Меню

Время слива с автоцистерны мазута

Сроки слива и налива вагонов-цистерн

Продолжительность проведения технологических операций по наливу и сливу нефти и нефтепродуктов в железнодорожные транспортные средства на нефтебазах по времени устанавливается нормами, утвержденными МПС РФ в «Правилах перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах». Эти нормы времени указываются в договорах, ежегодно заключаемых нефтебазами с региональными отделениями МПС. Нормы слива-налива вагонов цистерн зависят от грузоподъемности вагонов-цистерн и технической оснащенности нефтебаз. В случаях, если в согласованные в договорах нормы нефтебазы не укладываются, то они возмещают убытки МПС в виде штрафных санкций в зависимости от времени простоя транспортных средств.

Ниже приводятся нормы налива и слива нефти и нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, установленные «Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах».

Нормы налива цистерн

в пунктах немеханизированного налива (независимо от рода продуктов) налив одновременно поданной партии вагонов- цистерн и бункерных полувагонов по всему фронту для двухосных цистерн и бункерных полувагонов — 2 часа; четырехосных (и более) цистерн и бункерных полувагонов — 3 часа;

в пунктах механизированного налива (независимо от рода продуктов и грузоподъемности цистерн и бункерных полувагонов) — 2 часа.

Нормы слива цистерн

в пунктах немеханизированного слива (независимо от количества поданных на фронт слива вагонов) для двухосных цистерн— 2 часа, четырехосных (и более) цистерн — 4 часа;

  • в пунктах механизированного слива для двухосных цистерн и бункерных полувагонов — 1 ч 15 мин, для четырехосных (и более) цистерн и бункерных полувагонов — 2 часа.
  • При поступлении под слив высоковязких нефтепродуктов нефтебазам предоставляется дополнительное время на разогрев этих продуктов.

    Для слива из цистерн с пароподогревательной рубашкой установлены следующие сроки: для нефтепродуктов I и II групп — 3 часа; III и IV групп — 4 часа.

    Общий срок на разогрев и слив застывающих нефтепродуктов

    Кинематическая вязкость при 50 °С, см 2 /сек

    Источник

    Большая Энциклопедия Нефти и Газа

    Слив — мазут

    Учитывая, что слив мазута из цистерны с паровой рубашкой не приводит к его обводнению, в таких цистернах более целесообразно перевозить мазут в первую очередь для электростанций, котлы которых переведены на работу с малыми избытками воздуха. [31]

    Для повышения эффективности слива мазута на новых электростанциях применяют комбинированный обогрев в тепляках ( рис. 4 — 2): в начальный период — излучением от трубчатых панелей, обогреваемых паром при температуре около 200 С, и после слива основной массы — струями горячего воздуха при температуре 125 С. [33]

    Говоря о технологии слива мазута из вагонов-цистерн или автоцистерн, следует прежде всего указать на то, что все операции слива строго регламентированы по времени соответствующими нормативными документами. [34]

    Для повышения эффективности слива мазута ( применяют ко-мбиви-роваганый обогрев цистерн в тепляках ( рис. 15 — 12 6) вначале излучением от трубчатых панелей, обогреваемых паром с температурой около 200 С, и после слива основной массы — струями горячего воздуха при температуре 125 С. Подогретый до 70 — 80 С мазут забирается из этих резервуаров погружными насосами и подается ими в надземные резервуары. [35]

    Был произведен опыт слива мазута марки 100 с разогревом виброподогревателями. [37]

    Рабочие, занятые сливом мазута из цистерн, должны быть обеспечены наголовными щитками типа НБТ. [38]

    Значительно сокращает время на слив мазута из железнодорожных цистерн устройство, созданное учеными Чувашского государственного университета для Новочебоксарской ТЭЦ-3. Эта работа сделана по договору о творческом содружестве. В зимние месяцы на теплоцентраль поступает более четырех тысяч цистерн с мазутом. Залитый на нефтеперерабатывающих заводах Башкирии при температуре 90 С, он в пути остывает, загустевая наподобие битума. Для слива в приемные резервуары мазут необходимо разогреть, нагнетая в течение нескольких часов в цистерны пар, нагретый до температуры 280 С. Топливо насыщается влагой, его теплотворная способность снижается. Цистерны на длительный срок исключаются из оборота, а на выработку разогревающего пара необходимо сжечь в котлах более 10 тыс. ттого же мазута. [39]

    По ГОСТ 1510 — 60 слив мазута из цистерн, оборудованных нижним сливным прибором, необходимо производить полностью с удалением остатков. При этом остаток недопустим не только на днище, но и стенках котла. [40]

    Применение избыточного давления для ускорения слива мазута дает наибольший эффект при использовании цистерн с паровой рубашкой. В этом случае благодаря скольжению топлива по горячей поверхности остатки при сливе отсутствуют. [41]

    Особая осторожность должна соблюдаться при операциях слива мазута из цистерн и при эксплуатации резервуаров. При неправильной организации работ По сливу, помимо большой потери мазута, могут создаваться опасные условия для обслуживающего персонала и опасность возникновения пожара. [42]

    Торможение цистерн металлическими башмаками на участке слива мазута не допускается. Для этой цели могут применяться только деревянные прокладки. Цистерны должны закрепляться до отцепки локомотива. [43]

    К достоинствам метода относится также полнота слива мазута , что позволяет обходиться без зачистки цистерн. Удельный расход энергии составляет 30 — 70 кДж / кг, общая себестоимость метода примерно в 3 раза меньше, чем при паровом подогреве. [44]

    В соответствии с ГОСТ 1510 — 70 слив мазута должен производиться полностью. [45]

    Источник

    Расчет времени слива маршрута наибольшей грузоподъемности

    Количество цистерн, сливаемых по коллектору.

    Первый коллектор: Слив Аи-80, Аи-92 — 4 цистерн.

    Второй коллектор: Слив Аи-95, Аи-98 — 4 цистерн.

    Третий коллектор: Слив дизельного топлива ДЛ и ДЗ — 4 цистерн.

    Четвертый коллектор: Слив мазута топочного — 2 цистерны.

    Пятый коллектор: Слив нефти — 7 цистерн.

    Индивидуальные сливные устройства №1-6 по одной цистерне масел М-10В2С, М-14В2, М-14Г2 ТАД-17п, Т-22, Т-46.

    Таким образом время слива всего маршрута будет определяться временем слива нефти. Принимаем, что на каждом коллекторе работает по

    одной бригаде сливщиков. Обслуживание цистерны равно 4 минутам. Время слива будет складываться из времени обслуживания 13 цистерн и время слива последней цистерны.

    Следовательно, время слива всего маршрута 56 мин.

    Расчет количества наливных устройств для налива в автоцистерны

    Площадка налива оборудуется системами (АСН): типа АСН-5П, с характеристикой:

    Подача насоса: 60 .

    Коэффициент использования 0,7.

    Время работы в сутки 24 часа.

    Все автоцистерны перевозящие нефтепродукты одной марки: ППЦ-14 на шасси Зил-Т 30В1, каждая автоцистерна вместимостью 14 .

    Расчет количества наливных стояков ведется исходя из годового грузооборота для каждого нефтепродукта.

    Для бензина Аи-80:

    • — суточный расход реализации i-го нефтепродукта;
    • — коэффициент использования АСН;
    • — расчетная производительность АСН;
    • — коэффициент неравности потребления нефтепродуктов;
    • — плотность нефтепродукта;
    • — время работы АСН в сутки.

    С нефтебазы автотранспортом увозится 40 % бензина, 40% дизтоплива,

    100% мазута от общего груза.

    Определим количество цистерн по формуле:

    Округляем до целого числа в большую сторону, то есть 3.

    Таблица 12 — Расчет необходимого количества наливных стояков

    Источник

    Находим время полного слива цистерны

    где – длина котла цистерны.

    Производится закрытый слив нефтепродуктов, поэтому необходимо ввести поправочный коэффициент в зависимости от отношения

    где .

    Принимаем равным 13 мин.

    Рисунок 9-График функции

    Читайте также:  Как приготовить чернослив из свежих слив

    Аналогично произведем расчет слива всех нефтепродуктов и сведем все полученные результаты в таблицу 11.

    Таблица 11 – Расчет времени слива

    Наименование нефтепродукта n, , с , мин
    Автобензин АИ-80 1,19 1662619 0,385 998143,5 0,38 0,38 1251 13
    Автобензин АИ-92 1,19 1662619 0,385 998143,5 0,38 0,38 1251 13
    Автобензин АИ-95 1,19 1662619 0,385 998143,5 0,38 0,38 1251 13
    Автобензин АИ-98 1,19 1662619 0,385 998143,5 0,38 0,38 1251 13
    Дизельное топливо ДЛ 17,45 113595,9 0,385 68196,6 0,38 0,38 1251 13
    Дизельное топливо ДЗ 18,03 109951,8 0,38 66008,9 0,37 0,38 1276 13
    Керосин авиационный ТС-1 8,77 226141,4 0,385 135762,6 0,38 0,38 1251 13
    Мазут флотский Ф-5 868,04 2283,6 0,31 1370,9 0,26 0,29 1679 18
    Нефть 119,88 16534,7 0,36 9926,5 0,355 0,36 1339 14
    Масло моторное М- 488,04 4061,7 0,34 2438,4 0,31 0,33 1472 15
    Масло моторное М- 488,04 4061,7 0,34 2438,4 0,31 0,33 1472 15
    Масло авиационное МС-14 246,32 8047,3 0,35 4831,1 0,34 0,35 1387 15
    Масло авиационное МС-20 259,42 7641,0 0,35 4587,2 0,34 0,35 1387 15
    Масло трансмиссионное ТАД-17п 249,00 7961,0 0,35 4779,3 0,34 0,35 1387 15

    Расчет времени слива

    Наибольшей грузоподъемности

    Принимаем, что на каждом коллекторе работает по 1 бригаде сливщиков, время слива маршрута будет складываться из времени обслуживания цистерны плюс время слива последней цистерны.

    Нефть и нефтепродукты сливаются по следующим коллекторам: коллектор №1 (АИ-80 – 2 цистерны, АИ-92 – 2 цистерны), коллектор №2 (АИ-95 – 2 цистерны, АИ-98 – 1 цистерна), коллектор №3 (ДТЛ – 1 цистерна, ДТЗ – 1 цистерна, керосин авиационный ТС-1 — 2 цистерны), коллектор№4 (нефть – 8 цистерн) и коллектор №5 (мазут флотский Ф-5 – 2 цистерны).

    Время слива всего маршрута будет определяться временем слива дизельного топлива и керосина. Обслуживание цистерны равно 4 минутам. Время слива будет складываться из времени обслуживания 4 цистерн и времени слива последней цистерны каждого нефтепродукта

    Следовательно, время слива всего маршрута 55 мин.

    Определение максимального расхода

    В коллекторе

    Расход определяется с учетом неодновременности начала слива из различных цистерн. Время запаздывания складывается из времени, затраченного на подготовительные операции – открытие люка цистерны и подключение сливного трубопровода. Расход из первой цистерны при нижнем сливе нефтепродукта самотеком, откуда только начался слив, будет определяться по формуле

    Если из второй цистерны слив начался раньше на , то часть нефтепродукта из нее сольется, и истечение будет происходить с расходом

    Расход из третьей цистерны, сливающейся в течение 2 времени будет равен

    Расход из i-ой цистерны, слив которой начался раньше на будет равен

    Аналогичным образом будет определяться расход из всех остальных цистерн.

    Произведем расчет максимального расхода при сливе бензина АИ-80 ( =750,7 с – время слива цистерны, – время обслуживания одной цистерны, равное 4 мин).

    Расход из первой цистерны по формуле (24)

    Расход из второй цистерны по формуле (25)

    Расход из третьей цистерны согласно формуле (26)

    Таким образом, максимальный расход в коллекторе будет равен

    В связи с тем, что возможное количество одновременно сливающихся цистерн может превышать реально сливающихся, за расчетное количество цистерн будет приниматься реальное число цистерн.

    Таблица 12 – Определение максимальных расходов

    количество одновре-менно сливаемых

    1 2 3 4 5 Автобензин АИ-80 2 0,1036 0,0756 0,0526 0,0172 — 0,1792 Автобензин АИ-92 2 0,1036 0,0756 0,0526 0,0172 — 0,1792 Автобензин АИ-95 2 0,1036 0,0756 0,0526 0,0172 — 0,1792 Автобензин АИ-98 1 0,1036 0,0756 0,0526 0,0172 — 0,1036 Дизельное топливо ДЛ 1 0,1036 0,0756 0,0526 0,0172 — 0,1036 Дизельное топливо ДЗ 1 0,1016 0,0745 0,0525 0,0204 — 0,1036 Керосин авиационный ТС-1 2 0,1036 0,0756 0,0526 0,0172 — 0,1792 Мазут флотский Ф-5 2 0,0772 0,0606 0,0482 0,0346 0,0137 0,1378 Нефть 8 0,0968 0,0720 0,0522 0,0257 — 0,247 Масло моторное М- 1 0,0880 0,0671 0,0509 0,0314 — 0,0880 Масло моторное М- 1 0,0880 0,0671 0,0509 0,0314 — 0,0880 Масло авиационное МС-14 1 0,0934 0,0701 0,0518 0,0284 — 0,0934 Масло авиационное МС-20 1 0,0934 0,0701 0,0518 0,0284 — 0,0934 Масло трансмиссионное ТАД-17п 1 0,0934 0,0701 0,0518 0,0284 — 0,0934

    Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1260 ;

    Источник

    Прием и отгрузка нефтепродуктов

    5.1. Технология приема и отгрузки

    5.1.1. Технология приема и отгрузки нефтепродуктов должна определяться в проекте на основании вариантных технико-экономических проработок с учетом вида транспортного средства, которым доставляется нефтепродукт, его физико-химических свойств, климатических условий, интенсивности погрузочно-разгрузочных работ и грузооборота нефтебазы.

    5.1.2. Перечень нефтепродуктов, допущенных к перевозке наливом в вагонах-цистернах, морских и речных судах и автомобильным транспортом, а также подготовка транспортных средств для налива и транспортирования устанавливаются требованиями ГОСТ 1510-84*.

    5.1.3. Сливо-наливные устройства для нефтепродуктов (кроме мазутов) с температурой вспышки 120°С и ниже должны быть закрытыми. Для нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120°С и мазутов допускается предусматривать открытые сливные устройства.

    В случаях необходимости слив нефтепродуктов с температурой вспышки 120°С и ниже из неисправных цистерн допускается осуществлять через горловину цистерн (верхний слив).

    5.1.4. Время непосредственного (без учета времени на вспомогательные операции: подсоединение и заправка сливо-наливных устройств, замер взлива, выполнение приемных анализов, открытие сливных клапанов, люков цистерн и т. п.) слива и налива маршрута или группы цистерн не должно превышать 80 мин.

    5.1.5. Вес железнодорожных наливных маршрутов (брутто) по направлениям и состав цистерн по их грузоподъемности в маршрутах должен соответствовать унифицированным весовым нормам, согласованным с соответствующими подразделениями, МПС России.

    5.1.6. Допустимая скорость истечения и движений нефтепродукта по трубопроводу определяется в зависимости от объемного электрического сопротивления и не должна превышать значений, указанных в таблице 8.

    Таблица 8

    Удельное объемное электрическое сопротивление нефтепродукта, Ом×м Допустимая скорость движения, м/с
    не более 10 9 до 5
    более 10 9 при температуре вспышки паров 61°С и выше до 5
    более 10 9 при температуре вспышки паров ниже 61°С по расчету согласно «Рекомендациям. » (см. приложение 15)

    Величины удельных объемных электрических сопротивлений различных марок (сортов) нефтепродуктов приведены в приложении 5.
    Начальное заполнение цистерн нефтепродуктом следует производить со скоростью в трубопроводе не более 1 м/с до момента затопления конца загрузочной трубы на 0,4-0,5 м.

    5.1.7. При необходимости транспортирования нефтепродуктов со скоростями большими, чем указаны в табл. 8, следует применять нейтрализаторы или релаксационные емкости.

    5.1.8. Отдельные сливо-наливные устройства и коллекторы для каждого вида сливаемого или наливаемого нефтепродукта, следует предусматривать при условии недопустимости их смешения с другими нефтепродуктами (см. приложение 6).

    5.1.9. Устройства для слива и налива легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, относящихся по ГОСТ 12.1.007-76 к 1 и 2 классу опасности, должны быть герметичными.

    Сливо-наливные устройства для этих нефтепродуктов должны располагаться по торцам сливо-наливных фронтов в случае совместного их слива (налива) с нефтепродуктами 3 и 4 классов опасности.

    Операции с этилированными бензинами должны производиться по самостоятельным трубопроводам, коллекторам и сливо-наливным устройствам.

    5.1.10. Температура нефтепродуктов, подаваемых на налив, должна быть в пределах температуры перекачки, установленной приложением 2.

    5.1.11. Трубопроводы для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов должны быть заземлены.

    5.2. Сливо-наливные устройства для железнодорожных цистерн

    5.2.1. Размещение сливо-наливных устройств и сооружений на железнодорожных путях нефтебазы должно соответствовать СНиП 2.11.03-93.

    К основным сооружениям сливо-наливного фронта относятся: эстакады (односторонние и двухсторонние), оборудованные наливными и сливными устройствами, грузовые, зачистные и воздушно-вакуумные коллекторы, сборники, промежуточные резервуары для мазута и масел, узлы учета нефтепродуктов. Кроме того, в состав сливо-наливного фронта должны быть включены средства механизации для подъема и заправки нагревательных приборов, а также для перемещения цистерн вдоль фронта.

    5.2.2. Число наличных маршрутов (Nм) и количество цистерн (n) принятых или отгруженных за сутки определяется соответственно по формулам 9 и 10:

    (9)

    (10)

    Qi — годовой грузооборот нефтепродукта по маркам (сортам) по приему (отгрузке) железнодорожным транспортом, т/год;

    Рн — вес (нетто) наливного маршрута, т;

    qн — грузоподъемность одной цистерны, т. При отсутствии данных расчетная грузоподъемность принимается 60 т (на воду);

    К1 — принимается по пункту 4.1.3;

    Кн — принимается по таблице 4.

    5.2.3. Допускается производить слив или налив не более чем за 3 подачи, если по условиям приема или отгрузки суточное поступление цистерн превысит расчетное количество сливо-наливных устройств. Продолжительность использования эстакады должна определяться суммарным временем на выполнение технологических операций, подачу и уборку цистерн, а также на приготовление маршрута на станции.

    5.2.4. Потребность в эстакадах при условии, что сливо-наливной фронт должен обеспечить обработку цистерн только маршрутами, определяется по формуле:

    (11)

    — время занятия эстакады маршрутом с учетом времени на технологические операции, подачу и уборку цистерн, и приготовление маршрута на станции, в часах.

    1. Время на подачу и уборку цистерн к железнодорожным фронтам слива и налива определяется расчетным путем, исходя из расстояния до станции и скорости передвижении состава.

    2. Время приготовления маршрута на станции принимается не более 25 мин. для расформирования и 30 мин. на формирование состава.

    5.2.5. Для группы цистерн общей весовой нормы (брутто) менее 700 т следует предусматривать строительство одиночных устройств или односторонней эстакады, исходя из числа одновременно обрабатываемых цистерн, а для нормы более 700 т — только двухсторонней эстакады, обеспечивающей маршрутный слив-налив независимо от числа обрабатываемых цистерн.

    5.2.6. На перевалочных нефтебазах I класса протяженность железнодорожной сливо-наливной эстакады для легковоспламеняющихся нефтепродуктов определяется длиной наливного маршрута полной весовой нормы (брутто), состоящего из смешанного состава большегрузных цистерн за вычетом веса прикрытия 60 т, для горючих нефтепродуктов — без вычета прикрытия.

    5.2.7. На нефтебазах при маршрутном сливе-наливе нефтепродукта количество сливо-наливных устройств, следует принимать в зависимости от расчетного количества наливных маршрутов по таблице 9.

    5.2.8. Налив нефтепродуктов должен осуществляться по бесшланговой системе автоматизированных устройств, оборудованных ограничителями налива, а также средствами механизации.

    Таблица 9

    Количество сливо-наливных устройств ПРИМЕЧАНИЕ
    от 0,35 до 1 вкл. на 1/3 маршрута Распределительная нефтебаза
    более 1 до 3 вкл. на 1/2 маршрута Распределительная нефтебаза
    более 3 до 6 вкл. на 1 маршрут Перевалочная нефтебаза

    ПРИМЕЧАНИЕ. Для горючих нефтепродуктов количество сливных устройств рассчитывается с учетом времени требуемого для разогрева в соответствии с п. 3.3 настоящих норм.

    5.2.9. Системы наливных устройств и коллекторов следует разрабатывать с учетом обеспечения полного освобождения их от нефтепродукта.

    5.2.10. Система налива высоковязких нефтепродуктов (вязкость более 160×10-6 м2/с) в железнодорожные цистерны должна предусматривать техническую возможность циркуляции нефтепродукта по трубопроводам (коллекторам эстакады) и прокачку маловязким (вязкость не более 40×10-6 м2/с) не застывающим продуктом всех трубопроводов.

    5.2.11. На нефтебазах с грузооборотом не менее 50 тыс. т/г должны быть предусмотрены наливные устройства, рассчитанные на налив отработанных нефтепродуктов в одиночные цистерны.

    5.2.12. Допускается использовать самотечный слив в промежуточные заглубленные резервуары с одновременной откачкой нефтепродукта из них в наземные резервуары.

    Промежуточный резервуар должен быть рассчитан на 75 % суммарной емкости одновременно сливаемых цистерн. Производительность откачки из этих резервуаров должна составлять не менее 50 % производительности их заполнения. При этом резервуар должен иметь защиту от перелива.

    Промежуточные резервуары (кроме сливных емкостей для мазутов) не допускается размещать под железнодорожными путями.

    5.2.13. Для удаления нефтепродукта из неисправных цистерн следует предусматривать отдельно расположенные устройства верхнего и нижнего слива, а при соответствующем обосновании — коллекторы, обеспечивающие раздельный сбор сливаемых нефтепродуктов. Допускается устанавливать сливные устройства непосредственно на сливо-наливных эстакадах, а сливные устройства для верхнего слива оборудовать резинотканевыми рукавами.

    5.2.14. Технологический шаг сливо-наливных устройств в пределах одной сливо-наливной эстакады или одиночного фронта слива-налива определяется проектом в зависимости от конструкции этих устройств и типа цистерн в железнодорожном маршруте и должен обеспечивать слив (налив) без расцепки вагонов. Габариты приближения сливо-наливных устройств и их размеры должны учитывать возможность подачи цистерн максимальной грузоподъемности для данного пункта.

    5.2.15. Железнодорожные эстакады для налива авиационных масел, топлив для реактивных двигателей и авиационных бензинов должны быть оборудованы навесами или крышами.

    Допускается не устанавливать навесы и крыши в случаях, если эстакады оборудованы наливными устройствами, исключающими попадание в цистерну атмосферных осадков и пыли во время операции налива.

    5.2.16. В целях сокращения потерь от испарения, снижения электризации и уменьшения ценообразования при наливе нефтепродуктов длина нижнего звена наливного устройства должна обеспечивать опускание его конца в цистерну на расстояние не более 200 мм от нижней образующей котла.

    5.2.17. Коллекторы на наливных эстакадах следует располагать подземно или на строительных конструкциях эстакады, при этом должна предусматриваться компенсация от температурных деформаций. Допускается прокладка коллекторов на собственных строительных конструкциях.

    5.2.18. Сливо-наливные устройства, устанавливаемые на сливных и наливных коллекторах следует оснащать задвижками с ручным приводом.

    5.2.19. Эстакады для операций с маршрутами должны проектироваться для слива или налива не более 4 групп нефтепродуктов. При этом, к одной группе могут быть отнесены несколько марок (сортов) нефтепродуктов, перекачка которых может производиться по одному и тому же коллектору.

    При проектировании групповых или одиночных сливо-наливных устройств, количество групп нефтепродуктов определяется проектом.

    5.3. Сливо-наливные устройства для автомобильных цистерн

    5.3.1. Для налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны на нефтебазах должны применяться специальные, в том числе автоматизированные, устройства верхнего или нижнего налива, оборудованные насосными агрегатами, пультом дистанционного управления, устройствами для задачи дозы отпускаемого нефтепродукта, предотвращения перелива, герметизации цистерн, а также автоматическими системами измерения количества нефтепродуктов в единицах массы (объема) и оформления товарных документов.

    5.3.2.. Наливные устройства для налива легковоспламеняющихся и маловязких горючих жидкостей должны быть оборудованы центробежными, а для налива масел и других горючих жидкостей — роторными насосами.

    5.3.3. Для уменьшения гидравлических ударов, обеспечения безопасных скоростей перекачки и точности учета наливные устройства следует оснащать оборудованием, обеспечивающим подачу нефтепродукта в начальной и завершающей фазе налива не более 30 м 3 /ч.

    5.3.4. Наливные устройства следует располагать на отдельных рабочих местах (островках), объединенных по группам нефтепродуктов в наливные станции. В зависимости от типа прибывающих автомобильных цистерн и объема отгрузки отдельных марок (сортов) нефтепродукта рабочие места должны обеспечивать налив, как одиночных цистерн, так и автопоездов.

    Слив нефтепродуктов из автоцистерн должен производиться на отдельных площадках, оборудованных узлами учета.

    Управление наливом должно быть дистанционным из операторной и по месту.

    5.3.5. Расчетное количество наливных устройств станции налива, следует определять для каждой марки (сорта) нефтепродуктов по формуле:

    (12)

    Qi — среднее суточное потребление нефтепродукта, т;

    q — расчетная производительность наливных устройств, м 3 /час ;

    К = 0,7 — коэффициент использования наливных устройств;

    t — количество часов работы наливных устройств в сутки;

    r — плотность нефтепродукта, т/м 3 ;

    Кн — коэффициент неравномерности потребления нефтепродуктов (определяется по таблице 4).

    5.3.6. Производительность наливных устройств при механизированном наливе без учета времени на вспомогательные операции следует принимать:

    для нефтепродуктов с вязкостью до 60×10- 6 м 2 /с — 40 . 100 м 3 /ч;

    для нефтепродуктов с вязкостью от 60×10 -6 м 2 /с до 600×10 -6 м 2 /с — 30. 60 м 3 /ч.

    ПРИМЕЧАНИЕ. При самотечном наливе указанные производительности могут быть уменьшены на 25-30%.

    5.3.7. Количество отпускаемого нефтепродукта следует определять взвешиванием на автовесах или при помощи счетчиков жидкости. Грузоподъемность весов должна обеспечивать взвешивание всех типов прибывающих на нефтебазу автоцистерн.

    5.3.8. Соединительные трубопроводы от раздаточных резервуаров до наливных устройств должны приниматься раздельными для каждой марки (сорта) нефтепродукта, отгружаемого в автотранспорт. Последовательная перекачка по ним не допускается.

    5.3.9. На нефтебазах 1-5 классов процессы налива и учета должны быть автоматизированы согласно приложению 11.

    На нефтебазах 1-2 классов, при соответствующем обосновании, дополнительно может применяться система «АСУ-налива» с использованием кредитной системы.

    Измерение массы нефтепродуктов, подача данных на цифропечать и оформление документов должно осуществляться автоматически с погрешностью, соответствующей требованиям ГОСТ 26976-86.

    5.3.10. На нефтебазах 4 и 5 классов допускается применение установок с местным управлением в случаях, когда загрузка наливного устройства составляет не более 60% от его номинальной производительности или при экономической нецелесообразности применения автоматизированных систем и дистанционного управления наливом.

    5.3.11. Перед въездом на нефтебазу (станцию налива) должна предусматриваться площадка для автотранспорта, обеспечивающая стоянку не менее 30% от общего количества работающих автомобилей в одной смене.

    5.4. Сливо-наливные устройства для морских и речных судов

    5.4.1. При приеме или отгрузке нефтепродуктов водным транспортом на нефтебазах должны предусматриваться грузовые, а при соответствующем обосновании и бункеровочные причалы.

    5.4.2. Технологические процессы по обработке наливных судов должны включать следующие операции: налив и слив нефтепродуктов, бункеровка топливом и маслами, улавливание паров нефтепродукта при наливе и сбор утечек, прием балластных, льяльных вод, а также выполнение вспомогательных операций, связанных с грузовыми работами по сливу-наливу.

    5.4.3. Основные размеры и количество причалов, а также количество технологических трубопроводов и технологического оборудования, определяющие пропускную способность причала рассчитываются на установленный расчетный грузооборот в соответствии с действующими ведомственными нормами технологического проектирования (см. приложение 15).

    5.4.4. Количество сливо-наливных устройств (стендеров) определяется в соответствии с ассортиментом нефтепродуктов, пропускной способностью устройства и судочасовыми нормами слива-налива (приложения 3 и 4). Сливо-наливные устройства, предназначенные для различных нефтепродуктов, близких по своим физико-химическим свойствам, должны быть взаимозаменяемы.

    5.4.5. Специализация и взаимное расположение сливо-наливных устройств должны приниматься с учетом технических характеристик используемого оборудования и выполнения операций по обработке наливных судов с одной установки.

    5.4.6. Системы грузовых и бункеровочных трубопроводов для одноименных нефтепродуктов следует проектировать раздельными.

    5.4.7. Производительность бункеровки наливных судов должна обеспечивать подачу потребного количества топлива за период, не превышающий продолжительности грузовых операций, и приниматься в соответствии с нормами технологического проектирования морских и речных портов.

    5.4.8. Выгрузка нефтепродуктов из морских судов должна производиться только судовыми насосами, а из речных — как судовыми насосами, так и плавучими средствами пароходства.

    Необходимость установки на берегу насосной станции второго подъема определяется гидравлическим расчетом.

    5.4.9. Причалы должны оборудоваться счетчиками коммерческого учета количества сливаемого (наливаемого) нефтепродукта и бункерного топлива.

    5.4.10. На речных распределительных нефтебазах 3, 4 и 5 классов должны применяться механизированные сливо-наливные устройства с ручным управлением, в остальных случаях — автоматизированные системы налива (АСН) с дистанционным управлением.

    Присоединительные средства должны быть оборудованы предохранительными устройствами, исключающими самопроизвольное отсоединение в процессе слива-налива, а также автоматизированным прекращением слива (налива) при угрозе выхода судов из зоны обслуживания наливного устройства (стендера).

    ПРИМЕЧАНИЕ. Допускается на нефтебазах 5 класса, расположенных на реках с коротким навигационным периодом (2-3 недели), использовать плавучие причалы с шлангующими устройствами из резинотканевых рукавов.

    5.4.11. Стационарные причалы, оборудованные автоматизированными системами налива (АСН), должны иметь грузоподъемные средства, обеспечивающие монтаж, демонтаж, ремонт составных частей АСН.

    5.4.12. Причалы следует оснащать боковыми заграждениями и устройствами сбора нефтепродуктов с поверхности водоема в соответствии с требованиями ГОСТ 17.1.3.05-82, а также с учетом конструкции причала, габаритов судов и скорости течения воды.

    5.4.13. На причалах должны быть установлены устройства для заземления трубопроводов и судна, обеспечивающие контроль и качество заземляющей цепи, а также отвод зарядов статического электричества.

    5.4.14. Налив судов непосредственно из разветвленного нефтепродуктопровода запрещается.

    5.5. Устройства и сооружения для отгрузки нефтепродуктов в таре

    5.5.1. Отгрузку нефтепродуктов в таре следует предусматривать через разливочные и расфасовочные устройства. Измерение количества отпущенных нефтепродуктов должно производиться объемно-весовым методом. Виды тары для хранения и отпуска нефтепродуктов следует принимать по ГОСТ 1510-84*.

    5.5.2. Разливочные следует располагать в помещениях или на площадках под навесом в зависимости от климатических условий и вида нефтепродукта, а расфасовочные только в помещениях.

    5.5.3. Допускается налив легковоспламеняющихся нефтепродуктов в бочки, установленные непосредственно на автомашинах, оборудованных противопожарными средствами.

    Налив должен производиться на отдельных площадках, примыкающих к разливочным.

    5.5.4. Для нефтебаз 1. 4 классов раздаточные устройства для этилированных, легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов должны размещаться в отдельных зданиях (помещениях) или на отдельных площадках. Допускается для нефтебаз 5 класса раздаточные устройства размещать в одном здании при условии разделения помещения противопожарной стеной.

    5.5.5. Перед разливочной следует предусматривать площадки, оборудованные средствами механизации погрузо-разгрузочных работ (бочкоподъемники, кран-балки и т.п.). Помещение расфасовочных должны быть оснащены транспортерами для подачи продукции, на хранение или отгрузку.

    5.5.6. Подача нефтепродуктов к раздаточным устройствам может осуществляться самотеком или с помощью насосов, оборудованных предохранительными клапанами, срабатывающими при прекращении отпуска.

    Для контроля отгрузки при неисправности счетчиков в разливочной следует предусматривать товарные весы.

    5.5.7. Расчетное количество раздаточных устройств в разливочных следует определять по формуле 12. При этом коэффициент использования наливных устройств должен приниматься равным 0,5, а расчетная производительность этих устройств — 5 м 3 /ч для нефтепродуктов с вязкостью до 60×10 м 2 /с и 4 м 3 /ч — с вязкостью от 60×10-6 до 600×10-6 м 2 /с.

    При самотечном наливе указанные производительности могут быть уменьшены в соответствии с примечанием к п. 5.3.6.

    5.5.8. Для налива разных сортов нефтепродуктов одной марки разрешается установка на одном рабочем месте не более трех раздаточных кранов при условии их использования для одновременного налива только одного сорта нефтепродукта.

    5.5.9. Запорную арматуру для подключения раздаточных и расфасовочных устройств к основным трубопроводам следует устанавливать в месте врезки в основные трубопроводы.

    Источник