Меню

Вот сад на деревьях висят чудные сочные сливы

Итоговые контрольные диктанты для 2 класса

Написание диктантов по русскому языку волнует и учеников, и родителей. Представленные примеры контрольных диктантов для 2 класса по четвертям, позволят подготовиться к их написанию.

Тексты диктантов, содержат изученные орфограммы начальной школы и интересны по содержанию.

Итоговые контрольные диктанты 2 класса по четвертям

Итоговые контрольные диктанты за I четверть

В парке
Мы часто ходим в парк. Тут сосны и ели. По сучкам скачут рыжие белки. Они как ручные. Мы носим им разную пищу. Вот бежит пушистая белка. Ест из рук зёрна ржи и гречки. (35 слов)
Оля и куклы
Оля любит играть в куклы. Ольга — мама. Куклы — дочки. Оля наряжает их. Кормит щами. Даёт чай и коржики. Оля катает кукол в машине. Качает на ручках. Оля — отличная мама. (32 слова)
Осень
Небо закрыла мрачная туча. Ветер шуршит сухой листвой. Стайки птиц пищат и скачут по саду. Это синички ищут корм. Рыжий кот привычно лежит возле крыльца. Он щурит глаза и ждёт добычу. (32 слова)
Зимой
Трещат морозы. Дети дома. Санки и лыжи сложены в кучу. А ребята не скучают. Они окружили печку и начали играть в школу. Старший брат показал буквы. Малыши учат их, ищут в книгах. (33 слова)
В роще
Дети идут в рощу. Тут тишина и свежий воздух. Ветер чуть качает камыши. В вышине чайки и стрижи. В траве стрекочут кузнечики. Ребята рвут сочный щавель.

Итоговые контрольные диктанты за II четверть
Гуси
За селом широкий луг. На лугу пруд. Тут гогочут гуси. Гусиная семья мирно щипала сочную травку. Антон взял гибкий прут. Стал дразнить гусей. Зашипел гусь, вытянул шею. Кинулся на мальчика. Больно ущипнул Антона. (34 слова)
Сливы
Вот сад. На деревьях висят чудные сочные сливы. Илья живо залез на забор. Начал рвать крупные плоды. Вдруг из ворот вышел садовник. Он вынес ведро душистых слив. Стал угощать ребят. Стыдно Илье. (33 слова)
Лесные зверьки
Лесные зверьки имеют защиту от своих врагов. Зайку спасают быстрые ножки. Рыжие пушистые белки легко убегают от врага по деревьям. Ёжика защищают длинные колючки. Часто зверей выручает цвет шубки. (31 слово)
Утро в лесу
Хорошо ранним утром в лесу. Свежий ветерок легко качает длинные косы берёз. Чуть дрожит листва осин. Сочная трава в больших каплях росы. Лес оживает. На деревьях поют птички. Скачут рыжие белки. Вот бежит зайчик. Спешит в чащу к норе лисичка. (43 слова)

Итоговые контрольные диктанты за III четверть

Урок
Друзья играли в школу. Алёша — учитель. Ольга и Игорь — ученики. Алёша начал урок. Он дал ребятам карандаши. Ольга рисует дубки и берёзки. Это роща. По дорожке бежит ёжик. Игорь рисует речку. В воде бьёт хвостом щучка. (37 слов)
Майские жуки
Лопнули на берёзках набухшие почки. Зеленеют чудные свежие листочки. В траве цветут одуванчики. Выползают из земли жуки. Очищает жук длинные лапки. Выпрямляет крылья. Звучно жужжит и медленно начинает полёт. В мае масса таких жуков летает. Их и зовут майскими. (41 слово) По Ю. Дмитриеву
В весеннем лесу
На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду. (42 слова)
Весной
Очнулся от спячки колючий ёж. Вылез зверёк из норы и побежал искать пищу. Ожил большой лесной дом — муравейник. Ранним утром хлопочут муравьи. Одни тащат длинную травинку. Другие несут сосновую, иголку. (31 слово)

Итоговые контрольные диктанты за 2 класс
Весенние цветы
Ищу первые весенние цветы. На земле их нет. Земля лежит в снегу. На краю леса журчат струйки воды. Над ручьём на прутьях орешника появились цветы. Гибкие длинные червячки свисают с веточки. Это серёжки. Качну их — летит облачко пыльцы (40 слов) По Н. Павловой
Три дела
Весна наводит свои порядки. Выстроились рядками весенние месяцы. Их ожидают срочные дела. Тьму зимнюю прогнать – забота марта. Снег растопить солнечными лучами — дело апреля. Он землю греет и водой из ручьёв угощает. Тёплую землицу зеленью нарядить — задача мая.
Молодыми листочками оделись деревья. Зацвели цветочки. (45 слов) По И. Михайловой
Щука
Ночью мы поставили в реке сеть. Ранним утром вытащили сетью щучку. Щука застряла в сетях. Она чурбачком стояла в воде. На ней прочно сидела лягушка. Щука была живая. Это страшный хищник. Но маленькая лягушка осмелилась оседлать ее. (38 слов) По М. Пришвину
Мышонок
Мышонок выбрал для норы сухое местечко под кочками. В норку не дул холодный ветер. От входа тянулся длинный узкий лаз. В конце он расширялся. Мышонок устроил там жильё. Наносил мягкий мох и травку. Лёг и свернулся в пушистый комок. Тепло. (41 слово) По В. Бианки
Ночь в лесу
Наступила короткая ночь в лесу. Стрекочут ночные кузнечики. Заливаются в кустах птицы. В высокой траве без отдыха кричат коростели. Беззвучно носятся летучие мыши.
У края тропинки зажглись зелёные огоньки светлячков. Тишина. Чуть слышно журчат лесные ручьи. Пахнут душистые ночные цветы. (43 слова) По И. Соколову-Микитову

Источник

В тексте подчеркнуть имена существительные во множественном числе.
Вот сад.На деревьях висят чудные сочные сливы. Илья живо залез на забор. Мальчик начал рвать крупные плоды. Вдруг из ворот вышел садовник он вынес ведро душистых слив и стал угощать ребят.Стыдно Илье.

1 спряжение
1) Цветы которые посадила Катя, очень быстро растут.

Объяснение:СТАРИК ПОПРОСИЛ,ЧТОБЫ К НЕМУ ПОДВЕЛИ ПОДРОСТКА.(ПОВЕСТВ,НЕВОСКЛ,ПРОСТОЕ,РАСПРОСТРАНЕННОЕ,ДВУСОСТ.)

старик — подлежащее,одной чертой

попросил-сказуемое, двумя чертами.

нему-дополнение,прерывистыми линиями : _ _ _ _ .

подвели — двумя чертами.

подростка-дополнение,прерывистыми линиями: _ _ _ _.

Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное

в- предлог, берем в прямоугольник

широкой- прилагательное, волнистой линией подчеркиваем(определение)

части- существильное, подчеркиваем точка тире(обстоятельство)

бревна- существ., подчеркиваем отрывистой линией(дополнение)

колеблятся- глагол, двумя чертами подчеркиваем( сказуемое)

усы- существ., подчеркиваем одной чертой(подлежащее)

Источник

Виды диктантов для начальной школы.

Одна из главных причин отставания детей по русскому языку, на мой взгляд,- это неразвитая орфографическая зоркость.

Просмотр содержимого документа
«Виды диктантов для начальной школы.»

Прослушайте диктант и запишите под диктовку предложения.

За селом широкий луг. На лугу пруд. Тут гогочут гуси. Гусиная семья мирно щипала сочную травку. Антон взял гибкий пруд. Стал дразнить гусей. Зашипел гусь, вытянул шею. Кинулся на мальчика. Больно ущипнул Антона. (33слова).

Вот сад. На деревьях весят чудные сочные сливы. Илья живо залез на забор. Начал рвать крупные плоды. Вдруг из ворот вышел садовник. Он вынес ведро душистых слив. Стал угощать ребят. Стыдно Илье. (32 слова)

Весна идет. Стоят теплые деньки. Потекли веселые ручейки. Вода залила тропинки. Вот цветы. А над ними летают пчелки и шмели. На деревьях появились зеленые листочки. Весело кричат скворцы. Показались первые журавли.

Выборочный диктант: спишите из ряда слов глаголы и подчеркните в них все орфограммы.

Рисует, жук, пишет, белый, дуб, рассориться, живет, речной, бежать, дома, верный, содержание, привез, пыхтит, папа, паровоз, побежал, сильный, лишний, решили.

Прочитайте диктант, выделите орфограммы, подберите проверочные слова. Спишите текст.

Опять на дворе зима. Мороз. Свистят холодные ветры. Мы живем в селе. В нашей избе стоит печка. Печку надо топить. Мы должны пилить и колоть дрова.

На лесной опушке стоит молодая березка. На верхушке деревца ворона свила гнездо. Там живут птенцы. Вороны сторожат их и учат летать. Не ходи близко!

Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомым хорошо видны только белые цветы. Учись разгадывать загадки природы.

3. Самодиктанты (списывание).

Прочитайте текст. Найдите в тексте слова с орфограммами, подберите к ним правило и проверочное слово. Спишите внимательно текст. Проверьте.

Павлик и Юра — братья. Они живут в селе Нива. Днем мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали коту. Васька был рад. Павлик поймал щуку. (38 слов).

4. Словарный диктант

Назови одним словом и подчеркни орфограмму:

Лиственное дерево с белой корой (береза);

Человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый (герой);

Место за городом, где останавливаются или временно живут (дача);

Читайте также:  До какого месяца можно сажать сливы

Еда утром, до обеда (завтрак);

Прием пищи в середине дня (обед);

Участок земли, где устроены грядки с овощами (огород);

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус);

Овощ с продолговатым зеленым плодом (огурец);

Помещение, в котором производится торговля (рынок);

Сторона света, противоположная востоку (запад);

Пространство, разделяющее два пункта (расстояние);

Растение семейства бобовых, а так же его круглые семена, зерна (горох);

Пожелание при прощании (до свидания);

Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром в скорлупе (орех);

Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь)

Источник

Тренировочный диктант 2 класс
картотека по чтению (2 класс)

У Славы жил кот Мурзик. Мурзик любил играть в кустах. Однажды Слава долго искал кота. А кот сидел на окне.

Тёмная туча тихо плывёт по небу. Небо нахмурилось. Вот и дождик. У Юли зонтик. Ей дождь не страшен.

Вот школа. У крыльца стояли дети. В руках у них были астры и розы. Ребята теперь школьники.

Мама ушла. Гриша и Юра одни дома. Они играют. У Гриши кубики. У Юры конь. Мальчики живут дружно.

Наша дача была у леса. За лесом речка. Утром мы шли на речку. Мой брат ловил рыбу. Меня дедушка учил плавать.

Скачать:

Вложение Размер
trenirovochnyy_diktant.docx 22.76 КБ

Предварительный просмотр:

У Славы жил кот Мурзик. Мурзик любил играть в кустах. Однажды Слава долго искал кота. А кот сидел на окне.

Тёмная туча тихо плывёт по небу. Небо нахмурилось. Вот и дождик. У Юли зонтик. Ей дождь не страшен.

Вот школа. У крыльца стояли дети. В руках у них были астры и розы. Ребята теперь школьники.

Мама ушла. Гриша и Юра одни дома. Они играют. У Гриши кубики. У Юры конь. Мальчики живут дружно.

Наша дача была у леса. За лесом речка. Утром мы шли на речку. Мой брат ловил рыбу. Меня дедушка учил плавать.

У Юры и Димы были кролики. Всё лето мальчики ухаживали за ними. Они чистили клетки и носили корм.

Последние листочки опали с деревьев. Мороз загнал мелких зверьков в норки. Вот под кочку юркнула мышка. Скучно в лесу.

Холодно. Моросит дождик. На старую ель прыгнула белочка. На сучке висел сухой грибок. Вот и обед для белки.

Стоял солнечный день. Стайка дроздов подлетела к рябине. Там висели сочные ягоды. Славно пообедали дрозды.

У Марины дома живёт кот. Девочка назвала его Шустриком. Во дворе живёт собака Жучка. Шустрик любит играть с собакой. Он хватает Жучку за хвост и уши. А Жучка рычит.

Боря и Слава были в саду. Там растут сливы и груши. Хороши сочные сливы! Боря набрал чашку слив. Он принёс их домой. За ужином вся семья ела сливы.

Птицы и девочка.

У дома рос высокий клён. Подлетели вороны. Они шумно сели на ветки клёна. Веточки закачались. Каждое утро девочка приносила птицам крошки хлеба. Вороны ждали её. Девочку звали Алёнушка.

Серёжа живёт в Москве. Утром мальчик идёт в школу. Бабушка ведёт Галочку в ясли. Она купила внучке красивую куклу. У Серёжи много книг. Их дарит ему папа. Серёжа любит читать.

Всё лето мы жили на даче. Дача стоит на берегу речки. Брат купил Грише новые удочки. Мальчик идёт удить рыбу. Он поймал щучку.

Улетели чижи и ласточки. В саду пусто и голо. Тишина. Малыши играют дома. У Миши – краски. Он рисует ёжика. Рыжий кот спит на коврике у печки.

Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба стоит старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверёк прыгнул на ель. Полетела снежная пыль. Это белка.

Шура и Петя жили на даче. Мама уехала в город. Мальчики остались дома одни. Они легли спать. Послышался шум. Дети быстро включили свет. В углу лежал ёжик.

Олег и Вася шли из школы. Падал густой снег. Мальчики спустились к реке. Вася побежал по льду. Тонкий лёд треснул. Вася чуть не упал в воду. Ребята поспешили домой.

Весело кружился в воздухе снег. Утром на снегу звери и птицы оставили цепочку следов. Это важно шагал наш Васька. Вот прыгнула ворона на крыльцо. А чей след ведёт в сад?

Ночью был сильный мороз. В лужах – лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпался колкий снег. Снежная крупа быстро стала покрывать двор. Пёс Тимка спрятался в конуру.

Нагрянул в лес суровый январь. Снег да мороз царствуют всюду. Около старой ели громадный сугроб. Может быть, там медведь спит до весны? Тихо в лесу.

Таня вышла погулять. Около крыльца большой сугроб. Всё кругом белым – бело. Избы стояли притихшие. Из труб валил дым.

Осень. Весь день идёт дождь. Дюймовочка искала себе дом на зиму. За лесом было в поле. Хлеб убрали. Дюймовочка заметила норку. Вход в нору был закрыт мхом и травинками.

За школой чудный сад. Там много разных сортов груш, слив и цветов. Школьники ухаживают за цветами. Красив куст белых роз. Он радует глаз. Сад – гордость нашей школы.

Бабушка и внучка.

Бабушка весь день сгребала сено в лугах. Внучка Ольга ушла в лес за грибами. Наступил вечер. Бабушка готовит сочную траву для кроликов. А Ольга жарит грибы.

Утро. С неба падают капли дождя. По влажной тропе ползёт жук. Вот он скрылся в траве. Вдруг раздался шум. Это на тропу вышел лось.

Это было весной. Всюду пылали красные маки и тюльпаны. Я любовался горами. На высокой скале сидели звери. Это были гепарды. А вот их маленький котёнок. Он играл с цветами.

Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Крупные капли росы заиграли на траве и кустах. Отсырела земля. Ветерок порхал над озером. Наступало утро.

Дед Кузьма и Вася идут в лес. У Васи ведро с водой.

На краю леса растут маленькие ёлочки. Их посадили дед и внук. Любо смотреть на ровные ряды елей.

Ёлочки стоят стройные и пушистые. Каждая ёлочка ищет свет и тепло. Вася полил их водой.

За окном стих дождь. Последние капли бежали по стеклу.

Из укрытия вышли утки. Они стали чистить свои пёрышки.

Улыбнулось солнышко. Над рекой легла радуга.

Ребята вышли во двор. Они стали бегать по лужам. Вода была тёплая.

На земле снег. На рябине сочные ягоды. Тихо в лесу. Позвал зайка ветер. Ветер стал сильно качать рябину. На землю упали крупные ягоды. Зайка рад. Теперь сыт пушистый зверёк.

Я иду по тропинке. Вот с дерева прыгнула белка. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы. Около берёзы нора крота. Над ёлкой кружил клёст. Всюду жизнь.

Белым ковром укрылись поля и леса. На снегу хорошо видны следы зверей и птиц. Вот следы лося. У лося сильные ноги и рога. Он очень красив. Люди берегут лосей.

На крыльце сидит пушистый кот. Тёплые лучи согрели котика. Он заснул. Во сне кот видит мышку.

Лиса встретила зайца. Он бросился в кусты. Кусты были густые. Не нашла лиса зайку. А он и рад.

Дети играли. Сильный ветер прилетел с горы. Он подкрался к детям. Шалун унёс их шары.

У Веры жил кот Пушок. Кот был белый и пушистый. Лапки и хвост серые. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто гуляла с котом во дворе.

Утром в небе закружились первые снежинки. Они ложились на крыши домов и ступеньки крыльца. Таня и Алёнка вышли во двор. Снег всё падал и падал. Быстро росли снежные шапки на кустах.

Мы живём в Москве. Москва – большой и красивый город. В Москве много красивых улиц и площадей. Я люблю бывать в Кремле. Там есть царь-пушка и царь-колокол. Я люблю Москву!

Наловил дед рыбы и везёт домой. А на дороге лежит лиса. Вот так встреча! Дед слез с воза. Лисица лежит, как мёртвая. Дед положил её на воз.

Рано утром я вышел на крыльцо и увидел Нюру. Она шла в школу. В руках у неё был букет цветов и портфель. Я смотрел на девочку и улыбался.

Коля заболел. Лежит он и в окно глядит. В окне показался красный шарик. Шарик прыгал на верёвочке. Это Миша и Катя пришли к товарищу. Они привет посылают ему.

У нас жил кот. Все его любили. Раз я с сыном бродил по лугу. Вдруг мы видим в траве нашего кота. Что он тут делает? Котишка ловил бабочек. Вот какой наш кот!

Прошла хмурая осень. Наступила снежная зима. Во дворе шумно. Яша в сани запряг Бульку. Ребята гурьбой бежали за собакой.

Около школы большая гора. Весь день на горе играют дети. Мальчики и девочки быстро мчат с горы. Только ветер свистит в ушах.

У дома росла маленькая яблонька. Зимой сильный ветер стал крутить и ломать её. Бабушка Ольга подвязала яблоньку. Пушистый снежок укутал малютку. Так она и перезимовала.

У Ольги папа плотник. Папа Андрея – доктор. Он лечит маленьких детей. Моя мама – учительница. Она учит ребят читать и писать.

Галка хотела пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине была вода только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Галка стала пить воду.

Был морозный день. Из школы шли мальчик и девочка. Рядом шла старушка. На улице было скользко. Старушка упала. Мальчик помог старушке встать.

На краю леса росла сосна. На сосне было старое гнездо. В нём жили вороны. Пришла осень. Лес стоял серым и мрачным. У сосны был унылый вид. И вороны скучали.

Равви и Шаши – слонята. Они дружно живут в зоопарке. На обед им дают самую разную пищу. Маленькие слоны едят кашу, хлеб, ветки, сено.

Я бегу на лыжах по лесу. На снегу видны следы птиц и маленьких зверьков. Вот большой ком снега упал с сосны. Выскочил белый зайка. Зимой хорошо в лесу.

Источник

Русский язык

Контрольные работы за IV четверть для 1–4 классов

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

1-й класс

ДИКТАНТЫ

Диктанты объемом 20–25 слов включают слова простой слоговой структуры, написание которых не расходится с произношением. В диктанты вошли слова с твердыми и мягкими согласными, мягким знаком, с сочетаниями жи-ши, ча-ща,
чу-щу
, имена людей и клички животных, а также проверяется умение писать слова с предлогами.

Лучи солнышка залили лужайку. Рядом рос частый ельник. Кругом тишина. Только собака Жучка ворон пугает. Вороны сели на ель.

Весна. Пробудились птицы. Их свист наполнил воздух. Алеша и Сережа в лесу. Лес уже проснулся и ожил. А вот и первая травка на высоких кочках.

Слова для справок: пробудились, травка.

Вот наша дача. Все лето Маришка ухаживала за астрами. Утром она срезала большой букет. Свежий букет стоит в воде. Бабушка и мама рады.

Слова для справок: ухаживала, большой, стоит.

Зайка брел уныло по лесу. Под кустом жила улитка. Она позвала зайчишку в гости. Она угостила его вкусными листочками. Зайка был рад.

Слово для справки: угостила.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать с доски.

Яша нарисовал в альбоме грозного льва. Пышная грива украшала зверя. Рыжий кот Федька долго смотрел на льва и шипел. Он хотел испугать его.

У Томки любимая игрушка мячик. Мы подошли к реке. Я бросил мячик в воду. Щенок бросился к воде. Он схватил мячик и быстро поплыл к берегу.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение составлять текст из предложений, записывать его по памяти, заканчивать предложения.

1. С каких предложений лучше начать текст?

В пруду дети ловят карасей и лещей.
Село Широкое стоит на берегу красивого пруда.
Там купаются малыши.

2. Запиши текст по памяти, вставляя пропущенные сочетания букв.

Мы . вем в . десном доме. В . рокие окна льется дневной свет. Бе-ре-ги свой дом. Там тебя ждут.

3. Подбери слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, которые подходят по смыслу.

В саду . . .
Он . к крыльцу.
Там стоит . с молоком.

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение правильно записывать имена собственные, обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки в конце слов (рад, воз), безударные гласные в двусложных словах, писать слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком.

Объем диктанта: 35–45 слов.

Вот наш сад. В саду зреют вишни и сливы. Рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Инна и Илья стали ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка распустила веточки. Теперь она радует глаз.

Слова для справок: вишенка, ухаживали.

Желтухин сидел на травке и с ужасом глядел на Никиту. Желтый клюв лежал на толстом зобу. Это был маленький скворец. Он выпал из гнезда и жалобно пищал. Никита сел около птенца. Птенец закрыл глаза. Никита взял его и понес домой.

Слова для справок: глядел, желтый, лежал.

У озера качались камыши. Над водой летали чайки и стрижи. Белка плыла по озеру. Она выбилась из сил. Витя и Олег помогли маленькому зверьку. Белка села на край весла. Вот и берег. Рядом сосны и ели. На земле много шишек. Вот и пища.

Слова для справок: помогли, берег.

Это было смешно

Последние капли дождя упали на землю. Около сосны рос гриб. Это была сыроежка. На край гриба сел жук и давай плавать. Жук устал. Он сел на самый кончик и стал принимать воздушные ванны. Кирилл наблюдал за ним и улыбался.

Слова для справок: сыроежка, принимать, воздушные.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение сличать текст с образцом, исправлять ошибки.

Летом Коля Зайцев и Миша Степанов жили на пасеке. Ребята пилили дрова, носили воду из ручья. Они помогали деду Илье собирать душистый мед. Вечерами дед рассказывал о пчелах, о лесных тайнах. Интересно было слушать деда. Дети любили бывать на пасеке.

Часто ребята разоряют птичьи гнезда. Они наносят большой вред родной природе. Наступает весна. Стаи майских жуков летят в сады, в леса. Скворцы и сойки истребляют их. Гусениц клюют иволги и кукушки. Берегите друзей леса! В зимнюю пору помогайте им.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение в логической последовательности записывать текст, составлять текст по вопросам.

1. Как чудесна роща весной! Вот лопнули пахучие почки. Маленькие чистые листочки усыпали все ветки. Роща покрылась зеленым пушком. Весело поют птицы. Они долго ждали этой поры.

Как ты представляешь весеннюю пору?
Как просыпается она после зимнего сна?
Какими предложениями ты закончил бы текст?
Запиши весь текст по памяти, добавь 2–3 предложения. Озаглавь текст.

С юга летят грачи. Они первые наши гости. Громко кричат птицы в роще, весну встречают. С веток деревьев падает частая капель. Она стучит по земле, струйками бежит к тропкам.

Подходит ли заголовок к тексту? Докажи.
С каких предложений ты бы начал текст? Что бы добавил?
Запиши свое начало текста.

3. Составь текст по вопросам:

– Какая земля была на клумбе?
– Что стало с цветами?
– Кто принес лейки с водой?
– Какими стали цветы?

О чем будет твой текст?
На какую тему?
Какой ты подберешь заголовок?
Запиши заголовок и текст.

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умения писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением; звонкие, глухие, непроизносимые согласные; разделительные твердый и мягкий знаки, мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; не с глаголом.

Объем диктанта: 55–65 слов.

В доме наших предков прялка была самым главным предметом. Она одевала семью. В России польза и красота веками жили рядом. Скромную прялку покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами. Считалось, что всякая вещь должна быть красивой, должна радовать глаз. Радостно было работать на ней. На одной прялке нарисованные лошади скачут, на другой сказочные цветы растут. В каждой местности был свой рисунок на прялке. Его старательно выводили мастера.

Слова для справок: считалось, что, нарисованные.

Как появились на Руси пряники? Раньше их выпекали к празднику или в подарок. Пряничными жаворонками встречали весну. Они были румяные, сладкие. Выбегали с ними ребятишки на улицу и звали матушку весну и теплое лето. А настоящие птицы весну приносили.
Шли годы. Мастера не забыли, как выпекать пряники. Сегодня их можно купить в Москве, Твери и других городах. Особенно знамениты тульские пряники.

Слова для справок: пряничными, с ними.

Примечание. Обратить внимание на постановку запятых.

На машине мы подъехали к лесу. Ранним утром отправились в поход. Подъем в гору был крут. Олег поранил сучком ногу. Девочки смазали ранку йодом и забинтовали ногу. До привала оставалось несколько километров. На пути было топкое болото. Наши разведчики нашли твердую тропку. Вот и привал у Светлого озера. Кругом тишь. Только камыши едва шелестят. Мальчики развели костер. В котелке забулькала пища. Все радостно вздохнули.

Был ясный летний день. Пекло. На длинных хрупких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. К земле склонились рябенькие кукушкины слезы. Кругом кружили и жужжали пчелы. Молодой осинник притих от жары. Над рекой Енисеем чуть мерцало. Темные леса не видны на скалах. Тонким кружевом висела паутина. Вода в реке была еще холодная. Ребята грелись на солнце.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить сформированность орфографической зоркости у учащихся.

Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

. Положит в землю человек зерно,
Прольется дождь – зерно орошено,
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберет.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.

Какое предложение может быть заголовком текста?

Маленький родник в лесной стороне дает начало великой русской реке Волге. Вытекает из него светлый узенький ручеек. Он течет среди кустов, лугов, забирает по пути другие ручейки, становится рекой. В пути догоняют ее и вливаются в Волгу большие и малые реки. И вот уже широкая полноводная Волга несет свои воды к Каспийскому морю.

Волгу называют поилицей и кормилицей, Волгой-матушкой.

(По З. Романовской)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение излагать текст в логической последовательности.

Львица в зоопарке отказалась кормить своих детенышей. Львята жалобно пищали. Они могли умереть с голоду. Служители пытались осторожно пододвинуть львят к матери, но разъяренная львица цеплялась когтями за клетку, грозно рычала. Один сотрудник забрал их к себе домой. Его сын заботливо ухаживал за малышами. Он кормил их из соски, чистил, укрывал теплым одеялом. Львята выросли, окрепли. Им очень нравился новый дом.

Определи тип текста (повествование, описание, рассуждение). Придумай заголовок.

Напиши изложение по плану:

1. Что случилось в зоопарке?
2. Какая беда грозила львятам?
3. Как вела себя львица?
4. Как удалось спасти малышей?

Горячий свет бил в оконце. С крыш падали длинные капли. Орали галки. Старый воробей прыгал по оконцу. Блестели черные ветки деревьев. Шуршал и сползал с крыши мокрый снег. Весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям и лесам. Громко звенели ручьи.

Придумай, какое предложение могло бы быть заголовком к тексту. Почему?
Какими предложениями ты бы закончил текст?
Запиши весь текст.

3. Используя слова из стихотворения, запиши текст «Утро».

На траве
Засверкали росинки,
Огоньки,
Серебринки,
Искринки.

Это солнышко
Утром проснулось
И росинками
Нам улыбнулось.

Какую картину ты себе представляешь?

С чем сравнивают капельки росы? Почему?

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умения писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы.

Объем текста: 75–85 слов.

Хорош русский лес ранней весной. Гибкие ветки берез густо покрыты смолистыми почками. Молоденькие осинки выстроились на опушке леса. Они ждут тепла. Ветерок бежит от березки к осинке. В высоком небе купаются вершины сосен. К старой ели подлетели птицы. Ветки закачались. Из спелых шишек полетели легкие семена. В воздухе пахнет смолой. У ручья красуется ива. Над ее золотистым пушком жужжат пчелы. Мягким мхом порос старый пень. На поляне разместился дуб. Скоро все зазеленеет, зацветет. Лес – богатство нашей страны. Берегите лес!

Выше сосен и берез мчался свежий ветер. Кругом все в тонком кружеве теней. Лес укрыт пушистым инеем, уснул до первых вешних дней. Ранним утром мы подъехали к лесу. Погода стояла морозная. Мы осмотрели местность. Перед нами открывалась ледяная гладь озера. Вокруг озера стояла белая снежная стена. Громадные сугробы оберегали озера от посторонних глаз. Чуть виднелась дубовая роща. Она вся утопала в глубоком снегу. На краю рощи росло высокое могучее дерево. На каждой его ветке лежала снежная глыба.

Весной пышно цветут черемуха и сирень. Пчелы весело перелетают с черемухи на сирень. Но мы почти не замечаем рябину. Не бросается она в глаза и в июле. Поздней осенью земля беднеет и не радует глаз человека. Здесь и вспыхивают красные кисти рябин. Янтарные, оранжевые, красные гроздья проглядывают сквозь резную зелень. Деревенские девочки украшают себя бусами из разных ягод. Дети рвут ягодки на игрушки. Взрослые складывают о рябине задушевные песни. Ягоды рябины – хороший корм зимой для птиц. Берегите эти деревца!

Примечание. Предупредить о постановке тире.

Подходит время ночи. За вершинами большущих сосен и елей скрывается солнце. Дышит и оживает земля. Сходит снег. Пушистые шапки одна за другой падают с сосен и елей. Пахнет весенними почками. Пробудилась талая земля от зимнего сна.
Много звуков в весеннем лесу. Заливаются на деревьях певчие дрозды. На вершине высокой сосны громко воркует дикий голубь. Глухо мурлычут в прозрачных весенних лужах лягушки. Страшно ухнул и захохотал филин. Наступила тишь.
Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь. Мы вошли в палатки и заснули крепким сном.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проанализировать сформированность навыка орфографической зоркости.

Коростель и крот

Из долгого теплого края возвращался домой маленький коростель. Он всю зиму прожил в Африке.
Крылышки у коростеля маленькие. Иногда он летит, но в основном идет пешком. Он шел и пел о далеком родном крае, о милой Родине, о своем гнездышке на зеленом лугу.
Коростель повстречался с кротом. Крот спросил коростеля, куда он так спешит. Коростель рассказал о своей северной Родине и о теплой Африке.
Крот удивился. Почему коростель не живет в теплых краях? Что зовет коростеля на холодный Север? Не мог понять крот, что у каждого есть своя Родина.

(По В. Сухомлинскому)

Наступило хмурое ненастное утро. Грустно моросил дождь. К полудню он перестал. Из-за туч слабо сверкнул луч солнца.
Мы подъехали к берегам Волхова.
Мутная вода в реке лениво плескалась о деревянный настил. Он разъединил две ладьи. Ладьи позванивали цепями и покачивались на волнах. Худая собака с поджатым хвостом неторопливо объедала остатки мяса с костей.
Рослый мужик в голубом кафтане зычно прикрикнул на собаку. Она съежилась и спряталась около пустой бочки.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение составлять и записывать текст по плану, излагать текст в логической последовательности.

1. .
2. Льдину уносит в море.
3. Страх.
4. Рыбаки сделали флаг.
5. Помощь пришла.

Первый пункт плана придумай сам.

Проснулось солнышко, потянулись ножки-лучи. Один луч подкрался к молодой березке. Очнулась она ото сна, улыбнулась свету, закивала веточками.
Другой лучик разбудил осинку. Задрожала она от радости, зашелестела листиками. Несколько лучиков побежали по поляне, закивали им вслед головками цветы и травы. Зазвенели колокольчики.
Подкрался шалун-лучик к оврагу, заглянул. Испугался туман и пополз к речке. А лучики уже там. Засверкала вода, заискрилась и погнала туман по своей глади.
А лучики плясали по дорожкам и тропинкам и радовались, что всех разбудили. Пчелки полетели к цветам. Проснулись муравьи и принялись за работу. Надо достроить муравейник.

Составь план, запиши изложение по плану. Подчеркни «опасные» места.

Источник