

Наиболее важным на нашем рынке является способ получения жидкого газа в обработке нефтеперерабатывающих заводов. Пропан-бутан в них образуются во время крекинга и гидрогенизации сырой нефти. В ходе этих процессов наступает термическое разложение углеводородов. Крекинг – это распределения крупных частиц из углеводородов, содержащихся в сырой нефти на большое количество мелких частиц. Процесс осуществляется без воздуха и включает нагревание нефти. Гидрирование представляет собой процесс, в котором нефть, обогащается водородом при высоком давлении и температуре. Таким образом достигаются легкие углеводороды с более высоким содержанием водорода и более низкой температурой кипения. Количество СНГ собранного в ходе обработки сырой нефти (по массе) бывает примерно 2%.

Метод III

Сжиженный газ является продуктом одгазолирования природного газа, произведенного в процессе переработки нефти. Он включает в себя разделение углеводородов из газа более тяжелых чем этан, и как следствие получаем в основном пропан и бутан. Газы, состоящие из смеси СНГ также находятся в месторождениях природного газа.

Почему газ воняет?

В целях безопасности, жидкую пропан-бутановую смесь ароматизируют. Запах СНГ должен быть неприятным и чувствоваться при концентрации составляющей пятую часть нижнего предела взрываемости.

Для ароматизации газа используется этантиол (этилмеркаптан, который включает в себя, среди прочих, соединения серы). Это органическое соединение, присутствующим в низких концентрациях в сырой нефти, известное своим очень сильным неприятным запахом. Его можно уже почувствовать в воздухе при концентрации 0,00035 частей на миллион (ppm).

В 2000 году, в Книге рекордов Гиннесса, это соединение было установлено, как самое зловонное вещество в мире.

Ароматизация СНГ также связана со снижением содержания серы в топливе. Достижение содержания серы в жидких газах со стандартом с 2009 года, в классических двигательных топливах (10 ppm — 10 частиц серы на 1 млн. частиц раствора) очень трудно, потому что ароматизатор поднимает содержание этого элемента. Содержание серы после ароматизации может составлять до 50 мг / кг.

Взято с сайта: http://secgas.com

На газе двигатели внутреннего сгорания работали еще в доавтомобильную эпоху Вообще-то многие забыли, но первый в мире автомобиль так же работал именно на газе.Теперь для питания  автомобильных двигателей используют два различных типа газа — метан или пропан-бутановая смесь. 

Сжатый газ
Сжатый газ (метан, природный газ, биогаз) достаточно давно используется как горючее для ДВС. Возможно переоборудование для работы на метане практически любых бензиновых двигателей (карбюраторных, инжекторных) и даже дизельных (хотя объем доработок последних существенно выше и это не всегда экономически целесообразно). Кроме традиционной добычи газа, метан можно получать при переработке органических отходов (биогаз). Метан — это тот самый природный газ, который по магистральным газопроводам поступает в города и сгорает в конфорках бытовых газовых плит. Именно про этот газ чаще всего по осени спорят правительства Беларуси и России, тем самым добавляя сезонности в работу установщиков автомобильного газового оборудования. "Газ подорожает с нового года!"  — разносится слух. И, хотя подорожает совсем не тот газ, на котором ездит большинство автомобилей, автосервисы в Беларуси потом несколько недель сидят без работы: пока еще обыватель разберется, на какой-там газ поднимут цену.

Впрочем,  переоборудование автомобилей для работы на метане не слишком популярно в нашей стране. При использовании метана в качестве моторного топлива возникает одна проблема — его можно хранить только в сжатом виде под давлением в 250 атмосфер, для чего нужны очень прочные баллоны. Если делать их из стали, то придется возить с собой батарею баллонов весом до полутора тонн — такой балласт могут взять на борт только грузовики и автобусы, да и то ценой существенного уменьшения грузоподъемности. Есть металопластиковые баллоны. Они легче, но и значительно дороже стальных. Переоборудования автомобиля для работы на метане более дорогостоящее, чем для работы на сжиженном газе. Заправок метановых в Беларуси мало, запас хода автомобиля на метане небольшой — много баллонов просто не помещается в багажнике. Недавно цена на метан в Беларуси была существенно повышена, до 1250 рублей за куб (что примерно равно 1 литру сжиженного газа). Все эти факторы привели к тому, что переоборудование автомобилей для работы на метане, на сегодняшний день, в принципе не целесообразно.

Впрочем есть один способ использования метана в качестве топлива, который, на наш взгляд, может иметь перспективы в Беларуси — домашние заправочные станции. Такие существуют и даже пользуются популярностью в скандинавских странах, Италии. Такая заправка размещается на территории вашего частного дома и запитывается к общей системе газоснабжения. Мощность насоса значительно меньше, чем мощность промышленного оборудования АГНС, однако за ночь ваша заправочная станция заправит автомобиль и вперед — наматывайте километры. Вы владелец заправочной станции. 

                  

Плюсы

 * До повышения цены, метан обеспечивал экономию в сравнении бензином боле чем в три раза

* Меньше токсичность выхлопных газов

* Метан легче воздуха. Это важно при хранении автомобилей в закрытых

помещениях 

             

Минусы

* Большие, тяжелые и дорогостоящие газовые баллоны

* Более высокая, по сравнению с переоборудованием на сжиженный газ, стоимость работы  

* Небольшой запас хода автомобиля

* Неразвитая сеть заправочных станций

Сжиженный газ
Этот вид моторного газообразного топлива распространен куда шире. Это пропан-бутановая смесь — сопутствующий газ, который получают при добыче и переработке нефти (продукты стабилизации газового конденсата, попутный газ при добыче нефти и природный газ (при его переработке). Пропан-бутан можно хранить в сжиженном виде под давлением в 16 атмосфер, а стальной баллон емкостью 50-80 л, который вполне подойдет для обычного легкового автомобиля, весит не более 40 килограммов. Заправок сжиженного газа много, как у нас в стране, так и за рубежом.

Как и дизельное топливо, пропан-бутановая смесь бывает летней и зимней, и вызвано это разделение тоже особенностями сезонной эксплуатации. Дело в том, что пропан испаряется при -45°С, а бутан — при -0,5°С.

Доставка газа для газгольдера и его заправка

Летом смесь на 75% состоит из бутана, а на 25% — из пропана, и при низких температурах она просто не сможет перейти в газообразное состояние. Поэтому зимний состав пропан-бутановой смеси содержит 75% пропана и 25% бутана. Запуск карбюраторного двигателя на газе возможен и при отрицательных температурах. Однако специалисты рекомендуют при температуре воздуха ниже +5°С пускать двигатель на бензине и переходить на газ спустя некоторое время. Пропан имеет октановое число 110, а бутан — 95, поэтому октановое число пропан-бутана может варьироваться от 99 до 106.

Еще одним видом сжиженного газа является диметиловый эфир, который, в ближайшие годы, может стать основной альтернативой дизельному топливу. Диметилэфир — это сжиженный газ, который вырабатывается из природного метана. Он характеризуется высоким цетановым числом (55-60 против 40-55 у нефтяного дизельного топлива) и полным отсутствием сажи в выхлопе. Для использования этого вида топлива не придется создавать новую инфраструктуру АЗС — достаточно сделать их двухтопливными, а на машину поставить комплект газовой аппаратуры. Кстати, эфир вдвое дешевле солярки, но расход его вдвое выше.

Плюсы

* Цены ниже, чем на бензин (но выше, чем на сжатый газ)

* Возможно переоборудование практически любых бензиновых двигателей внутреннего сгорания

* Наличие дополнительной топливной системы

* Меньше токсичность отработавших газов

* Небольшое рабочее давление в системе

 

Минусы

* При температуре ниже 0°С (т. е. зимой) необходим запуск и прогрев на бензине

* Запасы ограничены

* Сжиженный газ тяжелее воздуха, что создает дополнительные сложности при хранении переоборудованных автомобилей для работы на газе

Газ в походе.
Всё о газе, что вы хотели знать, но боялись спросить

Сколько газа брать в поход?

10 грамм в день
на 1 человека на 1 приём пищи, с учётом экономии (см.ниже).

Для новичков: большой баллон (450 г) — на 4 дня, малый (230 г) на 2 дня, из расчёта:

  • на готовку еды три раза в день
  • каждая готовка еды — это котелок супа/каши и котелок чая (~650 мл/чел/день).
  • на четверых людей

Если вы не можете назвать себя опытной группой —
берите газа с запасом (1-2 малых баллона).

Запас может пригодиться на необходимость нагреть воду, чтобы девчонкам вымыть голову.

Если идёте в высокогорье или зимний поход — берите специальный газ, где в составе преобладает пропан. А для Хибин достаточно обычных баллонов проверенной фирмы Kovea, которая лучшая по соотношению цена/качество.

До похода лучше подписать баллоны в нижней части лаком (1-2-3… или А-Б-В…), чтобы по порядку опустошать баллоны, а опустошённые — утилизировать (сплющивать), не нести лишний объём.

Полный большой баллон газа Kovea (450г нетто) весит 663-668г, а малый (230г нетто) — 363-368г.
Состав: 75% изобутан, 25% пропан.
Заявленная температура использования до -23 градусов. Но если взять процентное соотношение и точки кипения этих газов, то температура использования получится -19 градусов. Ещё стоит учитывать, что при работе баллон существенно охлаждается.

Характеристики составляющих туристического газа

точка кипения
пропан -42 °С
изобутан -11,7 °С
бутан -0,6 °С

Транспортировка газа

Газ нельзя перевозить в самолётах. Даже в багажном отделении. Поэтому, если заброска предусматривает самолёт, то газ покупается на месте, а значит надо заранее найти где его купить (в каком магазине, время работы магазина, иметь запасной вариант).

Газ нельзя перевозить и в поездах, автобусах. Но это никем не проверяется, за исключением крупных городов с просвечиванием сумок на вокзалах.

Везли поездом баллоны из под газа. На вокзале, когда рюкзаки просвечивали, один баллон увидели, заставили оставить. Остальные 5 то ли не увидели, то ли не захотели увидеть. Специально мы их не прятали.

Как экономить газ в походе?

Зачем экономить газ в походе — спросите вы. Затем же, почему сушат мясо и делают пеммикан — чтобы меньше взять груза. Меньше возьмёшь — сохранишь силы и сможешь пройти более интересный и долгий маршрут.

  • если позволяет время и местность — готовьте на костре 🙂 например, из пня сделайте финскую печь
  • используйте проверенные горелки с низким расходом газа. такая горелка содержит внизу металлический экран, возвращающий тепло наверх, к посуде.
  • по возможности, готовьте еду в палатке. в идеале, палатка должна быть закрытой. при этом один человек обязательно держит одной рукой навёрнутый газовый баллон, а другой рукой — кастрюльку. помните, палатки горят со скоростью $250 в минуту 🙁
  • с вечера наберите в бутылки воды, в достаточном количестве для завтрака и оставьте в палатке в ногах спальника. таким образом, утром вода будет чуть теплее — на её подогрев израсходуется меньше газа и времени.
  • быстро накручивайте баллон на горелку. не оставляйте надолго накрученный баллон, т.к. может подтравливать.
  • для готовки используйте посуду с теплообменником.
  • начинайте греть воду с малой силы газа. старайтесь не использовать максимальный режим т.к. он "греет улицу".
  • держите котелок по самому центру пламени.
  • если готовите на улице — экранируйте горелку с котелком свёрнутой в трубочку пенкой.

    Чем природный газ отличается от сжиженного? А пропан от метана…

    при этом можно не держать газовый баллон, а держать лишь экран и кастрюлю. крепко держите кастрюлю с будущей едой, чтобы не пришлось готовить ещё раз 🙂
    для лучшей устойчивости обкладывайте баллон камнями, а лучше приобретите недорогую и очень полезную подставку.


     

  • не заливайте много воды, чтобы не греть лишнюю воду. это уже зависит от профессионализма готовящих.
  • при готовке никогда не открывайте крышку котелка "просто так". учитесь определять кипение по звуку и вибрации.
  • вовсе необязательно доводить воду до кипения.
  • также необязательно варить еду до готовности. выключите газ за 2-3 минуты — еда "дойдёт".
  • если готовите в палатке — между приготовлением супа и чая не выставляйте горелку на улицу.
  • когда баллон газа заканчивается (это видно по ослабеванию пламени) — грейте баллон руками, чтобы вышло больше газа.

Если не хотите следовать этим советам,
то придётся брать около 25-30 г газа на человека на 1 приём пищи.

Виды соединений газовых баллонов и горелок

  • Резьбовое, оно же EpiGas. Широкие баллоны. Самое популярное.
  • Цанговое, оно же штуцерное. Узкие баллоны-"дихлофосы".
  • Клапанное, оно же Easy click. Очень редкое и странное. Используется в голубых баллонах СampinGaz.

Горелка — газовая или мультитопливная?

В клубе используются в основном газовые горелки. Они быстро и легко зажигаются, не воняют и не засоряются, как мультитопливные и имеют лишь два минуса:

  • газ нельзя перевозить в самолётах. решается покупкой газа на месте, например, в Апатитах или Кировске. в общем-то бензин тоже нельзя перевозить в самолётах.
  • газ плоховато выходит на высокогорье, где холодно. летом в Хибинах это не грозит.

Дополнительно

Закручивайте баллон с резьбовым соединением чувствуя усилие, ведь перекрутив, можно сорвать резьбу с горелки, а недокрутив — газ будет сифонить.

Как и еду, газ распределяйте по рюкзакам равномерно. Недопустимо класть газ всей группы в один рюкзак.

Всегда защищайте клапан неиспользуемого газового баллона штатной пластмассовой крышечкой. Крышечки от опустошённых баллонов кладите в ремнабор.

Походная утилизация пустых газовых баллонов

Баллоны с газом можно успешно перезаправлять. Но это отдельная тема… В некотором роде даже опасная. Актуально для ПВД.

В длительном походе неразумно нести с собой пустой баллон с газом, т.к. он занимает ценный объём рюкзака. Лучше этот объём занять найденными самоцветами. Но и мусорить на природе нельзя. Как поступить? Уменьшить занимаемое место!

  1. Проверьте, действительно ли баллон пуст. Потрясите его. Не должно слышаться звука жидкости.
  2. Стравите остатки газа, нажав острым предметом на клапан.
  3. Положите баллон на твёрдую поверхность (камень).
  4. Возьмите большой камень, максимально большой, который сможете поднять выше головы.
  5. С размаху бросьте камень на баллон. При необходимости — повторить. Не бойтесь, в пустом баллоне нечему взрываться. Берегите ноги!
  6. Если всё сделано правильно — в результате получится тонкий металлический блин, который тащим с собой до ближайшей свалки мусорки.

Смотрите также: ещё статейка по теме доступным языком

Смотрите также:

Нашли полезную информацию? Отблагодарите авторов сайта любой суммой!

admin