Меню

В яблоке или груше съедобным являются бывшие семязачатки

Часть 1 выбери один правильный ответ

В настоящее время перед учителем биологии в общеобразовательной школе стоит очень сложная задача – подготовить обучающихся 9 классов к Государственной итоговой аттестации. Особенно трудно повторить курс ботаники, т.к. дети изучали этот материал в 6 классе один час в неделю. Я составила задания по каждому разделу и предлагаю проверочные работы. Надеюсь, что это поможет учителям подготовить учащихся к экзамену, а учащимся успешно его сдать.

Контрольная работа №1

по теме: «Общее знакомство с растениями»

Часть 1. Выбери один правильный ответ.

А1. На русский язык переводится, как слова «растение, трава»:

А2. Не является органом цветкового растения:

А3. Липа отличается от жука:

способностью к росту

отсутствием покровной ткани

А4. Корни одного растения называются корневой системой, потому, что:

у растения много корней

все корни растения связаны общей функцией

у корней разные названия

все корни растут из одного корня

А5. Какую из перечисленных функций корни не выполняют:

закрепление растений в почве

всасывание воды и минеральных веществ из почвы

запасание питательных веществ из почвы

образование питательных веществ в растении

А6. Корни, которые образуются на донце луковицы чеснока, называются:

А7. Почки, из которых вырастают яблоки, называются

А8. К вегетативным органам и частям растения не относится:

А9. Плоды вишни образуются из:

А10. Семена образуются:

на рыльце пестика

в завязи пестика

в столбике пестика

в пыльнике тычинки

Часть 2. Выбери несколько правильных ответов.

В1. Выбери растения, у которых сложные листья:

А) конский каштан

Б) желтая акация

В2. Выберите растения с дуговым жилкованием листьев:

А) Пальма веерная

В3 . Выберите растения, у которых плоды сухие многосемянные:

Г) Вика посевная

В4 . Выберите растения, у которых плоды сочные односемянные:

В5 . Выберите правильные утверждения.

А) Все растения, существующие на Земле, имеют цветки.

Б) Цветок – это орган полового размножения растений.

В) Все цветки устроены одинаково

Г) Плоды образуются из завязи и иногда из цветоложа.

Д) Растения, у которых тычиночные и пестичные цветки развиваются на одном растении, называются однодомными.

Е) Двойной околоцветник образован венчиком цветка.

Часть3. Задания на установление соответствия

Соотнесите тип плода с его названием.

2.Соотнесите название растений со способами распространения плодов.

2) Распространение птицами, млекопитающими животными

3. Установите соответствие по двум признакам между названием растения и типом его листьев.

В) Лист тройчатый

Г) Лист пильчатый

Часть 4. Ответьте письменно на вопросы.

С1. Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?

С2. Какие существуют приспособления у плодов растений для распространения и расселения?

Контрольная работа №2

По теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Часть 1. Выбери один правильный ответ.

А1. Фотосинтезирующие клетки находятся:

Только в кожице листа

В кожице и мякоти листа

Во всех клетках листа

А2. Запасные органические вещества в стебле липы откладываются в клетках:

А3. Продуктами фотосинтеза являются:

Углекислый газ и вода

Вода и кислород

Кислород и глюкоза

Углекислый газ и кислород

А4. Каковы будут последствия повреждения коры плодового дерева (кольцевой срез на высоте 1м):

вода и минеральные вещества не поступят в листья

органические вещества не поступят в цветы

органические вещества не дойдут до корней

органические вещества не будут образовываться

А5.Процесс фотосинтеза не будет происходить без:

лейкопластов в клетках листа

А6. Цветковые растения размножаются:

семенами и вегетативным путем

только вегетативным путем

А7. Цветком с двойным околоцветником называется тот, у которого есть:

пестики и тычинки

лепестки и чашелистики

венчик и пестик

цветоножка и пестик

А8. Цветки, у которых есть пестики и тычинки, называются:

А9. Плод цветкового растения развивается из:

А10. Что вы разгрызаете в первую очередь, когда грызете семечки?

А11. Пестик и тычинка – главные части цветка, потому что они:

являются органами размножения

самые сложные по строению части

А12. Из центральной клетки после ее слияния со спермием возникает:

Читайте также:  Груша с наконечник вагинальный

зародыш 3) эндосперм

семязачаток 4) зигота

А13. В яблоке или груше съедобными являются бывшие:

семязачатки 2) стенки завязи 3)цветоложе 4) пыльника

А14. Наиболее приспособлены к распространению ветром семена:

А15. Для прорастания семян необязательным условием является:

А16. Вода необходима для прорастания семян, потому что:

зародыш потребляет только растворенные питательные вещества

в воде растворены органические вещества

в воде находятся минеральные вещества

при прорастании необходимо увеличить массу семян

А17. Жизни и развитие цветкового растения начинается с:

А18. За один год может заканчивать свой жизненный цикл:

А19. Растения считаются на Земле основным источником:

А20. К вегетативным органам и частям растения не относится:

цветок 2) стебель 3) лист 4) почка

Часть 2.Задания на установление соответствия.

В1 . Установите соответствие между процессами, происходящими при дыхании и фотосинтезе, и их характеристиками.

А) Кислород выделяется

Б) Органические вещества расходуются

В) Энергия накапливается

Г) Кислород поглощается

Д) Происходит почти у всех организмов

Е) Происходит только у растений и некоторых бактерий

В2. Укажите последовательность процессов, происходящих при фотосинтезе :

А) образование сахара

Б) освещение листьев солнцем

В) поступление воды и углекислого газа

Г) выделение кислорода

Д) разложение воды солнечным светом

В3. Установите последовательность слоев дерева, начиная с наружного:

Часть3. Ответьте письменно на вопросы.

С1. Откуда берут вещества растения для своего роста и развития?

С2. Почему многие растения погибают при избыточном поливе?

С3. Почему надо пропалывать огород?

Контрольная работа №3

По теме: «Основные отделы царства растений»

Часть1. Выбери один правильный ответ.

А1 . Самой крупной из перечисленных систематических групп является:

Вид 2) род 3) семейство 4) класс

А2. К покрытосеменным растениям относятся все :

цветковые растения 3) растения, дающие семена

растения Земли 4) опыляемые растения

А3. Если у растения параллельное жилкование листьев, то у него скорее всего :

мочковатая корневая система и зародыш с двумя семядолями

мочковатая корневая система и зародыш с одной семядолей

стержневая корневая система и зародыш с двумя семядолями

стержневая корневая система и зародыш с одной семядолей

А4 . В каком случае указано название отдела растений?

Злаки 2) голосеменные 3) однодольные 4) двудольные

А5 . Общим для семейства крестоцветных является:

плод стручок или стручочек

параллельное жилкование листьев

А6. Органоидом, реагирующим на свет у хлореллы является:

хроматофор 2) жгутик 3) глазок 4) ядро

А7 . К многоклеточным зеленым водорослям относится:

хламидомонада2) спирогира 3) хлорококк 4) хлорелла

А8. Папоротники относят к высшим растениям, потому, что у них есть:

ризоиды 2) хлорофилл 3) органы растения 4) споры

А9 . Из споры мха вырастет:

коробочка со спорами

зеленое растение с листьями и стеблем

предросток (зеленая нить)

А10 . Подземная часть у хвощей образована:

корнями 2) корневищами 3) клубнями 4) луковицами

Часть2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

В1 . Выберите только те признаки, которыми обладают растения семейства лилейных :

А) одна семядоля в семени

Б) стержневая корневая система

В) сетчатое жилкование листа

Г) параллельное жилкование листьев

Д) мочковатая корневая система

Е) простой околоцветник

Ж) двойной околоцветник

В2. Выберите только те признаки, которыми обладают растения семейства мотыльковых:

А) стебель видоизменен в луковицу

Б) в зародыше две семядоли

В) имеет главные корни

Г) дуговое жилкование листьев

Д) в околоцветнике 5 лепестков

Часть3. Задания на установление соответствия.

С1. Установите соответствие между признаком растения и классом, к которому оно принадлежит.

А) корень стержневой

Б) жилкование листьев дуговое

В) корень мочковатый

Г) жилкование сетчатое

Часть4. Ответьте письменно на вопрос.

1). Как в промышленности и медицине используют хвойные деревья?

Контрольная работа №4

По теме: «Бактерии, грибы, лишайники»

Часть1. Выбери один правильный ответ.

А1 . Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

клеточной оболочки 2) цитоплазмы 3) ядра 4) рибосом

А2 . Бактерии наиболее полезные для человека:

Читайте также:  Что такое груша в буране

1) стрептококки 3) молочнокислые

2) туберкулезные палочки 4) пневмококки

А4 . В каких отношениях находится гриб и водоросль, образующая лишайник:

гриб паразитирует на водоросли

водоросль паразитирует на грибе

гриб и водоросль взаимно полезны друг другу

каждый живет как самостоятельный организм.

А5 . Сахар превращают в спирт с помощью:

А6 . Съедобная часть белого гриба называется :

А7. Антибиотики готовят из:

А8. С появлением растений на Земле атмосфера обогатилась:

азотом и углекислым газом

А9. Первыми семенными растениями были:

голосеменные хвойные растения

А10 . Повсеместное распространение покрытосеменных растений на Земле связано с появлением :

Часть2. Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, и объясните их.

Подавляющее большинство бактерий – фотосинтезирующие организмы. 2. Они широко распространены в природе и разлагают органические вещества – останки и продукты жизнедеятельности других организмов. 3. При делении бактерий их ядро и цитоплазма делятся пополам. 4. Две новые бактериальные клетки содержат по 4 хромосомы, так же как и материнская клетка. 5. Бактерии используются в пищевой, текстильной, медицинской промышленности. 6. Все бактерии – паразиты.

Составила Семенова Ольга Леонидовна учитель биологии высшей категории школы №12 г. Шиханы Саратовской области.

Источник

В яблоке или груше съедобным являются бывшие семязачатки

Плод — генеративный орган покрытосеменных растений, включающий в себя семена и образующийся из одного цветка. Плод играет ключевую роль в размножении и распространении цветковых (покрытосеменных) растений.

Главная функция плода — формирование, защита и распространение содержащихся в нем семян. Плоды употребляют в пищу животные, и, что очень важно, семена устойчивы к действию соков в пищеварительном тракте за счет плотных покровов — семенной кожуры, так что семена выходят из ЖКТ неповрежденными.

Количество семян в плоде равно количеству семязачатков, образующихся в завязи. Из стенок завязи развивается околоплодник, защищающий семена от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Околоплодник также называется перикарпий от греч. karpós плод. Перикарпий состоит из трех слоев: наружного — экзокарпия (гр.exo снаружи, вне), среднего — мезокарпия (от греч. mesos средний, промежуточный), внутреннего — эндокарпия (греч. endo — внутри).

Деление плодов на группы

По каким наиболее важным признакам можно классифицировать плоды?

  • По количеству семян плоды подразделяются на:
    • Односемянные — имеют одно семя, развившееся из единственного семязачатка. У подсолнечника, пшеницы.
    • Многосемянные — содержат множество семян, каждое из которых сформировано одним семязачатком. У тыквы, помидора, гороха, смородины.
  • По содержанию воды в составе околоплодника плоды делятся на:
    • Сочные — околоплодник представлен сочной мякотью. Вишня, огурец, крыжовник, слива, яблоня.
    • Сухие — с кожистым или деревянистым околоплодником. Пшеница, подсолнечник, горох, капуста.
  • По особенностям вскрывания плодов:
    • Вскрывающиеся — сухие многосемянные плоды. У них плоды раскрываются и семена выпадают. Такие плоды есть у гороха (раскрываются двумя створками), мака (раскрываются двумя дырочками).
    • Невскрывающиеся — почти все односемянные и сочные плоды. Орех, желудь, зерновка.
Виды плодов

Плоды подразделяются на основе типа гинецея. Гинецей (лат. gynaecēum, греч. — женская половина [в древнегреческом доме]) — совокупность плодолистиков цветка, образующих один или несколько пестиков цветка.

Имеется и другое определение. Гинецей — совокупность пестиков цветка (частей цветка, образованных плодолистиками). На основе этого выделяют:

    Плоды монокарпии (от др.-греч. μόνος «один»)

Гинецей состоит из одного пестика, образованного одним плодолистиком.

    Однолистовка — сухой многосемянной плод, вскрывающийся по брюшному шву. Такие плоды имеются у растений рода сокирки (консолида), у цимицифуги, багрянника, живокости полевой.

Из каждого отдельного пестика на цветке развивается свой свободный плод, эволюционно эти плоды наиболее древние. Возникают из цветов с верхней завязью.

    Многокостянка — многосемянной сборный плод, состоящий из двух или более сочных костянок на сухом цветоложе. Мезокарпий у каждого плода сочный, эндокарпий — сухой. Имеется у малины, ежевики.

Земляничина (фрага) — плод типа многоорешка, с особенностями: у земляники орешки расположены в мякоти сочного разросшегося цветоложа.

Читайте также:  Десерт с грушами и бананом

Наиболее многочисленная группа плодов, развивающихся из цветков, как с верхней, так и с нижней завязью. Несмотря на то, что завязь в цветке одна, ее происхождение связано со сращением между собой двух и более плодолистиков.

    Ягода — многосемянный невскрывающийся плод с сочным мезокарпием, экзокарпий которого состоит из тонкой кожицы. Есть у помидора, смородины, винограда.

У псевдомонокарпных плодов в гинецее изначально закладывается два и более плодолистиков, но развивается только один, остальные подвергаются редукции.

    Семянка — односемянный сухой невскрывающийся плод у растений с кожистым (большей частью) околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой. Характерен для представителей семейства сложноцветные: одуванчик, подсолнечник, череда, репейник.

Соплодие

Соплодием называют любую совокупность близкорасположенных или сросшихся плодов, развивающуюся из соцветия (нескольких цветков). Вы должны проводить четкую границу между соплодием и сборным плодом, который возникает из одного цветка. Примерами соплодия являются ананас (срастание плодов), у калины соплодие образуется из щитка (близкое расположение плодов).

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

4.4.5. Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение

Цветок

орган семенного размножения растений, видоизмененный, укороченный и ограниченный в росте побег. Часть стебля под цветком, лишенная листьев, — цветоножка (1) продолжается в цветоложе (2). В центре цветка — пестик (6), образующий плодолистики , состоит из рыльца , столбика и завязи , защищающей семяпочку. Пестик окружен тычинками (9) из тычиночной нити (7) и пыльника (8), каждая тычинка несет 4 микроспорангия (пыльцевых мешка).

Тычинки и пестики (главные части цветка) окружены венчиком из лепестков, вокруг — чашелистики (3). Лепестки (4) и чашелистики образуют околоцветник; 5-двойной околоцветник.

Чашелистики происходят от листьев и выполняют защитную функцию. Лепестки произошли от тычинок либо листьев и служат для привлечения насекомых-опылителей.

Число частей околоцветника, количество тычинок и пестиков у каждого вида постоянно. В состав цветка входят особые железы — нектарники , образующие нектар.

несущие и тычинки и пестики – обоеполые

имеющие только тычинки или только пестики – однополые

на которых образуются тычиночные (мужские) и пестичные (женские) цветки, однодомные (обоеполые )

если мужские цветки располагаются на одном растении, а женские — на другом, растения двудомные (однополые) .

Соцветия

специализированный цветоносный побег, который несет цветки и видоизмененные прицветные листья:

простые (а) — цветки расположены на главной оси:

кисть—1 (с цветками на ножках, выходящих из пазух листьев: черемуха, ландыш, капуста)

простой колос —2(соцветие из цветков на цветоносном стебле: подорожник),

корзинка—6 (мелкие цветки расположены на цветоложе: одуванчик, подсолнечник)

простой зонтик—4 (от верхушки стебля отходят короткие цветоножки: лук)

початок – 3 (кукуруза)

сложные (б) – имеют ветвящуюся ось, на которой – цветки:

сложный зонтик—8 (морковь, укроп, петрушка)

сложный колос—10 (пшеница, рожь, ячмень)

метелка—9 (овес, сирень).

Опыление

перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика:

самоопыление в пределах одного цветка происходит у растений, образующих нераскрывающиеся цветки, либо у обоеполых цветков, когда на одном растении образуются и мужские и женские цветки (горох, ячмень)

перекрестное опыление — перенос пыльцы между цветками разных особей, осуществляется разными способами: с помощью насекомых, птиц, летучих мышей, ветра и воды (рожь, кукуруза, огурец). У растений выработались различные приспособления, облегчающие опыление: лепестки цветков ярко окрашены, сильный запах, источаемый цветками, легкая пыльца, переносимая ветром и др. Биологическая целесообразность перекрестного опыления в увеличении генетического разнообразия внутри вида

Развитие половых клеток и оплодотворение у цветковых растений происходит в цветке.

Источник

Adblock
detector