Стеллажи в гараж своими руками

Стеллажи в гараж своими руками

Содержание

Преимущества самодельных систем хранения для гаража

Конечно, гараж можно оборудовать готовыми системами хранения, которые в большом ассортименте есть в магазинах. Но у стеллажей и полок, сделанных своими руками, найдется перед ними немало преимуществ.

  1. Экономия средств. Самоделка в любом случае обойдется дешевле покупного аналога. А если в хозяйстве есть кое-какие материалы, оставшиеся от ремонта в квартире или обустройства участка, то выгода будет ещё более ощутимой. Изготовленные своими руками полки и стеллажи выйдут дешевле покупных
  2. Оптимальные размеры. Среди готовых конструкций трудно найти такую, которая удобно встанет в гараже, не занимая лишнего места, и при этом вместит в себя всё, что нуждается в хранении. При самостоятельном изготовлении можно учесть и габариты помещения, и необходимое количество и размер полок. Стеллаж в гараж можно изготовить любого размера
  3. Надежность. Приемлемые по цене стеллажи и полки часто оказываются не слишком прочными, они могут не выдержать вес хранимого оборудования. Или прослужат недолго в сложных условиях эксплуатации. Для самодельных конструкций владелец гаража сам выбирает материалы, прочность, качество и несущая способность которых не вызывает у него сомнений. Металлические полки надежны и отлично вписываются в любой интерьер гаража или мастерской
  4. Дизайн. Не самый важный пункт в этом перечне, но для кого-то существенный. Особенно если автовладелец использует гараж и в других целях. Например, в качестве мастерской, в которой все должно быть на своих местах. Удобные системы хранения помогут все держать на своих местах

Конструкции полок для гаража

По месту установки полки могут быть:

  • настенными, подвешиваемыми к стене с помощью анкеров или другого подходящего крепежа. Это могут быть обычные доски, уложенные на угловые стеновые кронштейны, или многоярусные конструкции из стального уголка, профильной трубы или дерева; Настенная конструкция — кронштейны и закрепленные на них доски Система хранения в два яруса Деревянные стеллажи, фиксирующиеся на стене
  • напольными в виде стеллажей с опорой на пол в самых разных исполнениях; Многоярусная напольная система хранения Еще один вариант узкого стеллажа Напольный стеллаж из дерева
  • подвесными, у которых несущий каркас крепится к перекрытиям или потолочным балкам на анкерные болты либо на анкера с крюками или кольцами. Каркас в этом случае может быть только металлическим – из длинных шпилек, троса или перфорированного профиля. Их преимущество заключается в возможности размещения в любом месте без привязки к стенам. При наличии на потолке металлических балок и перемычек возможен вариант изготовления сварной полки. Подвесные полки Система хранения под потолком для экономии пространства Подвесные полки для хранения колес

Обратите внимание. Подвесные полки без дополнительного крепления к стене могут раскачиваться, поэтому хранить на них дорогой или чувствительный к падениям инструмент не стоит.

К настенным полкам можно отнести и специальные щиты, оборудованные крючками, держателями, подвесами и прочими приспособлениями для хранения ручного инструмента. На них могут крепиться и небольшие полочки для контейнеров с крепежом и мелкими деталями.

Удобный стеллаж для инструмента

Такие щиты подвешиваются на стену за проушины либо крепятся к ней сквозным способом.

По способу сборки полки могут быть стационарными, разборными и передвижными.

  1. Стационарные наглухо крепятся к потолку или стене. Стационарные полки
  2. Разборные можно снять и установить в другое место ли бо произвольно менять положение полок на каркасе. Разборные стеллажи
  3. Передвижным конструкциям мобильность обеспечивают колесики, рельсы или тележки. Но они имеют ограничения по нагрузке. Мобильная конструкция на колесах

Выбор конструкции зависит от свободного пространства в гараже, выделяемого для системы хранения. А также от материала стен и потолка и их отделки, высоты помещения и прочих факторов, которые в каждом случае индивидуальны.

Материалы для изготовления

Чтобы оборудовать гараж полками для хранения вещей, лучше всего использовать металл или дерево. Другие материалы не подходят для эксплуатации в условиях частых температурных перепадов, влажности воздуха и высокой вероятности механических повреждений. Например, ДСП быстро впитывает влагу и разбухает, а пластик не обладает достаточной устойчивостью к нагрузкам.

Самый надежный материал – металл в виде стальных уголков, круглых и профильных труб. Он прочный, долговечный, легко выдерживает большой вес хранящихся вещей, не горит. Для придания ему эстетичного вида и стойкости к коррозии все элементы конструкции покрывают специальными защитными или лакокрасочными составами.

Сварная металлическая конструкция

Но для изготовления полок из металла нужны и определенные навыки, и оборудование для работы с ним. Кроме того, этот материал нельзя назвать дешевым.

В отличие от него дерево более доступно как с точки зрения стоимости, так и относительно обработки деталей, наличия необходимых инструментов. Оно не столь долговечное и прочное, но вряд ли в гараже требуется предельная устойчивость к нагрузкам. А износостойкость деревянных элементов также повышается применением защитных покрытий.

Деревянный стеллаж

Основной недостаток дерева – это его горючесть, но обезопасить деревянные конструкции от случайного возгорания можно с помощью антипиреновых пропиток.

Антипирены для древесины

Самый оптимальный вариант для гаражных полок и стеллажей – это комбинация материалов: из металла делают каркас, а из дерева собственно полки или настилы. Это позволяет снизить себестоимость и обеспечить приемлемую надежность и долговечность конструкции.

Советы по проектированию

Планируя полки для хранения, необходимо все рассчитать и убедиться, что они выдержат предполагаемый вес предметов, они удобно на них разместятся, а сама конструкция не будет мешать ни автомобилю, ни его владельцу.

Лучше всего сделать предварительный чертеж или просто набросок, перенеся на бумагу все измерения и продумав способы соединения и крепежа. При создании проекта предлагаем учесть следующие рекомендации:

  • толщина полок зависит от материала и предполагаемой нагрузки. Как правило, под хранение инструментов, колес и других тяжелых предметов деревянные полки делаются толщиной не менее 30 мм; Чертеж металлического стеллажа
  • большое значение имеет и расстояние между опорами. Чем больше вес и меньше толщина настила, тем меньше должно быть и это расстояние. Оптимальной в плане надежности и удобства считается длина полок от 80 до 120 см для деревянных конструкций и 150-200 см для металлических; Шаг опоры
  • их глубина не должна превышать 60 см, иначе доставать что-то с полки будет неудобно. Но этот параметр подбирается с учетом предназначения и зависит от того, что именно предполагается хранить на этом ярусе. Если необходимы полки от пола до потолка разной глубины, то она должна уменьшаться снизу вверх; Примерная схема стеллажа из дерева
  • это правило применяется и при выборе расстояния между полками: самыми высокими должны быть нижние. На них хранят габаритные и тяжелые вещи, а мелкие и легкие могут разместиться выше. Схема стеллажа

Вообще в первую очередь следует исходить из собственных потребностей, количества и вида предметов, для хранения которых и создается система. При этом стараются с пользой использовать каждый сантиметр.

Примеры изготовления

Тем, кто заинтересовался возможностью самостоятельного оборудования гаража, могут пригодиться подробные описания изготовления и крепления полок. Несколько вариантов приведены ниже.

Подвесная потолочная полка

Самую простую полку можно сделать из листа многослойной фанеры и четырех длинных резьбовых шпилек. А закрепить её на потолке с помощью анкерных болтов и соединительных муфт.

Шаг 1. Вырезаем из фанеры или мебельного щита полку нужного размера. Желательно не длиннее 70-80 см, иначе со временем она прогнется. Для усиления можно добавить пару шпилек или окантовать полку по торцам металлическим профилем.

Подготовка полки

Шаг 2. По углам, отступив от торцов на 4-5 см, сверлим в полке отверстия диаметром чуть больше толщины шпильки. Прикладываем её к потолку и через сделанные отверстия ставим на нем метки.

Сверление отверстий под шпильки

Шаг 3. Перфоратором сверлим в потолке отверстие по меткам. Диаметр бура должен соответствовать размеру анкерного болта. Забиваем анкера в отверстия.

Читайте на нашем сайте подробную инструкцию по сверлению отверстий в стенах.

Шаг 4. Соединяем шпильку с анкером, используя длинную стяжную шестигранную муфту.

Шаг 5. Накручиваем на каждую шпильку гайку и надеваем широкую шайбу. Затем продеваем концы шпилек в отверстия в полке и регулируем её по высоте второй парой гаек и шайб, установленных снизу.

Крепление шпилек и полки

Слишком длинные концы шпилек можно обрезать или использовать для второй полки.

Настенная деревянная полка

Сделать несколько параллельных полок на всю длину стены гаража можно только из дерева – досок и брусков, скрепленных саморезами.

Шаг 1. Выпиливаем из доски несколько опор в форме усеченного прямоугольного треугольника.

Распил заготовок

Его длина рассчитывается в зависимости от количества полок и расстояния между ними. Если ширины одной доски мало, то сращиваем прямоугольный отрезок с треугольным.

Шаг 2. С обеих сторон прикручиваем к каждому кронштейну бруски 20х40 мм. Один вдоль верхнего среза, остальные – параллельно первому с отступом в размер расстояния между полками. На эти бруски они и будут опираться.

Прикручивание брусков к опорам

Излишки брусков спилены

Шаг 3. Делаем на стене разметку с помощью уровня и рулетки, отмечая положение изготовленных деревянных кронштейнов. Расстояние между ними подбирается с учетом длины досок, но оно должно обеспечивать надежность конструкции и не быть слишком большим.

Разметка

Шаг 4. К тыльной части кронштейнов прикручиваем саморезами подвесы. Это могут быть стальные полоски с просверленными отверстиями для крепления к стене.

Фиксация подвесов (обрезана перфорированная часть)

Шаг 5. Примеряем кронштейны к стене по разметке и ставим на ней метки через отверстия в подвесах.

Шаг 6. Сверлим по меткам отверстия в стене.

Сверление

Шаг 7. Если нагрузка на полку будет небольшой, крепить её можно дюбель-гвоздями. Но лучше использовать распорные анкеры.

Крепление опоры вертикально

Шаг 8. Вместо крайних угловых кронштейнов крепим к поперечным стенам бруски-опоры на том же уровне, на котором они прикручены к кронштейнам.

Фиксация брусков — опор

Шаг 9. Верхнюю полку из нарезанных в размер досок укладываем прямо на кронштейны и прикручиваем. Промежуточные полки вставляем между ними с опорой на бруски. А самую нижнюю прикручиваем к нижним торцам кронштейнов.

Укладка полок между опорами

Конструкция в сборе

Деревянный напольный стеллаж

И ещё одна полностью деревянная конструкция, но уже более вместительная. Для её изготовления потребуются доски-тридцатки для настила и брус 50х50 мм для стоек и перемычек. Предварительно нужно сделать чертеж и определиться с количеством материала, высотой стоек, глубиной полок и прочими параметрами.

Совет. За основу можно взять приведенный выше чертеж стеллажа и при необходимости добавить нужное количество секций.

Пошаговые фото Описание
Шаг 1 Нарезаем брус и доски по длине согласно чертежу и строгаем их, чтобы детали
были гладкими, без заусенцев.
Шаг 2 Размечаем на стойках места
крепления перекладин для
полок и выбираем пазы глубиной 1-1,5 см.
Шаг 3 На обратной от паза стороне стоек просверливаем по два
неглубоких отверстия
большим сверлом. В них будут утоплены шляпки
саморезов.
Шаг 4 Вставляем перемычки в пазы. Для надежности их можно промазать столярным клеем.
Шаг 5 Через просверленные ранее отверстия скручиваем стойки с перекладинами.
Шаг 6 Таких опор нужно изготовить две или больше в зависимости
от количества секций стеллажа. Они должны
получиться абсолютно одинаковыми, с перекладинами на одном уровне.
Шаг 7 Устанавливаем опоры на место. Дальние стойки можно прикрепить к стене металлическими уголками.
Шаг 8 Настилаем на перекладины доски и прикручиваем их саморезами.

Видео – Делаем полки в гараже своими руками

Металлические сварные полки

Этот вариант подойдет тем, кто умеет работать со сварочным аппаратом. В этом примере использован довольно нестандартный способ стационарного крепления металлического каркаса к стенам. Он достаточно надежный и позволяет сэкономить на покупке анкеров, которых потребовалось бы много. Вместо них использованы короткие отрезки стальной арматуры. А сам каркас собирается из профильной трубы 20х40 мм.

Шаг 1. Делаем на стенах горизонтальную разметку для каждого ряда полок.

Разметка для полок

Шаг 2. Нарезаем арматуру диаметром 12 мм на отрезки длиной около 10 см.

Кусочки арматуры

Шаг 3. Сверлим в стенах по разметке отверстия глубиной 7-8 см, используя бур, соответствующий диаметру арматуры. Шаг между ними – 1 метр, от разметки нужно отступить вниз на толщину профильной трубы.

Сверление отверстий

Чтобы конструкция держалась прочно, направление сверления соседних отверстий нужно менять, направляя бур то перпендикулярно стене, то под небольшим углом.

Шаг 4. Забиваем обрезки арматуры в отверстия так, чтобы на их выступающую из стены часть можно было положить профтрубу.

Арматура забивается в отверстие

Шаг 5. Трубу нарезаем болгаркой на отрезки, соответствующие размерам полок. И привариваем их к арматурным пруткам, торчащим из стены.

Боковые опоры

Шаг 6. Закрепив задние и боковые элементы каркаса, привариваем к ним передние.

Продолжение монтажа опор

Шаг 7. Из той же трубы нарезаем стойки длиной от пола до верхней полки, устанавливаем их через каждые 120-150 см и привариваем их к каждому горизонтальному ряду, предварительно выставив его по уровню.

Сборка стеллажа

Шаг 8. Для обеспечения жесткости всей конструкции дополнительно привариваем перемычки от каждой стойки к дальней стенке каркаса.

Зафиксированы перемычки и опоры снизу

Осталось зашлифовать места сварки, покрасить каркас и настелить на него доски или фанеру.

На нашем сайте вы можете найти много новых идей и подробных мастер классов. Например, рассказывается об изготовлении печей длительного горения для гаража. Лучшие идеи и советы профессионалов для наших читателей.

Полки для инструментов

Такие полки сделать просто. Достаточно просверлить в доске или куске фанеры отверстия разного диаметра под отвертки, молотки, кусачки и прочий имеющийся в работе инструмент. И закрепить её горизонтально.

Вертикально установленные щиты можно оборудовать разными держателями, применив смекалку и фантазию. Это могут быть:

  • вкрученные на определенном расстоянии друг от друга саморезы; Держатель для ключей
  • магнитные полоски; Магнитный держатель ключей и другого инструмента
  • крючки и вешалки; Полка с крючками
  • бруски с пазами и даже вырезанные фрезером углубления по форме каждого инструмента; Полка с выемками под инструмент
  • обрезки труб или пластиковых бутылок. Держатели из трубы

При желании оборудовать свой гараж удобной системой хранения с максимальным использованием свободного пространства может каждый. Нужен только подходящий материал, соответствующий инструмент и некоторое количество свободного времени.

Со временем под крышей любого автомобильного гаража скапливается целый арсенал различных хозяйственных принадлежностей и предметов быта, которым не нашлось места ни в домашней обстановке, ни в кладовке.

Чтобы предотвратить образование хаотичной свалки, внутригаражное пространство необходимо грамотно организовать. А сделать это можно с помощью самодельной полочно-стеллажной системы. Она позволит аккуратно и рационально разместить хранящиеся в гараже вещи и тем самым создать максимально комфортные условия не только для ухода за авто, но и для решения повседневных хозяйственно-бытовых задач.

Принципы и возможности обустройства автомобильного гаража

Основное назначение гаража — хранение автомобиля. А это значит, что первым делом автовладелец должен исключить возможные посягательства на хранящееся внутри имущество, то есть обеспечить безопасность последнего. Не менее важным вопросом является правильный климатический режим во внутригаражном пространстве — состояние машины ни в коем случае не должно зависеть от капризов погоды или аппетитов зловредных микроорганизмов вроде грибка или плесени. Ещё один из принципов организации обстановки в гараже — эргономичность — говорит о том, что всё находящееся под крышей сооружения должно всегда стоять, лежать или висеть на своём месте, не мешая проходу, проезду, уборке или процессу ухода за авто. При всём этом крайне необходимо, чтобы в помещении присутствовали чистота и порядок, которые являются залогом не только здоровья автовладельца, но и его безопасности при посещении гаража и выполнении всевозможных хозяйственных или ремонтных операций.

В соответствии с этими принципами на первом этапе обустройства гаража понадобится:

  1. Установить на воротах и окнах, если таковые имеются, надёжную запорную систему.
  2. Утеплить конструкцию сооружения или организовать качественный обогрев внутреннего помещения в холодное время года.
  3. Выполнить внутреннюю отделку надёжными, долговечными и легко чистящимися материалами.

После завершения отделочных работ можно приступать к заключительному этапу обустройства — организации внутренней обстановки гаража. Для этого нужно составить подробный план помещения и определить, что и как именно в нём будет храниться, помимо автомобиля.

План гаража для легкового автомобиля с расчётными размерами

Как правило, под стеллажи и полки отводится дальняя от въезда в гараж стена. Если габариты помещения позволяют, полками выгодно оборудовать и боковые стены. Отдельное внимание при нехватке свободного места в гараже стоит обратить на пространство под потолочным перекрытием, а также над самим автомобилем. Полки, оборудованные на верхнем уровне, позволят разгрузить нижнюю часть помещения, приняв на себя вещи, потребность в использовании которых возникает время от времени.

Деревянные полки на металлическом каркасе под потолком гаража

Конфигурация и габариты стеллажной системы зависят от размеров гаража и потребностей его владельца. Материалы, из которых будут изготавливаться полки, должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать вес складируемых предметов. Например, ярусы можно выполнить из толстой фанеры или досок, а каркас — из металлических труб или уголков, но возможны и другие варианты.

Стеллажная система из дерева для гаражного помещения

Способ сборки и установки стеллажной системы зависит от материала, которым выполнена отделка в помещении гаража, а также конструктивных особенностей самого сооружения. Во многих случаях полки навешиваются на стены, а стеллажи устанавливаются непосредственно на пол. Впрочем, полки можно подвесить и к потолку, тогда как для повышения устойчивости отдельного стеллажа, его каркас нередко оснащают креплениями для стен, пола и потолочного перекрытия.

Открытая подвесная стеллажная система для гаража

При расчёте параметров стеллажной системы следует учитывать несколько моментов:

  1. Расстояние от нижней полки до пола принимается не менее 20 см. Это ощутимо упрощает процесс уборки в гараже.
  2. Ширина и высота полок должны соответствовать габаритам складируемых предметов.
  3. Полки целесообразно перфорировать с целью улучшения вентиляции, а также во избежание скопления пыли и грязи.

Самостоятельное изготовление полок и стеллажей для гаража

К обустройству гаражного помещения следует основательно подготовиться. Для этого понадобится:

  • выполнить расчёт конструкции;
  • подобрать и заготовить материалы;
  • собрать необходимые для конструирования, сборки и монтажа инструменты и средства.

При планировке стеллажной системы в первую очередь нужно составить хотя бы приблизительный список складируемых в гараже предметов, не забыв оценить их вес и габариты. Также следует начертить план гаража, на котором в масштабе с точностью до сантиметра требуется указать расчётные параметры конструкции (высота, ширина, толщина, шаг и количество полок). После остаётся тщательно продумать способ сборки и монтажа и фиксации полок или отдельного стеллажа.

Обратите внимание: Выбор типа полочно-стеллажной системы и способа её установки и крепления во многом зависит от свойств материалов, из которых изготовлен гараж. Так, если стены последнего металлические, с навесными полками придётся изрядно повозиться, тогда как самый простой приставной стеллаж избавит владельца гаража от сложных манипуляций с креплениями, гаражным утеплением и т.д. Самый удобный вариант — оштукатуренные кирпичные стены. В таком гараже можно дать волю фантазии и установить комбинированную стеллажную систему со множеством полезных в хозяйстве функций.

Выбор материалов: основные моменты

Материалы для создания стеллажной системы для гаража подбираются исходя из соображений удобства сборки, а также надёжности и практичности в эксплуатации. Так, для полок, предназначенных для хранения тяжёлых и габаритных предметов, понадобится усиленный каркас, для создания которого наилучшим образом подойдёт металлический уголок или же профилированная труба.

Но в этом случае владельцу гаража не обойтись без навыков резки, сверления и сварки металла. Кроме того, последний нуждается в защите от коррозии, а это связано с дополнительными финансовыми затратами.

В роли каркаса для гаражных полок или стеллажей можно использовать и деревянные бруски толщиной 40–50 см. Работать с деревом намного легче, чем с металлом, но позаботиться о защите материала от плесени, гниения, влажности и прочих агрессивных факторов эксплуатации всё же придётся.

Что касается материала для изготовления непосредственно полок, к наиболее практичным решениям стоит отнести:

  • доски толщиной от 2 см;

Обрезная доска — один из наиболее дешёвых и простых в обращении материалов. Полки в гараже, сделанные из досок, будут служить долгие годы. Но для повышения удобства в использовании и увеличения срока эксплуатации их необходимо отшлифовать и обязательно покрыть антисептиком и краской, которые защитят материал от механических повреждений, вредителей и гниения.

  • многослойную фанеру;

Фанера — практичный и недорогой материал, обладающий высокой прочностью и долговечностью, измеряемой десятилетиями. Работать с этим материалом несложно, однако, при изготовлении полок его следует отшлифовать мелким наждаком и покрыть защитным слоем краски или лака. Это предотвратит размокание, рассыхание и растрескивание фанеры под воздействием сырости, перепадов температуры и агрессивных химических веществ.

  • стружечные плиты.

ДСП — дешёвый и удобный в работе, но капризный в эксплуатации материал. При изготовлении полок из стружечной плиты с помощью лакировки или окрашивания необходимо защитить от повреждений и агрессивного воздействия не только рабочую (верхнюю) и нижнюю плоскости, но и торцы, а также отверстия под болтовые крепления и перфорацию. При этом, последние требуют повышенной аккуратности при выполнении ввиду особенностей структуры материала.

Обратите внимание: Быстрым, но довольно дорогим вариантом обустройства гаража является покупка готовых пластиковых или металлических перфорированных полок с заводскими креплениями либо сборного стеллажного каркаса. При отсутствии достаточных средств наиболее разумным решением будет самостоятельное изготовление конструкции из материалов, заготовленных по усмотрению владельца гаража.

Расчёт конструкции

Прежде всего необходимо определить месторасположения стеллажной системы. Если речь идёт о нескольких небольших полках, можно выполнить эскиз непосредственно на стене, тогда как чертежом каркасного стеллажа придётся заняться на бумаге.

Эскиз навесных полок на стене гаража

При планировке конструкции следует учитывать:

  • габариты и вес предметов, размещаемых на полках;
  • необходимый запас свободного места для прохода;
  • размеры промежутков между секциями и вертикальный шаг полок;
  • способы крепления полок к стенам или потолку гаража;
  • необходимость крепления стеллажной системы к полу или потолочному перекрытию.

Расчёт приставной стеллажной системы для гаража

Если в гараже устанавливается стеллаж, его высоту целесообразно подобрать по высоте помещения. Что касается настенных или подвесных полок, их расчёт удобно выполнять сверху вниз. Если габариты и планировка гаража позволяют, ширина стеллажного яруса подбирается по всей длине стены с 5–10 см запасом для удобства монтажа. Оптимальная глубина стеллажа составляет 50–60 см, хотя для габаритных предметов (автомобильных шин и дисков, запчастей, коробок и пр.) разумно будет предусмотреть более широкие полки.

Закрытый подвесной стеллаж для гаража

Высота яруса может быть различной и подбирается в соответствии с потребностями владельца гаража. Практично размещать самые широкие и глубокие полки внизу. Здесь удобнее хранить тяжёлые и громоздкие предметы, которые в случае необходимости легко достать. С другой стороны, глубокие полки можно установить и под потолком гаража. Ведь на верхнем ярусе очень удобно складировать габаритные, но лёгкие вещи или же редко используемые предметы. Кроме того, отдельные ярусы удобно разделять на секции, что облегчит сортировку складируемого.

Чертёж простой стеллажной системы для гаража

Обратите внимание: Нежелательно, чтобы ширина полок, особенно из тонкого материала, превышала 1–1,5 м. Это приведёт к снижению прочности конструкции и провисанию ярусов. Что касается длины, удобно отталкиваться от размера не менее 60–80 см, иначе полки будут неудобными для хранения длинных предметов. Вертикальный шаг стеллажной системы принимается по требуемой высоте складирования. К примеру, высоту нижнего яруса можно принять 70 см и отвести его под хранение автомобильных шин, колёсных дисков, большой тары и проч. Если добавить ещё яруса 2 по 50 см, то суммарная высота стеллажа составит 1,7 м. В гараже с потолком высотой 2,5 м самая верхняя полка такой конструкции будет иметь 60-см шаг с учётом 20-см расстояния от пола до нижнего яруса.

Инструменты и вспомогательные материалы

Для самостоятельного изготовления, сборки и установки стеллажной системы потребуется немалый арсенал инструментов, а также вспомогательные материалы. Инструментарий для выполнения поставленной задачи содержит:

  • строительный уровень;
  • рулетка и маркер;
  • шуруповёрт;
  • электродрель с функцией перфоратора;
  • электролобзик;
  • дисковая пила с дисками по металлу (если каркас стеллажа изготавливается из стального уголка или профильной трубы);
  • сварочный аппарат (для сварки элементов металлического каркаса стеллажа);
  • ручной инструмент (строительный уголок, плоскогубцы, молоток, отвёртки и гаечные ключи).

Обратите внимание: Сварной стеллажный каркас сложен в изготовлении, поэтому нередко сварке предпочитают болтовые соединения.

В список вспомогательных материалов следует внести:

  • дюбеля или анкера (для крепления деревянного или металлического каркаса к элементам конструкции гаража);
  • саморезы по дереву или металлу либо болты с гайками (для крепления полок к каркасу);
  • свёрла по бетону, дереву и металлу;
  • грунтовка и краска для металлических и деревянных элементов конструкции;
  • кисть для грунтования;
  • шлифовальная шкурка.

Обратите внимание: В некоторых случаях деревянные полки удобнее фиксировать на каркасе с помощью специального клея.

Изготовление стеллажной системы своими руками

Самостоятельное конструирование полок или стеллажа для гаражного хозяйства выполняется с последующей сборкой. Алгоритм работы следующий:

  1. С помощью дисковой пилы или электролобзика из стального уголка, профилированной трубы или деревянного бруска нарезаются элементы каркаса: стойки, поперечные и продольные перекладины, усилители.
  2. На вертикальных стойках стеллажа выполняется разметка для установки поперечных и продольных перекладин под полки.
  3. Если речь идёт о полках, на горизонтальных перекладинах, которыми они будут держаться на стене, отмечаются точки крепления дюбелями или анкерами. Далее, их необходимо перенести на стену и выполнить перфоратором отверстия соответствующего диаметра и глубины.
  4. На элементах каркаса под болтовые соединения с помощью дрели со сверлом по металлу выполняются отверстия необходимого диаметра.
  5. Если выбор пал на сварной каркас, элементы последнего нужно состыковать аккуратными швами.
  6. Металлический каркас шлифуется, грунтуется и окрашивается. Деревянную основу стеллажной системы тоже желательно отшлифовать, огрунтовать и покрасить для защиты от плесени и гниения.
  7. Из ДСП, фанеры или досок вырезаются полки нужного размера, после чего их поверхность нужно перфорировать.
  8. Полочный каркас крепится к стене или потолку гаража, после чего на нём с помощью клея, саморезов или болтов фиксируются полки.
  9. Сборка отдельного стеллажа проводится в несколько шагов:
  • монтаж боковых стоек;
  • крепление поперечных и продольных перекладин, а также усилителей;
  • установка полок на каркас.

Самодельная стеллажная система на металлическом каркасе и полками из ДСП

Как сделать полочки самостоятельно

Если для установки отдельного стеллажа свободного места в гараже недостаточно, помещение обустраивается полками. Последние могут быть:

  • подвесными;
  • навесными.

Подвесные полки рационально устанавливать в помещениях, стены которых выполнены из материалов, сложных в обработке либо неспособных нести дополнительные нагрузки. В этом случае полочный каркас, который изготавливается, как правило, из металла, будет крепиться к потолку. Последний должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать вес не только всей конструкции, но и складируемых на полках вещей.

Обратите внимание: Для снижения нагрузки на потолок, каркас конструкции желательно оснастить настенными креплениями.

Изготовление и монтаж подвесных полок выполняется в несколько этапов:

  1. После выполнения измерений из металлического уголка или профильной трубы следует вырезать три элемента: основную продольную балку, вертикальные стойки и горизонтальные перекладины.
  2. На основной продольной балке выполняются отверстия для крепления к потолку или боковым стенам гаража.
  3. К вертикальным стойкам привариваются или с помощью болтовых соединений фиксируются горизонтальные перекладины.
  4. С помощью сварки или болтовых соединений каркас прикрепляется к основной несущей балке, закреплённой под потолком.
  5. Горизонтальные перекладины, упирающиеся в стену, оснащаются креплениями (уголками) для надёжной фиксации.
  6. Из досок, фанеры или ДСП по заранее вычисленным размерам вырезаются полки. Перед установкой их необходимо перфорировать и оснастить отверстиями для крепежа к каркасу.
  7. С помощью болтов полки монтируются на каркас.

Система подвесных полок с несущей балкой, закреплённой на стенах гаража

Обратите внимание: Если потолок гаража выполнен из бетона или иного материала достаточной прочности, от несущей балки можно отказаться. Но в этом случае доведётся выполнить крепление к плоскости потолка каждой из вертикальных стоек каркаса.

Монтаж полочного каркаса на бетонный потолок

Навесные полки изготавливаются следующим способом:

  1. После выполнения измерений из металлического уголка, профильной трубы или деревянного бруса вырезаются горизонтальные несущие балки под каждую полку, вертикальные стойки и горизонтальные перекладины.
  2. Горизонтальные перекладины оснащаются крепёжными отверстиями и фиксируются на несущих балках.
  3. Балки монтируются на стену с помощью анкеров или дюбелей.
  4. На установленный каркас с помощью болтов или саморезов фиксируются полки, вырезанные из досок, фанеры или ДСП и предварительно отшлифованные и окрашенные.

Деревянные навесные полки из дерева, установленные на кирпичной стене

Обратите внимание: Для монтажа полочного каркаса на стену или потолок гаража удобно использовать специальные кронштейны, которые продаются в магазине. Деревянная основа стеллажа дополнительно усиливается в узлах с помощью металлических уголков или распорок.

Видео: самостоятельное изготовление стеллажной системы

Дополнительные удобства в гараже

Если гараж достаточно просторный, его можно использовать не только в качестве склада для запчастей, инструментов, строительных материалов и всевозможного хозяйственного хлама, но и в роли домашней мастерской. Для этого нужно добавить в обстановку приспособления, которые многократно повышают удобство выполнения различных технических операций. К таким приспособлениям можно отнести:

  • верстак;

Самодельный верстак для работы в гараже

Верстак — весьма полезная деталь обстановки в гараже, которая представляет собою стол, оборудованный ящиками, полками, тумбочками и техническими приспособлениями для выполнения различных хозяйственных или ремонтных работ (тисками, электрической розеткой, локальной подсветкой и пр.).

  • мойку;

Мойка и варочная панель в автомобильном гараже

Мойка — практичное и полезное решение, которое обеспечит бесперебойное водоснабжение в гараже, необходимое не только для мытья рук, но и для ухода за автомобилем, а также мероприятий, связанных с уборкой в помещении.

  • смотровую яму;

Гаражная смотровая яма своими руками

Смотровая яма — крайне необходимое приспособление для гаража, в котором автомобиль будет не только храниться, но и ремонтироваться.

  • овощехранилище (погреб);

Погреб (овощехранилище) в гараже

При недостатке свободного места в доме гараж можно обустроить овощехранилищем, в котором удобно хранить овощи, соленья или продукты, требующие особого температурного режима.

  • шкаф;

Шкаф, встроенный в стеллажную систему в гараже

Шкаф, встроенный в стеллажную систему в гараже, позволит не только аккуратно разместить различные мелочи, инструменты или запчасти, но и ограничить к ним доступ.

  • вентиляцию, отопление и т.д.

Вентиляция и отопление в гараже необходимы в том случае, если помещение используется круглый год, причём не только для хранения авто, но и для выполнения ремонтных и хозяйственно-бытовых работ.

Обратите внимание: обустройство гаражного помещения всецело зависит от нужд и финансовых возможностей его владельца. При этом практически любое из необходимых приспособлений для ухода за авто или ведения домашнего хозяйства можно либо купить в готовом виде, либо изготовить и установить своими руками, значительно сократив денежные расходы.

Какой стеллаж лучше: сварной или болтовой

Стеллажи для гаража делают из дерева и металла. Деревянные большей частью неразборные — на гвоздях и саморезах. Установлены они обычно стационарно, закреплены к стене. Стеллажи из металла могут быть сварены. Тогда они неразборные. Есть стеллажи на болтовых соединениях. Эти конструкции мобильны, могут при необходимости разбираться. Их недостаток — недостаточная жесткость, так как всегда в таком соединении присутствует некоторый люфт. Чтобы сделать конструкцию более устойчивой, ее крепят к стенам. Для этого к крайним стойкам можно приварить (прикрепить на болтах) металлические пластины с отверстием. В это отверстие вогнать костыль (предварительно засверлив в стене отверстие немного меньшего диаметра).

Один из вариантов — каркас из профильной трубы и полки из фанеры

И сварные, и болтовые стеллажи для гаража исправно служат, но чаще встречаются сварные конструкции. Разборный вариант выбирают в двух случаях. Первый — возможен переезд в другой гараж и все оборудование надо будет перевозить, а весит конструкция сотни килограмм, так что целиком ее перемещать проблематично. Второй — нет возможности или желания использовать сварку (если стеллажи для гаража делают своими руками). Остальные обычно предпочитают сварные — они более устойчивы и при наличии опыта сварки собирается быстрее.

В продаже еще встречаются металлические стеллажи из перфорированных уголков. Они тоже мобильны и могут разбираться, но соединяются они при помощи крючков (на поперечинах) и пазов (на стойках). Такие системы хранения удобны — можно переставлять полки на желаемую высоту. Их минус — дорого.

Конструкции и размеры

Конструктивно стеллажи для гаража состоят из стоек, перекладин и полок. Иногда, для увеличения жесткости, на задней стороне делают еще поперечные затяжки — две стальные полосы, приваренные/прикрученные к крайним стойкам по диагонали. Они компенсируют боковые нагрузки увеличивая общею устойчивость и надежность.

Стеллажи в гараж можно сделать по этому чертежу (размеры указаны примерные)

Размеры — высота и глубина полок — выбираются практически произвольно — в зависимости от того, что вы предполагаете хранить. Единственное что надо подбирать аккуратно — длину пролета — расстояние между стойкам в одной секции. Оно зависит от жесткости материала, который вы решите использовать: полки даже при полной нагрузке не должны прогибаться. Для тяжелых вещей/предметов длинна пролета — около 1,5 метров, если нагрузка будет не слишком большой, расстояние можно увеличить до 2 метров, но больше делать однозначно не стоит. Если нужен стеллаж для гаража большей длины, ставят промежуточные стойки, расстояние между которыми все равно не может быть больше 2 метров.

Несколько слов о высоте полок в стеллаже. Самая нижняя полка может быть приподнята от уровня пола на 50-70 см (даже больше при желании). Сюда обычно ставят самые тяжелые предметы. Остальные полки можно делать на разной высоте, 30 см — это неудобно и непрактично. Вообще, оптимально на полку должна становиться 1,5 литровая пластиковая бутылка, а это 35-37 см. Такое расстояние удобно для использования.

Из чего делают

Как уже говорили, стеллажи для гаража делают из древесины и металла. Деревянные легче по весу, с древесиной работать проще, но они выдерживают не такие большие нагрузки. Металлические более тяжелые (тяжелее в разы), но на них можно уложить и слона.

Есть еще вопрос цены. Металлопрокат нынче совсем не дешев. Если все покупать на рынке или в магазине, по цене вам один стеллаж (вместе с расходниками) обойдется практически в такую же сумму, как и готовый. Единственный реальный способ сэкономить — купить металл на металлобазе целыми хлыстами (бывают по 6 м и 12 м), а потом нарезать на отрезки нужной длинны. Нарезка может быть прямо на базе, вам придется дополнительно оплатить услуги, но суммы совсем небольшие. В таком случае вам удастся сократить расходы примерно на 20-30%.

Один из вариантов компоновки

Пиломатериалы по сравнению с металлом стоят меньше. Но не думайте, что затраты буду небольшими: вам придется покупать сортовую древесину без сучков, а это класс «элит» или «премиум» с соответствующим ценником. Так что очень дешево не получится.

Из дерева

Условия эксплуатации в гараже далеко не самые лучшие — повышенная влажность, мороз, попеременное размерзание/замерзание, временами — жара. Не очень хорошо для древесины. Потому весь материал перед работой необходимо обработать антибактериальными и защитными составами. Берите средства для древесины для наружных работ, так как условия в неотапливаемом гараже больше на них похожи. Можно подобрать такое средство, которое одновременно тонирует обрабатываемую поверхность и ваше изделие можно будет не красить. После обработки материалы просушивают и только после этого начинают работу.

Как соединять бруски

При соединении частей деревянного стеллажа можно использовать стандартные для плотников способы — в четверть или вполулапу. Если это для вас сложно, можно прибивать и встык, а для усиления соединений использовать металлические уголки и/или накладные пластины.

Еще момент: соединять лучше на гвозди, а не на саморезы. Более устойчиво получается, меньше соединения «разбалтываются». Если выбрали вариант с усилением пластинами, их можно крепить на саморезы.

Деревянный стеллаж для гаража

Теперь по размерам: для стоек используют обычно брус 50*50 мм, для перекладин можно использовать тот же брус или чуть тоньше — 50*30 мм. Настил делают из:

  • досок толщиной не менее 21 мм;
  • влагостойкой фанеры толщиной от 10 мм;
  • ламинированного ДСП;
  • ОСП.

Наиболее дешевые — доска и фанера. Ламинированный ДСП значительно дороже, но его не надо красить, а это — хороший плюс. Чтобы не тратить очень много, можно на базах брать первые и последние листы в пачке — они поцарапанные и идут значительно дешевле.

Деревянный стеллаж в гараж — чертеж с размерами

Еще момент: у полок из ДСП остается открытым боковой срез. Если его не обработать, при повышении влажности стружка будет разбухать, полка станет коробиться. Чтобы этого не произошло, промажьте края силиконом. С такой обработкой ничего с ДСП не случится.

Металлические

Если вы решили сделать металлические стеллажи для гаража, выбор материалов шире — есть два варианта металлопроката, плюс стандартные решения для складских помещений (перфорированные уголки). Также использовать можно металлические части, предназначенные для других целей — например, подойдут стальные кабель-стойки или кабель-каналы, которые используются в связи.

Кабель-каналы и полки — удобно и не очень дорого

Итак, из чего делают каркас металлического стеллажа в гараж:

  • Из металлического уголка с толщиной металла от 3-4 мм. Ширина полочки уголка — 25-45 см — в зависимости от планируемых нагрузок. Прочный, но металлоемкий материал, весит много, стоит дорого.
  • Профильная труба (прямоугольная в сечении). При меньшей металлоемкости (толщина стенок меньше), по сравнению с металлическим уголком имеет лучшие характеристики по упругости (сложнее согнуть), более устойчива к кручению. Примерные размеры для стоек 50*50 мм или 40*40 мм, на поперечины 50*25 мм или 40*25 мм соответственно.
  • Стойки делают из профтрубы, а поперечины из уголка. Толщина металла 2-3 мм, ширина полки — 25 мм и больше. Разворачивают уголок так, чтобы укладываемый настил был как в «гнезде».

Присмотритесь внимательно, как расположены уголки

Настил на полки делают из тех же материалов, что и для деревянного стеллажа (доска, фанера, ОСП, ДСП), только иногда добавляются еще нестандартные варианты, которые с деревянным каркасом используют резко из-за высокой массы — листовой металл.

Оптимальной для большинства регионов остается доска — надежный, не очень дорогой материал. Брать надо половую, без сучков (с минимумом сучков) толщиной от 21 мм. Обработать антисептиками, затем покрасить.

Плюс металлических полок — высокая надежность при малой толщине, минусы — цена, масса и «громкость». Их также надо красить, только сначала очистить от ржавчины, затем пройтись преобразователем ржавчины и грунтом, затем — красить и желательно в два слоя. Также, кстати, надо обрабатывать и металлический каркас. Тогда стеллаж в гараже не будет ржаветь.

Особенности сборки металлических стеллажей

Стеллажи из металла могут свариваться или собираться на болты. Со сваркой обычно вопросов не возникает. Если используется уголок, соединять можно внахлест — разница в 3-5 мм при укладке полок незаметна. При желании, можно вырезать лишнее в одной из полочек, сварить встык, но подрезка занимает много времени, а особой разницы вы все равно не увидите.

Как вырезать уголки для ровного соединения

Со сборкой каркаса для стеллажа на болтах порядок такой: сначала собирают отдельно квадраты боковин и полок, затем их скручивают вместе. На каждое соединение желательно не менее двух болтов — для большей жесткости (меньше люфтит).

Если своими руками собираются стеллажи для гаража из профильной трубы, порядок работы другой. Сначала собирают боковины, к ним крепят короткие поперечины. Получаются два прямоугольника с перекладинами. Потом они соединяются поперечинами.

Способы болтового соединения профильных труб

Как можно сделать соединения смотрите на фото. В одном случае сварка все-таки нужна — приварить «подпяточник», в другом можно обойтись без нее — вырезать «уши», загнуть и за них цеплять.

Есть еще один способ — специальные краб-системы. Это металлические пластины со сформованными под профиль выемками. В пазы закладываются трубы, потом две пластины стягиваются болтами.

Краб-системы для профильных труб

Очень большие нагрузки такое соединение вряд ли выдержит, зато есть неоспоримы плюс — не надо сверлить кучу отверстий в металле. В профилированной трубе это, безусловно, проще, чем в толстостенном уголке, но все равно отнимает много времени и сил.

Кстати, болты используются М8 или М6, соответственно под них требуются большие отверстия. Проще сначала просверлить тонким сверлом, затем расширить до нужного размера толстым. Но даже при таком порядке вам понадобиться солидное количество сверл. Чтобы они меньше перегревались и реже ломались, рядом поставьте банку с водой, туда опускайте периодически сверло.

Компоновка, схемы, чертежи, идеи

В гараже нужен не только стеллаж, но еще необходим верстак и стенд для ручного инструмента — всевозможных ключей и другой мелочевки, которой много и придумать какое-то определенное удобное место хранения сложно.

Верстак можно сделать по центру стеллажа. Это удобно — все необходимое будет под рукой, не придется постоянно ходить к полкам.

Стеллажи для гаража с верстаком удобны

Верстак может быть частью системы, а можно сделать два отдельных модуля, между которыми установить требуемый стол. Если такое расположение не понравится, можно будет поменять конфигурацию — хоть углом поставить.

Что касается стенда для инструмента. Есть заводской вариант — перфорированный лист металла с навешиваемыми на него держателями. Идея очень неплоха за исключением цены.

Удобно))

Как обычно, есть и несколько самоделок (какой же гараж без них) на ту же тему. Идеи просты в исполнении, может, не настолько элегантны, но удобны:

  • На доски, лист ДСП, фанеры, набить гвоздей под каждый инструмент. Чтобы не путаться куда что повесить — обвести инструмент на месте и закрасить каким-то цветом.

    Все в порядке и на своем месте

  • Для более тяжелого оборудования — больших ключей и т.д. можно использовать сетку, на которую наварить из поволоки крючки. Сетку прибить на стену.

    Вариант для более тяжелых и громоздких инструментов

  • Сделать планку с прорезанными в ней отверстиями, в которые опускаются инструменты.

    Этот стенд для инструмента сделать своими руками совсем несложно

И при желании, все это можно поставить на колеса — сделать стенд для инструмента передвижным. Это а тот случай, если в теплое время года вы предпочитаете работать с машиной на улице.

Можно легко откатить куда требуется

Ну, и для вдохновения…чтобы вообще все инструменты были на месте))

Полный порядок))

Communities ›
Гаражные дела ›
Blog ›
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 20 — Полка по периметру и полка для канистр v2.0

И вновь всем здрасте!
Нынче выдалось благотворное воскресенье, т.к. я добрался выложить накопившийся материал)))
Надо было заканчивать с полкой, которая идет по периметру гаража, но у меня еще был не обшит левый верхний угол над воротами, с которого я и начал.

Теперь можно приниматься и за полку. Начал вести её с ворот. Прикрепил брусок. Глубину решил сделать в два раза меньше, чем везде, чтобы при открытии двери багажника в неё не упираться.

И уже от имеющихся полок пустил брусок по стене гаража.

Сделал по парочке перемычек для жесткости и для стыковки ОСП листов.

В углу, где заходит вводный кабель, сделал вырез.

Обшил ОСПшкой верх полки.

Т.к. бусок, который идет по длинной стене гаража, я крепил в торец с обратной стороны сделанных полок, то у меня до последнего не был обшит низ полки на заднем торце гаража над DVDюком. И еще её в любом случае надо было зашивать в первую очередь, чтобы последующие листы ложить стык в стык.

Но прежде я установил шпильки, чтобы полка не прогибалась пока прикручиваю листы на нижнюю часть полки.

И наконец, дело двинулось! Обшил и крупные щели запенил.

Теперь на полу самого гаража практически ничего не осталось, всё переехало на полку! Красота!

Итак, еще на повестке записи у нас полка для канистр. Получился у меня небольшой просчет, т.к. изначально предполагал, что сделав новые прокладки в крышки канистр, они не будут течь, лёжа на боку. Ан нет! Один фиг текут. Как-то меня это напрягало. И в один прекрасный момент я демонтировал старую полку из записи А у нас водопровод…вот!. И сделал новую чуть пониже, чтобы канистры стояли «во весь рост». Алилуя! Теперь ни капли мимо! =))

На этом пока всё, спасибо за внимание!
Продолжение следует…

Предыдущие записи:
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 01 — Ворота, печь и пол в подвале
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 02 — Музыка
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 03 — Заезд, хранилище и подиум
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 04 — Утепляем стены в подвале (начало)
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 05 — Ящик под инструменты
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 06 — Вторые ворота — Пролог
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 07 — Вторые ворота — Основное действо
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 08 — Утепляем стены в подвале (окончание)
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 09 — Освещение в подвале
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 10 — Щиток и продолжаем утепляться
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 11 — Бум-бум-тумбочка и гардероб
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 12 — Складной и обеденный стол + утепляемся
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 13 — Вторые ворота — Эпилог
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 14 — Крыша!
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 15 — Бетонируемся
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 16 — Апгрейд печки и проёма ямы
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 17 — Лаз в подвал и водохранилище
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 18 — А у нас водопровод…вот!
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 19 — Апгрейд хранилища

Следующая запись:
Делаю из гаража ГАРАЖ — Часть 21 — Проводка

admin