Укладка плитки тротуарной

Укладка плитки тротуарной

Расчет расхода материала

Перед тем как приступить к укладке брусчатки необходимо закупить весь необходимый материал и приобрести инструмент. Важно точно просчитать площадь выполнения работ, чтобы купить всю плитку одной партией. Если песок или цемент всегда можно докупить, то плитку будет сложно найти. Если это будет та же модель и тот же производитель, но уже другая партия, то она может не совпадать с предыдущей по оттенку или размеру.

На дорожке, вымощенной плиткой из разных партий, может образоваться смещение и довольно заметное. По этой причине тротуарную плитку нужно закупать сразу в полном объеме и даже на 10% больше для запаса.

Нужно рассчитать всю длину бордюров и закупить соответствующее количество материала. Также, желательно приобрести весь материала и необходимый инструмент, чтобы минимизировать простои в процессе выполнения работ.

Необходимый материал и инструмент:

  • Тротуарная плитка.
  • Бордюр.
  • Геотекстиль.
  • Песок.
  • Щебень.
  • Цемент.
  • Лопата.
  • Грабли.
  • Метла.
  • Тачка.
  • Виброплита (ручная трамбовка).
  • Болгарка с алмазным диском для резки бетона.
  • Резиновая киянка.
  • Молоток.
  • Метрическая рулетка.
  • Уровень.
  • Правило.
  • Ведро.
  • Кельма.
  • Шланг для полива.
  • Колышки и маячный шнур.
  • Средства индивидуальной защиты.

Технология выполнения работ

Перед тем как выложить тротуарную плитку, должна пройти определенная подготовка. Нужно предусмотреть все нюансы, чтобы достичь требуемого результата. Как правильно укладывать тротуарную плитку, часто указывают сами производители брусчатки, но каждый мастер на практике уже наработал собственную технологию.

  1. Подготовка к мощению брусчатки. В первую очередь нужно определить — когда следует начать работу. Рекомендуется начинать работу весной. Определяется назначение дороги. Если это пешеходная тропинка, то достаточно будет использовать плитку толщиной 40 мм. Для дороги, которая периодически будет эксплуатироваться автомобилем, понадобится более толстая брусчатка. Кроме того, если дорожное покрытие будет подвергаться большой нагрузке, то брусчатка ложится на бетонную стяжку. Пешеходную дорожку можно класть на песок или цементно-песчаную сухую смесь. Но перед тем как класть брусчатку на песок, необходимо устроить надежное основание.
  2. Разметка территории. Перед тем, как класть брусчатку своими руками, необходимо выполнить разметки территории и земляные работы. Определяется фронт работ по параметрам мощения. На этом этапе важно правильно определить ширину дороги, чтобы не пришлось обрезать цельную плитку. Также, нужно учесть толщину всех швов.

    Для разметки в углах будущей дороги вбиваются колышки и натягиваются маячные шнуры. Они показывают уровень дорожной поверхности, поэтому горизонталь нужно проверять водяным уровнем. Дорога устраивается таким образом, чтобы был отвод дождевой воды.

  3. Земляные работы. Под местом мощения вынимается земля глубиной до 50 см. Растительный слой можно использовать для устройства ландшафтного дизайна. Дно земляной конструкции выравнивается и тщательно трамбуется виброплитой или ручной трамбовкой.
  4. Настил геотекстиля. На дно земляной конструкции и её стенок расстилается геотекстиль. Он увеличивает прочность изделия и обеспечивает его целостность. Мастера старой закалки часто выполняют работу без тканевой мембраны, не принимая в свой арсенал современные материалы. Но такое нововведение значительно улучшает качество дорожного покрытия.
  5. Засыпка щебнем. Щебень фракциями 20 х 40 мм засыпается в траншею и тщательно уплотняется трамбовкой или виброплитой. Засыпка должна быть толщиной не менее 100 мм. Такая толщина допустима только для пешеходной зоны, для въездов понадобится толщина щебневой засыпки более 150 мм.
  6. Устройство бордюров. Бордюры устанавливаются по заранее выполненной разметке. Выполняется замес цементно-песчаного раствора и наносится на основание вдоль устройства бордюра. Блоки устанавливаются в проектное положение на раствор и подгоняются по уровню. Раствор готовится в пропорции 1:3. После устройства бордюров необходимо оставить работу на сутки, чтобы раствор набрал прочности.
  7. Устройство песчаной засыпки. На уплотненный щебень выполняется устройство песчаной подушки толщиной 150 мм. Засыпка песком выполняется в несколько этапов слоями по 5 – 7 см. Каждый слой поливается водой из шланга и трамбуется виброплитой. Песок лучше брать речной без примесей глины. В этом случае вода будет стекать в грунт и не задерживаться в подсыпке.
  8. Засыпка гарцовкой. Перед тем, как выложить тротуарную плитку, необходимо позаботиться о прочности её укладки. Для этого на песок насыпается цементно-песчаная сухая смесь. Она равномерно распределяется граблями по всей площади кладки. Гарцовка приготовляется из песка с содержанием цемента приблизительно в пропорции 1:8. При попадании воды на гарцовку цемент твердеет и прочно фиксирует брусчатку на своем месте.
  9. Укладка брусчатки. Определившись с рисунком тротуара можно приступать к мощению брусчатки. Необходимо узнать способы, как класть брусчатку своими руками в соответствующих условиях и особенности выполнения работ. Брусчатка кладется в углу, и дальнейшая её укладка ведется от себя, соблюдая заданный рисунок. Плитка устанавливается на гарцовку и уплотняется с помощью резиновой киянки. Уровень задается маячным шнуром. Если поверхность брусчатки выше заданного уровня, то нужно снять уложенный материал и немного убрать слой подсыпки. Если уровень поверхности ниже маяка, то можно будет сделать дополнительную подсыпку. Каждая плитка плотно подгоняется одна к другой.

    При необходимости брусчатку можно обрезать болгаркой с алмазным кругом для резки камня. Уложенная брусчатка проверяется уровнем и правилом. Она должна быть устроена таким образом, чтобы стекала дождевая вода и не образовывались лужи.

  10. Заполнение швов. После того, как брусчатка будет уложена, необходимо заполнить швы кладки. Для этого на дорожную поверхность высыпается сухая цементно-песчаная смесь и равномерно распределяется по всей поверхности. Смесь заполняет швы, а излишки убираются при помощи метлы или веника. После чего кладка поливается водой из шланга. Гарцовка, вступая в контакт с водой — твердеет и прочно фиксирует кладку.

    Если выполняется мощение дороги, которая периодически будет эксплуатироваться автомобилем, то необходимо устроить армированное железобетонное основание. В этом случае используется брусчатка толщиной от 60 мм, она кладется на цементно-песчаный раствор.

Укладка брусчатки своими руками позволит сэкономить значительное количество средств на оплату мастеру. Но, важно соблюдать технологию укладки и качественно выполнять все процессы. На каждом этапе проводится контроль качества работ. Если проигнорировать какой-либо процесс или выполнить его некачественно, то значительно уменьшается срок эксплуатации дорожного покрытия. На материалах также не следует экономить.

Чтобы оптимизировать затраты, можно выбрать золотую середину между качеством и стоимостью. Всякий материал, даже не самый дорогой, должен быть качественным. На устройстве основания также можно где-то сэкономить, но все слои должны быть в наличии, и их толщина должна быть не меньше допустимых норм. Соблюдение всех норм и правил укладки тротуарной плитки позволит длительное время её эксплуатировать.

Подготовка схемы

Схему садовых площадок, дорожек и мощеных подъездов к дому нужно тщательно продумать. Подъезд должен вести от ворот к дому и месту для автомобиля – гаражу или открытой парковке. Пути, по которым будут заезжать машины планируются достаточно широкими и простыми по конфигурации. Они прокладываются с минимальной протяженностью, без лишних поворотов и изгибов. При обустройстве автомобильных дорожек закладывают более толстый слой щебня и используют плитку толщиной от 6 см. Схема прокладки путей начинается с обозначения именно автомобильных заездов.

Автомобильный заезд из тротуарной плитки

После обозначения на схеме автомобильных путей определяется место для площадок. Во-первых, нужно выбрать место для парковки автомобиля, а во-вторых, для обустройства зоны отдыха, если ее планируется выстелить плиткой.

Зона отдыха выложенная плиткой

Далее на схему наносят линии пешеходных дорожек. Они бывают функциональными и декоративными. Функциональные соединяют основные постройки на участке, а также главные зоны (зону отдыха, детскую площадку, сад, огород). Функциональные дорожки тоже не должны быть извилистыми и сложными.

Декоративные дорожки прокладываются внутри той или иной зоны и служат для прогулок и в качестве дополнительного элемента ландшафтного дизайна. Обычно они применяются для оформления сада, лужайки или зоны отдыха. Могут иметь множество изгибов и минимальную ширину. Декоративные дорожки не несут большой нагрузки, поэтому могут долго прослужить без бордюров.

Проектируя дорожки нужно учитывать, что все они должны иметь уклон около 3% по ширине в сторону от построек. Это необходимо для отвода от дома и дополнительных зданий ливневые и талые воды.

Декоративная дорожка из тротуарной плитки На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают услуги проектирования и выполнения ландшафтных работ под ключ. Напрямую пообщаться с представителями можно посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».

Подготовка грунта

Подготовительный процесс включает несложные земельные работы, которые можно выполнить без привлечения спецтехники.

  • Выравнивание площадки. Почва под прокладку должна быть выровнена с учетом запланированного уклона. Технология укладки тротуарной плитки на песок с цементом предполагает устранение всех неровностей, корней деревьев и камней.

  • Уплотнение грунта. Земля под плиткой должна быть хорошо утрамбована, иначе могут возникать проблемы с обустройством песчаной и щебневой подушки. Кроме того, только качественно уплотненный грунт станет надежной основной, на которой плитка не будет проседать, деформироваться и растрескиваться.

  • Углубление. Первый щебневый слой должен располагаться немного ниже уровня земли. Но после укладки всех слоев и плитки покрытие должно на 3-4 сантиметра выступать над землей.

Выравнивание и углубление обеспечивается путем снятия верхнего слоя грунта. Снимать нужно около 20 сантиметров. Это касается пешеходных путей и площадок. Под автомобильный подъезд нужно углубление в 30 см.

Углубление под дорожку

После снятия нужной толщины грунта можно приступать к утрамбовке. Для начала землю увлажняют шлангом с разбрызгивателем. После этого применяют специальный инструмент.

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про гальку для ландшафтного дизайна.

Плюсы и минусы дорожек из тротуарной плитки на песчаной подушке

Тротуарная плитка, уложенная на песчаную и щебневую подушку придает ландшафтному дизайну участка респектабельный и законченный вид. Благодаря разнообразию плитки можно подобрать подходящий вариант под любой архитектурный стиль дома.

Данная технология достаточно проста и может быть выполнена рабочими с элементарными строительными навыками. Весь процесс, включающий подготовку грунта и все последующие этапы, вплоть до затирки швов, может быть осуществлен всего за несколько дней. После этого дорожки и площадки долго прослужат, так как тротуарная плитка обладает высоким сопротивлением к истиранию.

Дорожка из плитки на участке

При необходимости плиточное покрытие можно легко реставрировать путем замены поврежденных элементов. Рельефность материала предотвращает скольжение при минусовых температурах. При этом тротуарная плитка очень прочная и может выдерживать большие нагрузки. Имея все эти достоинства данный материал достаточно экономичный.

Минусом плиточного покрытия можно назвать необходимость следить за тем, чтобы под ним не прорастали корни деревьев. Кроме того, в швы плитки нужно периодически добавлять песочно-цементную затирку. Однако это скорее не минусы, а условия правильного ухода, соблюдая которые можно не переживать о сохранности и эстетичности покрытия на участке.

Укладка — пошаговый план

Единственный минус тротуарной плитки – это дороговизна, как самого материала, так и работ по ее укладке. Но если изучить технологию дела, то вы увидите, что ничего сложного в этом нет. Класть тротуарную плитку своими руками на небольшой территории интересное занятие, сохраняющее бюджет.

Инструменты для работы

Набор инструментов и приспособлений для работы совсем простой:

  • Лопаты;
  • Грабли;
  • Резиновая киянка;
  • Деревянные доски;
  • Уголки и швеллера;
  • Уровень;
  • Болгарка;
  • Мастерок;
  • Самодельная трамбовка;
  • Строительная леска или нить из капрона;
  • Стальные прутья.

Весь этот набор можно найти в любом гараже, поэтому на этапе подбора инструментов затруднений возникнуть не должно.

Расходные материалы

Чтобы класть плитку, нужны следующие материалы:

  • Тротуарная плитка (Пошаговое изготовление тротуарной плитки в домашних условиях);
  • Бордюры;
  • Чистый просеянный песок;
  • Цемент М400;
  • Щебень (отсев или шлак).

Подготовив все материалы, можно приступать к практической части.

Планировочные и разметочные работы

Кладка тротуарной плитки начинается с планировки на бумаге. Для того, чтобы воплотить свой дизайнерский проект нужна схема, как именно будет располагаться каждый элементы. Это схема расположения по цветам и сам способ, как вы собираетесь уложить плитки – рядами, по кругу и т.д.

После чего начинается подготовка территории и разметка, технология которой требует использование стальных прутьев, прочной нити и уровня. Для осуществления работы своими руками этого набора достаточно, чтобы очертить контуры участка, высоты и уклонов. Колышки (прутья) помещаются в грунт, а нить помогает отметить высоту. Необходимо наметить уклоны таким образом, чтобы вода уходила от дома. Если класть плитку таким способом, вы защитите фундамент от влаги, но не стоит делать чрезмерно резкие уклоны и переломы.

Подготовка подстилочного слоя

Теперь нужно определиться со съемом лишнего грунта, так как технология укладки плитки предполагает устройство подстилки (подушки) под нее. Выемка грунта делается так, чтобы вывести всю поверхность вместе с подстилкой на один уровень. Для бордюров требуется выкопать соответствующие траншеи.

Как правильно сделать подстилку:

  • При плотном грунте – слой песка в 5-20 см;
  • При рыхлом грунте – слой гравия в 10-15 см.

Специалисты рекомендуют даже на плотном грунте устроить подстилку с использованием гравия и щебня. Это поможет избежать деформации мощеной поверхности. Если положить плитку на плохо подготовленную поверхность, не исключено проседание.

В качестве подушки под укладку клинкерной или обычной плитки лучше всего использовать тройную подстилку:

  • Геотекстиль (не обязательно);
  • Слой крупного гравия;
  • Мелкий щебень;
  • Слой песка;
  • Песочно-цементная сухая смесь.

Слои гравия и щебня тщательно утрамбовываются, замет засыпаются песком и проливаются водой. Последнее действие повторяют, пока песок прекратит усадку. Правильно выполненная технология позволит создать надежную основу под любую кладку. Профессионалы используют специальные виброплиты для трамбовки, но выполняя работу своими руками можно обойтись и простой трамбовкой из рукояти и тяжелой плитки. Использование геотекстиля не обязательно, но он препятствует прорастанию растений.

Последний слой для укладки – сухая смесь цемента и песка, которую можно купить, но дешевле приготовить ее своими руками. Для этого нужно взять цемент и песок в пропорции 1:5 и засыпать в качестве последнего слоя подстилки на 3-4 см. Распределить эту смесь проще всего граблями, а выровнять с помощью деревянных досок и швеллера.

Бордюр

Бордюр помогает придать всему участку четкую геометрию и завершенный вид. В этом качестве иногда используют плитку большего размера. Бордюр держит всю конструкцию от расползания в разные стороны, особенно если речь идет о небольших участках.

Правильно, чтобы плитка была размешена не ниже, а выше бордюра на 3-5 мм.

Сами элементы бордюра устанавливаются на жидкий раствор М100, борта проливаются этим составом и засыпаются песком.

Кладка

Главная задача при укладке плитки состоит в минимизации зазоров между элементами. Правильно производить работу по диагонали, укладывая каждую плитку вплотную к предыдущей. Весь процесс происходит в направлении от себя, не нарушая ровного слоя песка с цементом.

К укладке плитки можно приступать только через сутки после размещения бордюра.

Киянка поможет выставлять каждую плиту на свое место, а если она не легла, как следует, то нужно поднять и мастерком добавить песка с цементом. По завершению мощения всей территории нужно отрегулировать положение плиток, которые стали не по уровню.

Для окончательной трамбовки клинкерной или каменной брусчатки рекомендуется с помощью вибротрамбовочного аппарата с резиновым покрытием. Данный этап придаст поверхности идеальный вид, впрочем, это не обязательный этап, но желательный.

Часто бывает, что некоторые элементы придется резать болгаркой, особенно когда сема требует сложных линий. Но правильно будет вначале уложить все целые плитки. Резать на глаз не стоит, нужно четко нарисовать линию, приложив каждый элемент на его предполагаемое место.

Завершающий этап

После устранения дефектов поверхности все щели засыпаются гарцовочной смесью песка и цемента. Излишки нужно смыть со шланга с насадкой-распылителем, а щели хорошо увлажнить. Смесь между плитками может сильно просесть, тогда ее нужно добавить еще немного. Такая тщательность не напрасна, ведь стыки берут на себя немалую нагрузку. Поэтому не пропускайте этот этап, даже если вы делаете укладку своими руками для личного пользования. Важно использовать чистый песок, не загрязненный пылью, примесями и солями. При засыпке щелей грязным песком, площадка может начать зарастать сорняками.

Сразу же после укладки ходить по мощенной поверхности нельзя – нужно выждать 2-3 дня.

Какую бы плитку вы не выбрали, выполнив работы своими руками, вы сэкономите хорошую сумму. Это намного лучше, чем экономить на качестве материала, ограничивая свои желания. Прекрасно смотрится брусчатка из камня или клинкерной плитки, создавая стильный дизайн. Технология мощения для разных материалов не отличается, поэтому по описанной схеме вы сможете положить любую плитку своими руками.

Скорее всего вы также искали:

  • Отмостка вокруг дома из тротуарной плитки: инструкция
  • Укладка плитки на деревянный пол — от демонтажа до наклеивания
  • Изготовление вибростола для тротуарной плитки — поэтапная инструкция

Технология укладки тротуарной плитки под легковой автомобиль может пригодиться каждому, у кого есть частный дом или дача. С помощью этого универсального материала можно не только облагородить участок, но и обустроить удобное место для парковки. Давайте рассмотрим, как это сделать в соответствии с основными правилами и требованиями.

Как правило владельцы частных домов обустраивают тротуарной плиткой территорию перед гаражом

Требования к поверхности

Так как речь идет не о простой дорожке или площадке возле крыльца, а именно о парковочном месте, значит и требования к этой поверхности будут выдвинуты более серьезные.

Описанная далее технология укладки рассчитана на стоянку легкового автомобиля, более массивные модели транспорта выдвигают иные требования.

Так как на поверхность будет оказываться довольно значительная нагрузка, со временем она может деформироваться. Чтобы этого не случилось хотя бы в ближайшие годы, необходимо позаботиться о достижении следующих условий:

  • Устойчивость. Плитка под колесами машины не должна шататься и проседать, элементы покрытия должны находиться на одном уровне.
  • Ровная поверхность. Для того чтобы не возникало перекоса нужно заранее выровнять основание, то есть подготовить землю, засыпать подложку и выложить плитку по всем правилам.
  • Плотность основания. Для предотвращения проседания нужно проводить работы на заранее утрамбованном плотном грунте. Дополнительные слои подложки также поддаются трамбовке для уплотнения слоя и удаления пустот между мелкими частицами.
  • Отток воды. На площадке не должны скапливаться лужи, вода может повлиять на целостность покрытия, а именно деформировать его при наступлении морозов или вымыть песчано-цементную подушку.
  • Прочность. Для достижения этого показателя поверхность дополнительно укрепляют по швам, а также трамбуют с помощью вибрации. Подложка позволяет равномерно распределять нагрузку.
  • Обновление. Со временем целостность покрытия может нарушаться, песок вымываться, а некоторые плиточки смещаться, поэтому нужно регулярно проводить ремонтные работы и профилактику дефектов.

Необходимо соблюдать технологию укладки для предотвращения деформации поверхности

Особенности материалов

Для того чтобы выложить площадку из тротуарной плитки с целью создания аккуратного парковочного места, нужно уделить особое внимание используемым материалам, для этой цели вам понадобится:

  • Песок. Используется для укладки в нескольких слоях: в качестве первичной подложки и для подушки, в которую трамбуется плитка. В идеале следует брать речной песок после промывки с модулем крупности не более 2 миллиметров.
  • Щебень. Используется в качестве подложки для обеспечения оттока воды и равномерного распределения нагрузки, фракция в среднем составляет 30-40 мм.
  • Гравий. Этот материал укладывается поверх щебня и заполняет более мелкие пустоты. Выполняет практически ту же функцию. Размер крошки не должен превышать 25 мм.
  • Цемент. Используется для приготовления бетона с целью укрепить границы участка. Оптимальная марка – М500. Также цемент применяется для укрепления фиксирующего слоя песка.
  • Геотекстиль. Это полотно, изготовленное из синтетических нитей повышенной прочности, не поддается гниению и способствует укреплению площадки, повышая её устойчивость к нагрузкам, равномерно распределяет массу, препятствует вымыванию песка.
  • Тротуарная плитка. Основной наружный элемент парковочной площадки, должен обладать повышенной прочностью и стойкостью к истиранию, а также термической устойчивостью, особенно к низким температурам.

Тротуарная плитка под автомобиль должна обладать повышенной прочностью

Укладка подложки

Чтобы плитка легла ровно и создала устойчивую поверхность, нужно правильно соорудить подложку. Для этого используют целый ряд материалов. Каждый слой обязательно нужно утрамбовать, желательно с помощью специальной техники, а также вывести одинаковой толщины, чтобы не сгладить уклон.

Первым слоем укладывается песок, его толщина должна составлять не менее 10 см. Затем можно укладывать крупные компоненты, но многие мастера рекомендуют уже на этом этапе расстелить геотекстиль, чтобы улучшить прочность будущего наслоения. После этого нужно засыпать на полотно щебень. Сверху равномерно распределяется более мелкий гравий. Для уплотнения используйте трамбовочную машину. Общий слой уже зафиксированного в нормальном положении материала должен составлять около 20 см.

В качестве подложки для тротуарной плитки используют щебень и гравий

После укладки гравия наступает очередь песчано-цементной смеси. Для её приготовления смешайте песок и цемент в пропорциях равных 5:1. Этого будет достаточно для того, чтобы зафиксировать положение тротуарной плитки и предотвратить её смещение под массой автомобиля. Дополнительно под песок можно заложить кладочную сетку.

Требования к дорожным покрытиям для проезда автомобиля

Тротуарная плитка укладывается поверх песчаного слоя. Это главная особенность технологии обустройства дорог, тротуаров с помощью изделий данного вида.

В результате обеспечивается достаточный уровень подвижности покрытия без риска нарушения его целостности. Благодаря этому под воздействием интенсивных нагрузок покрытие не деформируется. Автомобили разного веса проезжают по таким дорогам, но плитка не разрушается.

Используемые при монтаже материалы должны выдерживать эксплуатацию в сложных условиях. К ним предъявляют ряд требований, что позволяет контролировать степень надежности дорожного покрытия:

  • необходимо одновременно обеспечить достаточную подвижность покрытия (на минимальном уровне), за счет чего снижается риск разрушения вследствие пучения грунта, промерзания материала, а также высокую степень надежности, благодаря этому под весом машин плитка не будет смещаться;
  • брусчатку и другие виды таких изделий укладываю вплотную, зазоры между элементами должны быть минимальными, слишком широкие швы поспособствуют повышению подвижности покрытия, что приведет к его смещению под весом авто;
  • дорога, покрытая плиткой, должна быть ровной, не допускаются ухабы, волны, бугры, это приведет к неравномерному воздействию нагрузки и сокращению срока службы брусчатки;
  • слой бетона в основании не должен содержать пустоты, если раствор будет недостаточно плотным, это приведет к разрушению дорожного покрытия;
  • обустраивается дренаж, его главная функция — обеспечение возможности отведения воды, т. к. при постоянном контакте с влагой незащищенный бетон разрушается, что обусловлено его способностью впитывать жидкость (до 2% от общего объема);
  • для обустройства покрытия на участках дорог, где повышена интенсивность движения автомобилей, выбирают высокопрочную плитку с отличными показателями морозоустойчивости, прочности;
  • обязательным является наличие бордюра по краям дороги, что позволит упрочнить покрытие, предотвратить смещение плитки под воздействием нагрузки.

Выбор необходимых материалов

Перед покупкой определяют максимальный уровень нагрузки, оказываемой на дорогу. При обустройстве покрытия автостоянки, парковки на даче или во дворе частного дома, а также для других целей действуют одинаковые правила: толщина плитки определяется с учетом веса машин, которые будут проезжать по данному участку.

Размеры не зависят напрямую от уровня оказываемой нагрузки. Однако для авто большого веса рекомендуется укладывать изделия небольшого или среднего размера. Риск их деформации при этом ниже, чем в случае с крупногабаритной брусчаткой. Это обусловлено повышенной устойчивостью к динамическим нагрузкам.

При движении автомобиля продолжительность воздействия тяжеловесного транспорта на каждое отдельное изделие невысокая. Кроме того, прочность малогабаритной плитки выше за счет соотношения сторон и толщины.

Если принимается решение, какую тротуарную плитку выбрать под автомобиль, нужно рассмотреть следующие варианты:

  • клинкерная;
  • вибропрессованная.

Бетонные изделия, произведенные по технологии вибролитья, не подходят. Это обусловлено тем, что на раствор в данном случае оказывает воздействие только вибрация. Для сравнения, вибропрессованная плитка изготавливается по другой технологии: применяют не вязкий раствор, а полусухую цементно-песчаную смесь, которая сначала подвергается влиянию вибрационных волн, а затем — давлению пресса. Такая разновидность отличается более высокой прочностью. В результате покрытие выдерживает давление легковых и грузовых автомобилей.

Вибропрессованная тротуарная плитка для машин используется часто, но ей составляет конкуренцию аналог с таким же уровнем прочности — клинкер. Технология производства (экструзия массы с последующим обжигом) позволяет получить изделия с отличными свойствами. Клинкерная плитка отличается высоким показателем морозоустойчивости, прочности, низкой истираемостью. Поверхность таких изделий нескользкая.

Вспомогательные материалы

Кроме того, если планируется выполнять монтаж своими руками, рекомендуется подготовить другие материалы с подходящими параметрами:

  • песок: используют тщательно очищенный от пыли и сторонних вкраплений материал, наилучший вариант — мытый песок без содержания глины;
  • щебень: рекомендуемый размер фракций — от 30 до 40 мм;
  • гравий: достаточно использовать материал, размер камней которого составляет 25 мм;
  • цемент: он должен быть свежим, наилучший вариант — марка М400/500.

Дополнительно подготавливают геотекстиль. Его укладывают между слоями насыпных материалов. Цель применения такого покрытия — предотвращение смешения щебня, гравия, песка. За счет этого увеличивается срок службы покрытия, т. к. сохраняются параметры и форма каждого слоя сыпучего материала.

Важно правильно выбрать геотекстиль. Подходящим вариантом является покрытие с односторонним направлением влаги. Это позволит предупредить попадание воды назад — к слою бетона.

При обустройстве дорожного покрытия понадобится бордюрный камень. Его подбирают с учетом параметров материалов. Ключевую роль играет толщина слоев песка, щебня и гравия, бетона. В результате получают общую высоту основания, поверх которого будет укладываться плитка. Нужно учитывать, что бордюр должен несколько превосходить покрытие по высоте.

Толщина

Тротуарная плитка для парковки и дорог должна быть надежной, поэтому не рекомендуется применять тонкие изделия. Чтобы выдержать воздействие автомобиля, брусчатка должна иметь толщину от 60 мм и выше. В данном случае действует правило: чем больше нагрузка, тем сильнее увеличивается высота плитки.

Зависимость данных параметров:

  • для легковых автомобилей толщина изделий составляет 60-70 мм;
  • для грузового транспорта используют плитку толщиной 10-12 см.

Если эти рекомендации не выполняются, изделия могут разрушаться под колесами автомобилей. При выборе плитки нужной толщины следует учитывать, что для машин весом до 1000 кг рекомендуется приобретать брусчатку из клинкера.

Вибропрессованные изделия отличаются более высокой прочностью, поэтому их используют при создании покрытия площадки для стоянки, на участке заезда на дорогу и по всей ее протяженности, где будет двигаться транспорт весом более 1 т.

Размеры

При выборе учитывают уровень оказываемых нагрузок. По этой причине наиболее подходящими являются стандартные варианты брусчатки (ШхДхВ):

  • 160х240х60 мм;
  • 160х160х60 мм;
  • 100х200х60 мм;
  • 100х200х80 мм;
  • 500х500х70 мм.

Последний из них отличается крупными габаритами, но преимуществом таких изделий является существенная толщина. В результате плитку можно укладывать на участке подъезда к объектам и на всей протяженности автомобильных дорог.

Стоимость напрямую зависит от характеристик изделий. В числе главных факторов, участвующих в ценообразовании, называют размеры. Так, в Москве приобрести 1 м² можно за 430-700 руб.

Технология укладки

Рекомендуется придерживаться рекомендаций по выбору материалов и формированию основания путем укладки сыпучих материалов послойно. Важна последовательность действий. Благодаря этому повышается срок службы финишного покрытия, обеспечивается достаточная устойчивость воздействию повышенных нагрузок.

Разметка и земляные работы

Необходимо определить размеры участка, покрываемого плиткой. Например, если планируется укладывать брусчатку на автомобильной дороге, рекомендуется высвободить для этого полосу шириной не менее 2,2 м.

Габариты стоянки или парковки определяются в произвольном порядке — с учетом количества автомобилей, их габаритов. Размеры подъездной дорожки к дому должны выбираться на основании размеров машины и некоторого запаса.

Для разметки подготавливают колья в достаточном количестве, веревку или шнур. Измерения делаются с помощью рулетки. Расстояние между кольями определяют так, чтобы можно было обеспечить достаточное натяжение веревки. Поверхность почвы очищается от камней, травы.

Копка котлована производится вручную, только если площадь покрываемого плиткой участка небольшая. В противном случае понадобится специальная техника. Это обусловлено тем, что под автомобильную дорогу или паркинг производится выемка грунта на глубину до 65 см в зависимости от выбранной схемы.

Возможные варианты:

  • для автомобилей весом до 3,5 т: 30 см щебня крупнофракционного, еще 5 см щебня мелкофракционного, 4 см песка, 8 см — тротуарная плитка;
  • для транспорта более 3,5 т: 10 см — песчано-щебневая подушка, 30 см — крупнофракционный щебень, 10 см — мелкофракционный щебень, 4 см — песок, 8 см — брусчатка.

Материалы являются взаимозаменяемыми. Например, вместо чистого песка на начальном этапе формирования дренажа иногда применяют смесь песка и гравия. Мелкофракционный щебень тоже заменяют посредством комбинации этих материалов. По окончании процесса выемки грунта дно котлована трамбуется. Благодаря уплотнению повышается надежность основания.

Засыпка дренажного слоя

В соответствии с вышеописанными схемами обустройства покрытия определяют толщину каждого из слоев сыпучих материалов. На утрамбованную почву укладывают песок. Несмотря на то что применяют мелкофракционный материал, его все равно нужно трамбовать. Для этого применяют виброплиту или трамбовочное оборудование.

Сверху этот слой покрывается геотекстилем внахлест на 8-10 см. Материал должен защищать основу покрытия по периметру. По этой причине геотекстиль заворачивается на стенки котлована по всей высоте. Такая мера позволит предотвратить рост сорной травы и подъем грунтовых вод.

Перед засыпкой дренажного слоя рекомендуется установить бордюрный камень. Если сделать это позднее, нарушится структура основания. Когда высоты бордюра недостаточно, производится подсыпка смеси — песка и гравия.

Можно использовать 2 способа крепления бордюра:

  • заливка цементной смеси по периметру участка тонкой полосой в качестве основания для бордюрного камня;
  • крепление подпорками, с внутренней стороны бордюр удерживается с помощью насыпных материалов дренажного слоя.

Предпочтение отдается второму варианту, т. к. сохраняется минимально допустимая подвижность. За счет этого предотвращается преждевременное разрушение покрытия. Когда бордюрный камень будет установлен, продолжают формирование дренажа: укладывают крупнофракционный щебень, толщина слоя существенная, поверх насыпают мелкофракционный щебень или смесь песка и гравия (готовится в соотношении 1:2).

При укладке каждого из материалов производится трамбовка. Это позволит избежать проседания покрытия в процессе эксплуатации. После формирования третьего слоя сыпучего материала сверху укладывают геотекстиль. Если защищать каждый из слоев щебня и песка таким покрытием, снизится интенсивность оттока воды от бетона.

В результате в структуре основания будет сохраняться некоторый уровень влажности. По этой причине используют геотекстиль только дважды: на начальном этапе и в середине процесса укладки покрытия.

Укладка на бетонное основание

Такой вариант обустройства основания имеет ряд недостатков, главный из них заключается в сложности организации водоотведения от бетона. Осадки, которые попадают на плитку, достигают непроницаемого слоя, задерживаются на этом этапе.

В результате влага разрушает бетон. Проблема решается сложным путем: создают влагоприемники, ливневки. В данном случае еще на этапе копки котлована делают уклон. Благодаря этому вода уходит из-под слоя бетона.

Для отведения воды на этапе заливки используют отрезки трубок небольшого диаметра. Их устанавливают вертикально в слой бетона. Причем высота трубок должна быть несколько больше толщины слоя бетонного раствора или вровень с поверхностью. Тогда осадки будут входить через эти каналы по направлению к дренажу.

Устройство основания на песчаной подушке

Рассматривают и другой вариант основания. В данном случае поверх дренажа и верхнего покрытия из геотекстиля формируют слой чистого песка. Он будет выступать в качестве основы для цементно-песчаной смеси.

Песок трамбуется, причем наилучший результат обеспечивается после увлажнения материала водой. Затем формируется слой цементно-песчаной смеси. Материал готовят с учетом соотношения — 1:4. Этот слой тоже нужно трамбовать, но без применения воды.

Укладка тротуарной плитки

Монтаж выполняется на сухую поверхность. Важно, чтобы в период укладки не было осадков. Сначала укладывают первый ряд плитки — вдоль бордюра. Устанавливают колья, протягивают шнур на высоте, соответствующей уровню укладки брусчатки.

Затем выполняется монтаж второго ряда — перпендикулярно движению автомобиля. На следующем этапе производится заполнение пространства обозначенного участка. Для уплотнения используют киянку. Наиболее удобный способ монтажа — сегментами по 1 м².

Регулярно проверяется качество покрытия с помощью строительного уровня. Если некоторые изделия выступают над поверхностью, их положение корректируется киянкой — под давлением его трамбуют сильнее.

Когда плитка, наоборот, несколько утоплена относительно других, ситуацию исправляют путем подсыпки песчано-цементной смеси. Если плитка укладывается на песчаную подушку, можно устанавливать изделия впритык друг к другу. При монтаже покрытия поверх слоя непроницаемого бетона оставляют швы не более 5 мм между плиткой.

Завершающие работы

Через 2-3 дня можно увлажнить цементно-песчаную смесь под плиткой. В результате она затвердеет, обеспечивая при этом прочность покрытию. Неплотности между изделиями заполняют песком. Это позволит улучшить характеристики покрытия, упрочнить его. Начинать эксплуатацию можно через некоторое время, когда цементно-песчаная смесь полностью схватится. Чем дольше покрытие остается в состоянии покоя после увлажнения, тем лучше.

admin