Меню

В яблоке и груше съедобными являются бывшие семязачатки

Часть 1 выбери один правильный ответ

В настоящее время перед учителем биологии в общеобразовательной школе стоит очень сложная задача – подготовить обучающихся 9 классов к Государственной итоговой аттестации. Особенно трудно повторить курс ботаники, т.к. дети изучали этот материал в 6 классе один час в неделю. Я составила задания по каждому разделу и предлагаю проверочные работы. Надеюсь, что это поможет учителям подготовить учащихся к экзамену, а учащимся успешно его сдать.

Контрольная работа №1

по теме: «Общее знакомство с растениями»

Часть 1. Выбери один правильный ответ.

А1. На русский язык переводится, как слова «растение, трава»:

А2. Не является органом цветкового растения:

А3. Липа отличается от жука:

способностью к росту

отсутствием покровной ткани

А4. Корни одного растения называются корневой системой, потому, что:

у растения много корней

все корни растения связаны общей функцией

у корней разные названия

все корни растут из одного корня

А5. Какую из перечисленных функций корни не выполняют:

закрепление растений в почве

всасывание воды и минеральных веществ из почвы

запасание питательных веществ из почвы

образование питательных веществ в растении

А6. Корни, которые образуются на донце луковицы чеснока, называются:

А7. Почки, из которых вырастают яблоки, называются

А8. К вегетативным органам и частям растения не относится:

А9. Плоды вишни образуются из:

А10. Семена образуются:

на рыльце пестика

в завязи пестика

в столбике пестика

в пыльнике тычинки

Часть 2. Выбери несколько правильных ответов.

В1. Выбери растения, у которых сложные листья:

А) конский каштан

Б) желтая акация

В2. Выберите растения с дуговым жилкованием листьев:

А) Пальма веерная

В3 . Выберите растения, у которых плоды сухие многосемянные:

Г) Вика посевная

В4 . Выберите растения, у которых плоды сочные односемянные:

В5 . Выберите правильные утверждения.

А) Все растения, существующие на Земле, имеют цветки.

Б) Цветок – это орган полового размножения растений.

В) Все цветки устроены одинаково

Г) Плоды образуются из завязи и иногда из цветоложа.

Д) Растения, у которых тычиночные и пестичные цветки развиваются на одном растении, называются однодомными.

Е) Двойной околоцветник образован венчиком цветка.

Часть3. Задания на установление соответствия

Соотнесите тип плода с его названием.

2.Соотнесите название растений со способами распространения плодов.

2) Распространение птицами, млекопитающими животными

3. Установите соответствие по двум признакам между названием растения и типом его листьев.

В) Лист тройчатый

Г) Лист пильчатый

Часть 4. Ответьте письменно на вопросы.

С1. Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?

С2. Какие существуют приспособления у плодов растений для распространения и расселения?

Контрольная работа №2

По теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Часть 1. Выбери один правильный ответ.

А1. Фотосинтезирующие клетки находятся:

Только в кожице листа

В кожице и мякоти листа

Во всех клетках листа

А2. Запасные органические вещества в стебле липы откладываются в клетках:

А3. Продуктами фотосинтеза являются:

Углекислый газ и вода

Вода и кислород

Кислород и глюкоза

Углекислый газ и кислород

А4. Каковы будут последствия повреждения коры плодового дерева (кольцевой срез на высоте 1м):

вода и минеральные вещества не поступят в листья

органические вещества не поступят в цветы

органические вещества не дойдут до корней

органические вещества не будут образовываться

А5.Процесс фотосинтеза не будет происходить без:

лейкопластов в клетках листа

А6. Цветковые растения размножаются:

семенами и вегетативным путем

только вегетативным путем

А7. Цветком с двойным околоцветником называется тот, у которого есть:

пестики и тычинки

лепестки и чашелистики

венчик и пестик

цветоножка и пестик

А8. Цветки, у которых есть пестики и тычинки, называются:

А9. Плод цветкового растения развивается из:

А10. Что вы разгрызаете в первую очередь, когда грызете семечки?

А11. Пестик и тычинка – главные части цветка, потому что они:

являются органами размножения

самые сложные по строению части

А12. Из центральной клетки после ее слияния со спермием возникает:

зародыш 3) эндосперм

семязачаток 4) зигота

А13. В яблоке или груше съедобными являются бывшие:

семязачатки 2) стенки завязи 3)цветоложе 4) пыльника

А14. Наиболее приспособлены к распространению ветром семена:

А15. Для прорастания семян необязательным условием является:

А16. Вода необходима для прорастания семян, потому что:

зародыш потребляет только растворенные питательные вещества

в воде растворены органические вещества

в воде находятся минеральные вещества

при прорастании необходимо увеличить массу семян

Читайте также:  Давление в бачке груше в станции

А17. Жизни и развитие цветкового растения начинается с:

А18. За один год может заканчивать свой жизненный цикл:

А19. Растения считаются на Земле основным источником:

А20. К вегетативным органам и частям растения не относится:

цветок 2) стебель 3) лист 4) почка

Часть 2.Задания на установление соответствия.

В1 . Установите соответствие между процессами, происходящими при дыхании и фотосинтезе, и их характеристиками.

А) Кислород выделяется

Б) Органические вещества расходуются

В) Энергия накапливается

Г) Кислород поглощается

Д) Происходит почти у всех организмов

Е) Происходит только у растений и некоторых бактерий

В2. Укажите последовательность процессов, происходящих при фотосинтезе :

А) образование сахара

Б) освещение листьев солнцем

В) поступление воды и углекислого газа

Г) выделение кислорода

Д) разложение воды солнечным светом

В3. Установите последовательность слоев дерева, начиная с наружного:

Часть3. Ответьте письменно на вопросы.

С1. Откуда берут вещества растения для своего роста и развития?

С2. Почему многие растения погибают при избыточном поливе?

С3. Почему надо пропалывать огород?

Контрольная работа №3

По теме: «Основные отделы царства растений»

Часть1. Выбери один правильный ответ.

А1 . Самой крупной из перечисленных систематических групп является:

Вид 2) род 3) семейство 4) класс

А2. К покрытосеменным растениям относятся все :

цветковые растения 3) растения, дающие семена

растения Земли 4) опыляемые растения

А3. Если у растения параллельное жилкование листьев, то у него скорее всего :

мочковатая корневая система и зародыш с двумя семядолями

мочковатая корневая система и зародыш с одной семядолей

стержневая корневая система и зародыш с двумя семядолями

стержневая корневая система и зародыш с одной семядолей

А4 . В каком случае указано название отдела растений?

Злаки 2) голосеменные 3) однодольные 4) двудольные

А5 . Общим для семейства крестоцветных является:

плод стручок или стручочек

параллельное жилкование листьев

А6. Органоидом, реагирующим на свет у хлореллы является:

хроматофор 2) жгутик 3) глазок 4) ядро

А7 . К многоклеточным зеленым водорослям относится:

хламидомонада2) спирогира 3) хлорококк 4) хлорелла

А8. Папоротники относят к высшим растениям, потому, что у них есть:

ризоиды 2) хлорофилл 3) органы растения 4) споры

А9 . Из споры мха вырастет:

коробочка со спорами

зеленое растение с листьями и стеблем

предросток (зеленая нить)

А10 . Подземная часть у хвощей образована:

корнями 2) корневищами 3) клубнями 4) луковицами

Часть2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

В1 . Выберите только те признаки, которыми обладают растения семейства лилейных :

А) одна семядоля в семени

Б) стержневая корневая система

В) сетчатое жилкование листа

Г) параллельное жилкование листьев

Д) мочковатая корневая система

Е) простой околоцветник

Ж) двойной околоцветник

В2. Выберите только те признаки, которыми обладают растения семейства мотыльковых:

А) стебель видоизменен в луковицу

Б) в зародыше две семядоли

В) имеет главные корни

Г) дуговое жилкование листьев

Д) в околоцветнике 5 лепестков

Часть3. Задания на установление соответствия.

С1. Установите соответствие между признаком растения и классом, к которому оно принадлежит.

А) корень стержневой

Б) жилкование листьев дуговое

В) корень мочковатый

Г) жилкование сетчатое

Часть4. Ответьте письменно на вопрос.

1). Как в промышленности и медицине используют хвойные деревья?

Контрольная работа №4

По теме: «Бактерии, грибы, лишайники»

Часть1. Выбери один правильный ответ.

А1 . Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

клеточной оболочки 2) цитоплазмы 3) ядра 4) рибосом

А2 . Бактерии наиболее полезные для человека:

1) стрептококки 3) молочнокислые

2) туберкулезные палочки 4) пневмококки

А4 . В каких отношениях находится гриб и водоросль, образующая лишайник:

гриб паразитирует на водоросли

водоросль паразитирует на грибе

гриб и водоросль взаимно полезны друг другу

каждый живет как самостоятельный организм.

А5 . Сахар превращают в спирт с помощью:

А6 . Съедобная часть белого гриба называется :

А7. Антибиотики готовят из:

А8. С появлением растений на Земле атмосфера обогатилась:

азотом и углекислым газом

А9. Первыми семенными растениями были:

голосеменные хвойные растения

А10 . Повсеместное распространение покрытосеменных растений на Земле связано с появлением :

Часть2. Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, и объясните их.

Подавляющее большинство бактерий – фотосинтезирующие организмы. 2. Они широко распространены в природе и разлагают органические вещества – останки и продукты жизнедеятельности других организмов. 3. При делении бактерий их ядро и цитоплазма делятся пополам. 4. Две новые бактериальные клетки содержат по 4 хромосомы, так же как и материнская клетка. 5. Бактерии используются в пищевой, текстильной, медицинской промышленности. 6. Все бактерии – паразиты.

Читайте также:  Груша рецепты в кулинарии

Составила Семенова Ольга Леонидовна учитель биологии высшей категории школы №12 г. Шиханы Саратовской области.

Источник

Особенности скрещивания фруктовых деревьев о которых вы не слышали

Прививание деревьев. Общие правила

Не только желание экспериментировать или получить компактное ассорти приводит садоводов к решению привить дерево. Для подвоя процедура полезна и способна:

  • Повысить уровень жизнеспособности дерева.
  • Увеличить его урожайность.
  • Омолодить старое дерево и дать ему «вторую жизнь».
  • Возможность контролировать его рост и развитие.

Для привоя процедура может оказаться спасительной, если речь идет о старом и больном дереве, плоды которого вы так любите и хотите сберечь. Процедура прививки основывается на способности любого дерева к регенерации. Процесс происходит благодаря тонкому слою под древесной корой, который носит название камбий.

Он уютно расположился между подкорным лубом и наружными слоями древесины. При процедуре делают срезы на привое и на том месте подвоя, к которому будет прикреплена ветвь. Крепко прижатые друг к другу и закрепленные в таком положении, срезы соприкасаются камбиями, которые и обеспечивают надежное «срастание» двух отдельных частей разных деревьев в процессе заживления искусственных ран.

Активные клетки камбия с каждой из сторон начинают интенсивно размножаться. В результате образуются слои заживляющей ткани, которая срастается и образует единую проводящую ткань. В качестве привоя можно выбирать черенки со сформировавшимися почками, использование такого привоя называют копулировкой. Для окулировки применяют черенки со «спящими» почками. Копулировка более распространена, и грушу на яблоню прививают чаще всего именно таким методом.

Кстати, самым благоприятным периодом для подобных манипуляций для яблони считается вторая половина весны ближе к концу апреля, для груши на месяц позже. Грушу относят к культурам «эгоистам», которые тянут соки на себя. Если грушу к терпеливой яблоне привить можно, то для обратной процедуры высок процент неудач. Отторжение ветки яблони происходит довольно часто, поэтому рассмотрим подробнее прививку груши на яблоню, которая больше подходит для первого опыта.

Совет: прививки могут быть внутри одного вида, между двумя видами и межродовые. Самыми сложными считаются последние. В нашем случае средний уровень сложности. Возможно вам стоит заранее потренироваться, привив грушу одного сорта на грушу другого или провести эту манипуляцию между абрикосами, яблоками или вишнями разных сортов.

Требования к привою и подвою

Чтобы эксперимент закончился успешно, вам придется оценить способность подвоя выдержать дополнительную нагрузку в виде новой плодоносящей ветки. Подвой должен соответствовать следующим требованиям:

  • Обладать прочной, хорошо развитой корневой системой.
  • Быть совместимым с привоем.
  • Быть морозостойким и приспособленным к особенностям климата в вашей местности

В качестве привоя следует выбирать черенки тех деревьев, которое уже неоднократно плодоносили, чтобы не тратить свое время на кота в мешке. Заготавливать черенки для прививания весной лучше всего осенью перед первыми холодами. Если осенью вы не успели, срежьте черенки весной до образования почек. Для прививания летом черенки срезают сразу же.

Совет: в качестве подвоя можно использовать даже не целое дерево, а его пенек. Главное, чтобы пень был свежим, и сохранил корневую систему в целости. Черенки лучше срезать с южной стороны.

Подготовка черенков

Черенки можно приобрести у специальных торговцев, которые предлагают свой товар весной, взять оригинальные сорта у других садоводов или срезать черенки со своего же огорода. Вопреки бытующему убеждению черенки можно заготовить еще с осени. Хотя обычно в продажу они поступают в середине весны. Осенние веточки отлично переносят хранение в холодильнике. При выборе черенков на рынке, обращайте внимание на их состояние: они должны быть здоровыми. Никакой гнили или увядания.

Накануне прививки, подготовьте черенки, замочив их в воде. Эту процедуру можно совершить вечером, достаточно продержать их в воде 12 часов. Утром вытащите черенки из воды, избавьтесь от излишков влаги. Возьмите остро заточенный нож и сделайте косой надрез длиной 3-4 см. Срез лучше делать в направлении противоположном ближайшей почке.

Аналогичный срез делается на яблоне. Постарайтесь сделать так, чтобы срезы были словно две половинки одного целого и идеально подходили друг к другу. Сразу же прикладывайте черенок к срезу на дереве, и обматывайте место соединения изолентой или плотной тканью. Лучше использовать изоленту, она сведет к минимуму попадание кислорода на место соединения.

Читайте также:  Экзотическое варенье из груш

Окислившиеся срезы срастаются медленнее. Если вы все сделали верно, то после 2-3 недель вы уже можете ждать набухания первых почек. В данном случае речь шла о самом простом способе прививки, когда срезы привоя и подвоя идеально совпадают по диаметру.

Совет: не совершайте прививку на молодые яблоньки. Если дерево накануне было пересажено, ему необходимо дать минимум два года на прорастание корневой системы. В противном случае вы зря потратите силы.

Другие способы прививания

Более сложным прививанием считается копулировка с так называемыми «язычками». Срезы делаются по инструкции выше, но перед соединением груши и яблони на каждой делает надрез. Острым ножом следует сделать продольный надрез на свежем срезе. Он должен быть удален от краев среза минимум на 3 см.

При соединении двух срезов, внимательно следите за тем, чтобы надрезы наложились друг на друга. Такой способ поможет увеличить площадь соприкосновения, и ускорить процесс срастания привоя и подвоя. Если вы не можете подобрать место на подвое соответствующее диаметру черенков, то воспользуйтесь способом прививки «под кору».

Этот метод применяют сразу же после начала сокодвижения в яблоне. На яблоньке выбирают место для будущей прививки. Кору хорошенько протирают влажной тряпкой и очищают от грязи. Затем ручной пилой делают косой срез таким образом, чтобы кора отошла только частично. Края и поверхность среза тщательно зачищают острым ножом, она должна быть гладкой.

На черенках слегка отдирают кору на месте будущего соприкосновения и тоже делают срезы. Затем их прикладывают в надрез подвоя под кору. Разместив все черенки, импровизированную «крышечку» из коры закрывают, прижимают к стволу и обматывают обвязкой, чтобы зафиксировать место соединения. Способ » в расщеп» менее результативен, чем метод «под кору».

Но в качестве эксперимента можно попробовать и его. Выберите ветку у подвоя, обычно она гораздо толще черенков. Сделайте в ней раскол таким образом, чтобы две части не развалились, а лишь немного разошлись в стороны, словно лепестки распускающегося цветка. Старайтесь не переборщить. В раскол вставьте заранее подготовленный клин, который на время прививания задержит два половинки ветки в «раскрытом» положении.

Подготовьте черенки. Срез в данном случае стоит делать не по диагонали, а двойной в форме клина. Вставьте черенки в раскол таким образом, чтобы обеспечить максимальное соприкосновение камбиевых слоев. Затем выньте клин-расширитель. Черенки должны автоматически зажаться двумя половинками расколотой ветки, словно попав в тиски. Обмотайте место соединения изолетнтой или плотной тканью, для обеспечивания лучшей фиксации.

Совет: определить активацию сокодвижения легко. Достаточно попробовать руками отделить кусочек коры от дерева. Если отходит хорошо, значит движение соков уже началось.

Дальнейший уход за привитым деревцем

Следите за тем, чтобы обвязка, которой мы прикрепляли привой к подвою, не вросла в дерево. Снимать ее можно после образования первых молодых побегов. Перед срезанием изоленты тщательно проверьте место соединения: оно должно полностью «зажить». Обязательно удаляйте ненужные побеги, которые образуются ниже места прививания.

Они будут вытягивать лишние соки из дерева, которое должно сконцентрироваться на снабжении полезными веществами новой ветки. Если привой сильно пошел в рост, можно провести пинцировку. Процесс представляет собой срезание растущей «верхушки» черенка. Пинцировку лучше всего совершать в переходное время между концом июня и началом июля. Это позволит спровоцировать бурный рост боковых веточек и повысить урожайность привоя.

Совет: в дальнейшем не забывайте подкармливать привитое дерево после опадания всех листочков и перед его цветением. Это позволит укрепить его, и повысить урожайность.

Заключение

Прививание всего лишь один из видов селекционного скрещивания, но он самый доступный для простых садоводов-любителей. Для выведения гибридов плодов необходим ряд условий, среди которых главным считается изолированность. Процесс сложный сам по себе, и обычно им занимаются профессиональные селекционеры. Например, груша Нэши родом из Китая, является успешным результатом гибридного скрещивания. Яблоню на грушу прививают теми же способами, которые мы описали выше.

Не бойтесь пробовать создать универсальное деревце. Даже первый блин, который, как известно, часто получается комом, не должен отбить охоту к этой процедуре. Со временем у вас может появиться настоящий фруктовый рай, который станет предметом для гордости.

Источник

Adblock
detector