Меню

Восемь груш собирательное числительное

§ 71. Разряды количественных числительных —

408. Исправьте ошибки в распределении числительных по группам. Добавьте в каждую группу по 2-3 своих примера.
Числительные, обозначающие целые числа: семнадцать рублей, тринадцать человек, двадцать два градуса, пятеро друзей.
Дробные числительные: одна шестая сада, восемь груш, две пятых урожая, пять седьмых метра.
Собирательные числительные: трое суток, четверо малышей, двое мужчин, три четвёртых пути.

семнадцать рублей
тринадцать походов
двадцать два градуса
восемь груш
десять школьников
восемнадцать карандашей
одна пятая сада
две десятых урожая
пять седьмых метра
три четвертых пути
одна треть яблока
пять восьмых такта
трое суток
четверо малышей
двое очков
семеро смельчаков
пятеро ребят



409. Прочитайте. Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите своё мнение. Спишите. Над числительными, обозначающими целые числа, напишите букву ц., над дробными — д., над собирательными — с. • Подчеркните составные числительные как члены предложения.


410. Перед вами два объявления. Сравните их. В одном из них даты и часы записаны цифрами, а в другом — словами. Какой вид записи чаще используется? Докажите, что этот текст написан в официально-деловом стиле.

В тексте официально-делового стиля употребляются установленные формулировки, определенная структура, которая прослеживается в данных объявлениях.

Источник

Урок русского языка «Обобщение изученного по теме «Имя числительное»». 6-й класс

Класс: 6

Цель: Обобщить изученное по теме «Имя числительное».

Задачи:

  • Проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме
  • Систематизировать и обобщить знания о числительном как части речи.
  • Закрепить и проверить умения правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.
  • Развивать творческие способности учащихся, самостоятельность.
  • Развивать внимание, логическое мышление, учить обобщать и систематизировать.
  • Воспитывать уважение и любовь к родному языку, истории родного города.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация внимания

Монолог учителя: Я родилась 14 апреля 1987 года. Работаю в 9 школе с 2012 года. Мой кабинет №42 находится на 3 этаже. Я считаю, что один в поле не воин, что только вместе можно добиться результатов. Верю в то, что за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Нужно ставить перед собой четкие цели и постепенно решать задачи. Я на седьмом небе от счастья, когда все 20 человек в классе хорошо работают на уроке. Но для этого приходится работать до седьмого пота.

Проблемный вопрос: Вы догадались, какую тему нам сегодня предстоит повторить?

Открыть доску, тетради, число, классная работа, тема. Запишите.

3. Реализация домашнего задания

Дома вы должны были составить опорную схему, кластер «Числительное как часть речи». Давайте запишем на доске. (По очереди к доске, заполняем по одной стрелке)

4. Постановка целей урока

Давайте сегодня не только повторим сведения о числительных, но и заочно посетим краеведческий музей города Воскресенск.

Как вы считаете, что же сегодня мы должны повторить? Какие цели перед собой поставим?

— повторить разряды имен числительных.

— повторить орфограмму «Правописание буквы ь в середине и на конце числительных».

— повторить особенности склонения числительных.

— повторить особенности употребления числительных в речи.

Учитель: и узнать интересные факты о родном городе.

Молодцы. У вас все получится!

5. Выполнение заданий на повторение и закрепление

А) Повторение орфограммы «Правописание буквы ь в середине и на конце числительных».

Для того, чтобы попасть в краеведческий музей, нужно, конечно же, приобрести билет.

Вот цены на билеты (выводятся постепенно):

  • Для отличников: 674 рубля 19 копеек
  • Для хорошистов: 789 рублей 11 копеек

Для тех, «кто скоро будет хорошистом»: 958 рублей 16 копеек

Не переживайте, посещение музея виртуальное, поэтому платить не будем. Будем записывать числительное словами. Запишите стоимость своего билета.

Проверка – вызвать сразу три человека («5», «4», «3»), объяснить правописание числительных, выделить корни.

Вывод: в каких числительных пишется в середине ь? Не пишется?

Опорная схема на экране.

Молодцы. Мы можем зайти в музей.

Б) Повторение темы простые и составные числительные.

Предлагаю вам ответить на вопросы. Перед вами карта Воскресенского района с подсказками. Ответ должен быть полным.

1) В каком году был основан город Воскресенск? (1938 году)

2) Сколько сейчас лет нашему городу? (76)

3) Со сколькими районами граничит Воскресенский район? (с 5)

4) Как далеко он расположен от Москвы? (88 км)

Правильные ответы выводятся на экране. Какие числительные называются простыми? Составными? Назовите простые? Составные?

В) Повторение темы «Разряды имен числительных», синтаксическая роль числительных.

А где же в нашем городе находится краеведческий музей? (Усадьба Кривякино, парк, на берегу Москвы-реки)

Познакомьтесь с такой информацией (текст читает ученик, четко проговаривая числительные):

Краеведческий музей в усадьбе Кривякино появился двадцать семь лет назад, в 1988 году. В девятнадцатом веке здесь жил известный писатель Иван Лажечников. А в другой усадьбе, Спасское, летом 1851 года гостил Николай Васильевич Гоголь. Современники вспоминают, что этим летом Гоголь написал семь глав второго тома знаменитой поэмы «Мертвые души».

  • Устно: Назовите числительные, определите их разряд. Числительные каких разрядов не встретились? Назовите. Приведите примеры.
  • Письменно: Спишите последнее предложение, добавив в него название усадьбы. Подчеркните члены предложения в последнем предложении.
  • Правильный разбор – на экране. Проверьте работу, исправьте ошибки. Кто выполнил работу без ошибок?
  • Почему в данном предложении стоит запятая?
  • Устно, повторение: Какую синтаксическую роль могут выполнять числительные?
  • Приведите примеры, когда числительное является сказуемым, подлежащим?
Читайте также:  Печенье из слоеного теста с грушей

Г) Повторение темы «Склонение числительных. Падежные окончания числительных».

Большое значение для развития нашего города всегда имела железная дорога. В краеведческом музее можно найти документы с такими фактами (проецируется текст, читаем про себя):

20 июня 1862 года было окончено стр…ительство желез…ой дороги и станц…и Воскресенск. Первое время п…езда ходили ре…ко: 2 раза в день. Состав из 6-8 вагонч…ков перев…зил около 250 па…ажиров. Вагоны были маленькие, осв…щены свечами. По переписи 1926 года в пр…станцио…ом поселке прож…вало более 600 человек.

Работа с текстом:

  • Устно: Найдите прилагательное, образованное суффиксальным способом. (Железный)
  • Устно: Найдите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом. (пристанционный). Объясните правописание суффикса.
  • Устно: Найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом. (вагончики, маленький)
  • Устно: Найдите слово, правописание приставки которого зависит от лексического значения. (пристанционном)
  • Устно: Найдите слово, для объяснения правописания которого необходимо поставить слово в форму Р.п. (вагончик)
  • Устно: Объясните правописание слов пассажиров, станции, редко.
  • Письменно: Найдите слова с проверяемой гласной в корне. Запишите их, подберите проверочное.

Спишите предложение №3 (1 вариант) и предложение №5 (2 вариант), заменяя числительные словами, кроме даты.

На экране:

1 в: Состав из 6-8 вагонч…ков перев…зил около 250 па(с\сс)ажиров.

2 в: По переписи 1926 года в пр…станцио(н\нн)ом поселке прож…вало более 600 человек.

Взаимопроверка. Кто не выполнил это задание без ошибок?

Ответ учеников.

Ответ на экране.

6. Физминутка

1) Отдохнуть, зарядка, сели.

2) Немного отдохните. Хочу познакомить вас с необычным видом творчества – цифровыми стихотворениями. (Читают учащиеся с необходимой интонацией)

Гимн России

108 — 11 — 317
17 — 14 — 142
15 — 13 -15 — 17
11 — 200 — 732

Д) Поиск ошибок. Устно.

Продолжим изучать данные о Воскресенске и выполним следующее задание.

Не все документы составлены правильно. Иногда работникам музей приходится исправлять ошибки в предложениях. Помогите им.

1) Первый дом в нашем городе был заложен в августе тысячи девятьсот тридцатого года в поле, где раньше сажали картофель. Сейчас это улица Октябрьская.

2) К 11 июля тысячидевятисот тридцатьвосьмого года домов было уже около пятьсот пятьдесят, а также три школы, в которых обучалось около две тысячи триста детей. Первая школа – это школа №2.

3) У четверо наших ребят из хоккейной команды «Химик» являются обладателями мирового Кубка Стенли.

4) По последнее переписи население Воскресенского района составляет более сто пятьдесят пяти тысячи человек.

Что вы знаете о склонении числительного 100, 90, 40? А о происхождении числительного 40?

7. Развитие речи. Творческое задание

Работа в 4 группах: Составить текст, используя числительные «Каким я вижу Воскресенск в будущем». Конечно же, числительные должны быть записаны правильно.

Проверка. Чтение текстов.

8. Контроль знаний. Тестирование

А сейчас попробуйте свои силы в самостоятельной работе. Предлагаю вам выполнить тест. Перед вами два варианта. Тест №1 – повышенной сложности. Тест №2 – средней сложности. Выберите и приступайте к выполнению. На выполнение вам отводится 5 минут.

Тест на «4»

1. Найдите неверное утверждение: Числительное обозначает.

1. количество предметов
2. порядок при счёте
3. признак предмета
4. число

2. В каком варианте все числительные простые?

1. пятьдесят, двадцать, сорок два
2. три, пять, восемь
3. шестьсот, девять, сто сорок
4. четыре, восемьсот, девятнадцать

3. В каком числительном в середине нужен Ь?

1. пят(?)надцать
2. сем(?)десят
3. девят(?)надцать
4. восем(?)надцать

4. В названии какого произведения есть собирательное числительное?

1. «Тысяча и одна ночь»
2. «Три мушкетера»
3. «Трое в лодке, не считая собаки»
4. «Двенадцать стульев»

5. Найдите вариант ответа с ошибкой.
1. С пятидесятью рублями
2. У трёхсот детей
3. Более девятисот человек
4. Почти семьсот рублей

Тест на «5»

1. В каком числительном Ь не пишется в середине?
1. Учиться и в 60 лет не поздно.
2. В 17 лет я закончу школу.
3. Когда беда пройдет и все уймется, тотчас 500 советчиков найдется
4. В доме №70 живет моя бабушка.

2. Вычеркните слова, с которыми собирательным числительным «дружить» запрещено.
1. Двое (певицы, джинсы, котята, ребята).
2. Четверо (сани, коты, семиклассницы, часы).
3. Семеро (козлята, сутки, подруги, дети).
4. Обе (мальчики, девочки, руки, стены).

Читайте также:  Желе из груши на зиму джем

3. В каком сочетании нет грамматической ошибки?
1. К восемь целых две пятых прибавить шесть
2. У пятьсот человек
3. С двухстами книгами
4. Двухсот дней

4. Найдите 1 верное утверждение:
1. Двадцать два градуса, пятеро друзей, семнадцать рублей — числительные, обозначающие целые числа.
2. Трое суток, четверо малышей, двое очков — собирательные числительные.
3. Одна пятая сада, восемь груш, девять целых пять десятых метра — дробные числительные.
4. Девятка, девятиэтажка, девятая – существительные.

5. Найдите 1 неверное утверждение:
1. Числительное ОДИН изменяется по падежам и родам.
2. При склонении числительные 40, 90, 100 имеют две формы.
3. В сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.
4. Слова ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА относятся к существительным.

При необходимости – ответы к тесту, обсуждение.

9. Подведение итогов. Рефлексия

Как вы считаете, все у нас получилось? Все цели достигнуты?

Удалось

Не удалось,
поработаю дома

Настроение

Повторить разряды имен числительных.

Повторить орфограмму «Правописание буквы ь в середине и на конце числительных»

Повторить особенности склонения числительных

Повторить синтаксическую роль числительных

Узнать интересные факты о родном городе

10. Домашнее задание

Найти интересные факты о Воскресенске, которые не прозвучали на уроке, обязательно с числительными. Числительные должны быть записаны словами в нужной форме.

Источник

Лексико-грамматические разряды числительных, их морфологические свойства

Имя числительное как часть речи

Имя числительное – часть речи, которая обозначает отвлеченные числа или количество предметов и их порядок при счете.

Абстрактно-количественная семантика резко отличает числительные от других частей речи. Числительные обозначают точное количество предметов. Этим они существенно отличаются от слов типа много, мало, которые выражают неопределенное количество предметов.

Имена числительные склоняются, т.е. изменяются по падежам. У числительных отсутствует грамматические категории рода и числа. Лишь отдельные слова этого разряда обладают формами рода и числа: один – одна, одно, одни; два – две, тысяча, миллион, миллиард, полтора – полторы.

В предложении имена числительные выступают в функции подлежащего, сказуемого, дополнения, определения: Сто (подл.) делится на двадцать (доп.). Дважды два – четыре (сказ.). Библиотекарь вернулся с двумя (опр.) книгами.

В сочетание с существительными числительное обычно образует нечленимое синтаксическое целое и выступает вместе с ним в функции одного члена предложения: В саду растут три яблони (подл.). У ней было четверо сыновей (подл.). Он вырастил двоих детей (доп.). Уже двое суток (обст.) ревел шторм.

Лексико-грамматические разряды числительных:

При выделении разрядов числительных в первую очередь учитывается своеобразие лексической семантики данной группы слов, которые по-разному называют количественные признаки считаемых предметов (три, трое, третий, одна третья) . По лексическим и грамматическим признакам выделяются:

1. Количественные числительные называют число или количество предметов в виде целых величин и отвечают на вопрос сколько ?

Количественные числительные делятся на два разряда:

Определенно-количественные числительные (собственно-количественные) называют определенное число или количество в виде целых величин (пять, сто, три­дцать один).

1) Изменяются по падежам (один – одного — одному и т.д.).

2) Не изменяются по числам; исключение – числительное один (один – одни).

3) Не имеют рода, исключение – числительное один (один – одна — одно) ; и числительное два , у которого противопоставлены две ро­довые формы — женская (две) и общая для мужского и среднего ро­да (два).

1) Управляют существительными в родительном падеже ( два стола, пять девушек).

2) Образуя словосочетание с существительным, выступают единым неделимым членом предложения:

· Четыре самолета , сжигая последние литры горючего, кружились над площадкой. – подлежащее (газ.);

· Лес горит уже два дня. – обстоятельство;

· Из-за перегородки вышла девочка лет четырнадцати. – определение ;

· Море вдруг всколыхнулось вокруг, расплескалось в шумном беге и оставило на бреге тридцать три богатыря . – дополнение (А.П.).

3) Являются средствами выражения счета: К трем прибавить два по­лучится пять ;

4) По структуре определенно-количественные числительные могут быть:

· простыми ( один, два, десять и т. д.)

· сложными ( шестнадцать, восемьдесят, девяносто и т. д.)

· составными ( сто три, двести восемьдесят семь и т. д.)

При анализе следует отличать количественные числительные в соче­тании с существительными от счетных существительных типа: двойка, тройка, десяток, сотня и др . Ср.: Через десять минут будет лагерь; Запомните: летчик — это имя собирательное. На него работают десятки людей (газ.).

Счетные существительные в отличие от числительных изменяются :

· по числам (четверка — четверки) ;

· имеют постоянный признак рода ( четверка — ж. р., десяток — м.р.);

· могут иметь согласованные определения (отважная четверка, по­следний десяток) ;

· сочетаются с числительными (две четверки, пять десятков) .

Неопределенно-количественные числительные имеют значение (большего или малого) количества: много, мало, немного, немало, несколь­ко, сколько, столько; сюда же причисляются бездна, гибель, масса, прорва, пропасть, тьма, уйма и т.д.

1) Отвечают на вопрос сколько ?

2) Слова сколько, столько, несколько изменяются по падежам; сло­ва мало, немало, много, немного не изменяются по падежам.

3) Не изменяются по родам.

4) Не изменяются по числам.

1) Сочетаются и управляют существительными в родительном падеже (несколько человек, уйма песка, прорва людей).

2) Выступают единым членом предложения:

· Подлежащее: Несколько иностранных журналистов остались на съемочной пло­щадке.

· Дополнение: Вычистил ровно в назначенный срок несколько пар разноцветных сапог .

· Обстоятельство: Задача решается несколькими способами .

3) От определенно-количественных числительных следует отличать совпадающие с ними по звучанию и значению наречия. (Ср.: У нас есть немного времени (числ.) — Мы немного устали (наре­чие); Возьми несколько яблок (числ.) — Задание несколько отличается от предыдущего (наречие).

2. Порядковые числительные обозначают порядок перечисления предме­тов и отвечают на вопрос который?

1) Изменяются по родам ( пятое яблоко, пятая булка, пятый дом).

2) Изменяясь по числам, порядковые числительные тем не менее во множествен­ном числе свободно не употребляются: невозможно сказать пятые яблоки, двадцать восьмые тетради , так как непонятно, что им соответствует в объективной деятельности.

3) Порядковые числительные во множественном числе могут употребляться в современном русском языке только в определенных случаях:

· с существительными pluralia tantum (пятые сутки, вторые очки, тре­тьи джинсы) ;

· с существительными, обозначающими временные промежутки: В пятидесятые годы вели себя иначе, чем в тридцатые или двадцатые ;

· в сочетаниях (первые этажи, вторые классы, четвер­тые курсы) ;

· в дробных числительных (три десятых, восемь сотых, две пятых) ;

· в сочетаниях (первые блюда, вторые блюда, третьи блюда) ;

· изменяются по падежам по типу качественно-относительного скло­нения прилагательных твердого варианта (пятый, пятого, пятому и т.д.)

1) Определение: Покамест моего романа я кончил первую главу (П.).

2) Именное сказуемое: Дом был вторым на улице (А.Ч.).

3) Подлежащее или дополнение (при условии субстантивации): В том году, как стал прибаливать наш прежний первый , Востроухов наде­ялся на его место (Ю.Т.); Без первых не начинается ни одно дело (Ю.Т.).

3. Собирательные числительные обозначают определенное количество как единое целое.

1) Образуются от количественных числительных первого десятка от двух до десяти (двое, трое, четверо и т.д.)

2) Имеют специфические суффиксы — е, -оjэ,- ер

3) Рода не имеют (кроме оба )

4) Числа не имеют

5) Изменяются по падежам (двое – двоих — двоим и т.д.)

6) По структуре всегда простые, в состав дробных входить не могут.

7) В счете не участвуют.

1) Имеют ограниченную сочетаемость с именами существительными:

· сочетаются только с названиями лиц мужского рода и общего рода (трое мальчиков, четверо сирот) ;

· со словами pluralia tantum (трое суток, двое ножниц) ;

· с названиями парных предметов (двое носков, трое чулок) ;

· с названиями животных (невзрослых) (трое щенят, пятеро котят) ;

2) В предложении могут быть:

· подлежащим: Двое молодых людей тут же завтракали (П.);

· дополнением: Дети мечтали о двух котятах.

4. Дробные числительные называют определенное число или количество как часть целого и состоят из количественных и порядковых числительных.

1) По структуре дробные числительные являются составными: количественное числительное — числитель дроби, порядковое — знаме­натель (две пятых).

2) Изменяются по падежам: при склонении изменятся каждое слово.

3) Специфической особенностью дробных числительных является род (если он есть). Слово один в дробном числительном употребляется только в женском роде единственного числа (одна десятая) ; два — также только в ж. р. (две десятых, две пятых).

4) Специфическая особенность дробных числительных и число: по­рядковые числительные, свободно изменяясь по числам, в дробных употребляются только во мн.ч. (две десятых, три восьмых, но: одна сотая).

При анализе дробные числительные следует отличать от сочетаний количественных числительных с существительными треть, четверть: две третьих — дробное числительное, а две трети — сочетание числительного с существительным. (Ср.: Мы спим треть жизни . Что же нам остается делать с ос­тальной частью жизни? Только одно: достойно прободрствовать остальные две трети (Крив.).

1) Дробные числительные управляют родительным падежом существительного (две трети суммы , одна пятая веса) .

2) В предложении могут выступать в роли:

· подлежащего: Три четвертых веса пшеницы есть крахмал (газ.);

· обстоятельства: Только одну десятую часть своего времени человек занимается активным умственным трудом (газ.);

· дополнения: Мы потеряли две пятых нашего свободного времени (газ.).

Источник

Плодовые деревья и их плоды © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

Adblock
detector
Как вы оцените свою работу на уроке — Заполните лист настроения, все как обычно.
Сегодня на уроке мне