Пропитка для шпал

Пропитка для шпал

Содержание

Утилизация шпал — железнодорожные деревянные шпалы, применение после ремонта

Ежегодно на структурных подразделениях путевого хозяйства расположенных в границах дороги, при выполнении различных видов ремонта пути, образуется около 1 000 000 отработанных деревянных шпал, пропитанных антисептическими средствами. Каменноугольное масло является наиболее токсичных из всех септиков, так как на 70 процентов состоит из ароматических углеводородов.
Согласно федеральному классификатору отходов, пропитанные им шпалы относятся к третьему классу опасности.

Строительство из шпал

Из отслуживших шпал строят бытовки, сараи и даже мостики через небольшие ручьи. Однако на эти цели, можно направлять шпалы моложе 7 лет, то есть те которые пропитаны безопасными антисептиками, а не ядовитым креозотом. Им шпалы обрабатывали еще несколько лет назад. Проблема утилизации железнодорожных деревянных шпал, острейшая для транспортной отрасли. Уточнить: деревянные шпалы цена, общие объемы. Продажа шпал от производителя и с Российского резерва.

Способы утилизации деревянных шпал

  1. Сжигание — наиболее известный способ утилизации деревянных шпал. Поскольку все шпалы пропитаны специальным веществом — креозот, данный метод является отрицательным моментом и влечет за собой выделения большого количества токсичных веществ, таких как ацетон, бутанол, фенолы, фенантрены, которые попадают в окружающую среду. Такого рода вещества способствуют образованию раковых заболеваний.
  2. Строительный материал — шпалы применяются в качестве строительного (вторичное применение) материала. Подобный способ не экологический, вреден для здоровья по причине выделения резкого, неприятного и токсичного запаха, но по той же причине, шпалы не гниют, не разлагаются. Предупреждение: пропитанные деревянные шпалы (пропитка шпал — это вредно для организма, пропитка креозотом — вредное химическое соединение разных веществ) не стоит использовать в строительстве помещений, зданий, дачных домиков…
  3. Газификация — предельный случай диспергации (превращения топлива в пылевидный поток). Известно, что диспергирование топлива уменьшает неполноту сгорания углеводородных соединений, при этом степень обезвреживания увеличивается примерно в тысячу раз по сравнению с обычным сжиганием.
  4. Пиролиз — термическое разложение шпал под большой температурой без доступа воздуха. Возможно применение для старогодних (б?у шпалы) деревянных шпал с дистилляцией каменноугольного масла. Подобный метод был предложен специалистами одного из предприятий Казани. Данный метод проводится в герметичных условия, что способствует уменьшению выбросов токсичных веществ в окружающую среду.
  5. Переработка старогодних шпал — данный метод подразумевает два этапа прохождения. Первый – с помощью химических реагентов нейтрализуются соединения креозота, на втором этапе перерабатывается древесина.

Учитывая важность вопроса, а так же тот факт, что в ВСЖД в большинстве своем находится на особо охраняемой природной территории, на станции Тагул Восточно-Сибирская железная дорога вводится новый цех который призван сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 70 тонн ежегодно.

Утилизация шпал

Производственная площадь занятая цехом составляет 4214 м? на ней расположена участок сбора и подготовки нефтесодержащих отходов, площадка для временного размещения отходов, комплекс подготовки и подачи старогодних шпал на сжигания и здание цеха.

Комплекс подготовки и подачи старогодних шпал на сжигание состоит из ролинга на 15 штук шпал, ленточного транспортера, валковой дробилки, приемных емкостью для накопления щепы.

Основным достоинством нового цеха является огневое обезвреживание отходов на инсинераторной установки ИН-50 он предназначен для экологически чистого, безопасного, высокотемпературного сжигания старых шпал. Инсинератор способен совместно утилизировать твердые и жидкие отходы, отработанных масел мазутных и нефтяных шламов. Этот способ утилизации достаточно экономичен в сравнении с зарубежными аналогами.

Комплекс для термического обезвреживания отходов инсинератор ИН-50 разработан специалистами ЗАО «Турмалин» г.Санкт-Петербург. Установка производительностью 50 кг?час, 12 тонн в сутки или 4000 тонн в год модернизировано для одновременного уничтожения шпал отработавших свой срок и не пригодных для дальнейшего использования и нефтешламовых отходов.

Загрузка отходов в инсинератор производится при помощи приемных емкостей и скипового подъемника.

Чем пропитывают деревянные шпалы?

Рабочая температура в камере сгорания 850-900 градусов. Продукты сгорания проходят ударное дожигание в специальной камере, в течении 2 секунд при прохождении газов через факел в специальной горелки с температурой пламени до 1500°. После этого отходящие газы проходят через установку резкого охлаждения газов до температуры не более 400° и двойную систему механической очистки на циклоне и щелочной на скрепере.

Согласно полученным результатам выброс загрязняющих веществ не превышает предельно допустимых концентраций и соответствует установленным гигиеническим требованиям.

Зольный остаток составляет не более 3% от массы сжигаемых отходов и подлежит захоронению на обычных полигонах твердых бытовых отходов.

Валковая дробилка разработана специалистами научно-производственного предприятия Викмакс (ООО «НПП ВИКМАКС») г.Екатеринбурга, она предназначена для измельчения древесины любых размеров и степени засоренности, включая металлические костыли — в теплоэнергетическую щепу.

Принцип работы (после ремонта старые шпалы сжечь в инсинераторе) заключается в продольной подачи и изломе древесины между двумя волками, имеющие вид шестерен, при чем один волок — приводной, а второй подпружинен и находится в зацеплении с приводным по средством радиально расположенных ножей. Заточка ножей в течении всего срока эксплуатации не требуется. Разер щепы — 100-300 мм.

Установка ИН-50.5М имеет в конструкции теплообменник с площадью нагреваемой поверхности 80 м? единовременный объем воды в теплообменнике 4,2 м? с температурой 95 градусов. По заявленной конструкторской мощности теплообменник способен отдавать 1,2 гикокалорий тепловой энергии в час.

Проектом строительства предусмотрено использовании мощности теплообменника для отопления помещения цеха — утилизации отходов. После отработки ритмичности поставки шпалы избыток тепла будет использоваться для отопления базы ПМС-67. Вывод из эксплуатации угольной котельной позволит ликвидировать затраты на её содержание в размере 3 с лишним миллиона рублей. Снизит расход условного топлива на 419 тонн в год, сократит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в количестве 70 тонн в год.

Стоимость данного инвестиционного проекта 84,3 млн рублей, срок окупаемости всего лишь 4 года. За счет изменения инфраструктуры, ликвидации котельной, сокращения фонда заработной платы.

Чистый экономический эффект составляет 8,8 млн. рублей в год.
Безусловно, одной установкой решить проблему утилизации отходов на железной дороге не возможно, доставка отходов на большие расстояния слишком «затратно».

По проекту предусмотрен сбор отработанных шпал на полигоне Тайшет-Чуна по северному ходу и Тайшет-Тулун по главному ходу. По этому уже сегодня прорабатывается вопрос строительство пилотного комплекса по утилизации отбракованных деревянных железнодорожных шпал на станции Вихоревка мощностью 470 тысяч шпал в год с привлечением средств дочернего зависимого общества ООО «РЖД», ООО «ЭнергоПромСбыт».

Будем признательны, если вы поставите ссылку на данную страницу на своем сайте.
Утилизация шпал — железнодорожные деревянные шпалы, применение после ремонта
Код ссылки:

Публикация является авторской, при коммерческом или ином использовании просим ознакомиться с «пользовательским соглашением»

Пропитка шпал

С момента зарождения железных дорог принимали меры, чтобы предотвратить или замедлить загнивание шпал. Так, по смете Царскосельской дороги намечалось укладывать дважды осмоленные шпалы.

При строительстве Николаевской дороги впервые в России применили в промышленных объемах антисептическую пропитку древесины под давлением. Правда, пропитывали главным образом мостовой лес. Но проводили опыты и со шпалами; в 1848-1849 гг. пропитанные шпалы уложили на шести километрах линии по обоим путям. А. И. Штукенберг дал описание первых деревопропиточных заводов Николаевской дороги, один из которых находился в Волхове, а три других — вблизи от строительства крупных мостов. Все четыре завода, совершенно одинаковые, производили пропитку древесины способом Пайна. Дерево сначала насыщалось под давлением сернокислой закисью железа или медным купоросом, а затем — хлористым цинком. В результате в порах выделялась нерастворимая сернокислая известь (гипс), которая и должна была играть роль защитной одежды для древесины. Однако "гипс в порах дерева не образовывался вполне, купорос и кальций оставались несоединенными и, сохраняя свою растворимость в сырости и способность ее притягивать, даже вредили сохранению древесины" . И действительно, в 1852-1853 гг. пропитанные шпалы пришлось заменить.

В полном объеме укладку антисептированных шпал предприняли при строительстве Московско-Нижегородской дороги, которая располагала примитивным заводом для пропитки бревен медным купоросом по способу Бушери. Последний основан на самотечном поступлении раствора через торец в бревно из резервуара, расположенного на высокой башне. Способ Бушери был малопроизводительным и неэкономичным уже потому, что при обрезке образовывались большие отходы пропитанной древесины. Тем не менее он применялся и Козловско-Воронежско-Ростовской дорогой, которая вела антисептирование шпал раствором хлористого цинка .

Цена пропитанных шпал Московско-Нижегородской дороги оказалась очень высокой; она в 4-5 раз превышала цену непропитанной шпалы. В этом факте исследователи железнодорожного дела усмотрели и, по-видимому, правильно одну из бесчисленных махинаций Главного Общества , которая имела весьма неблагоприятные последствия, ибо создала неверное представление об экономической стороне антисептирования. В результате, хотя пропитанные шпалы служили дольше непропитанных, на русских дорогах почти два десятилетия не практиковали антисептирования, а укладывали шпалы из обычного леса. При этом дубовые шпалы служили не более 6-7 лет, сосновые — 4-5, а еловые — даже 3-4 года.

Пока дорог было мало, а леса вокруг них вырубались сравнительно слабо, такое положение было терпимым. Но к середине 80-х годов вырубка местных лесов в европейской части страны стала приобретать массовый характер, что подняло цены на сырую древесину. Это заставило железнодорожные компании позаботиться о продлении срока службы шпал в пути. В 1877 г. на Московско-Нижегородской дороге построили новый завод для пропитки шпал под давлением раствором хлористого цинка. Аналогичные заводы были вскоре построены на других дорогах. Некоторые дороги применяли передвижные заводы.

Чем обрабатывают шпалы?

Кое-где удавалось обходиться местными средствами. Курско-Харьково-Азовская дорога практиковала предварительное вымачивание шпал в соляном растворе — рапе Сиваша. Аналогичным образом антисептировали шпалы на Баекунчакской дороге, которая вела к известному соляному озеру.

Стационарные заводы сооружали преимущественно иностранные фирмы. Однако отдельные заводы, например Жуковский Орловско-Витебской дороги, были построены русскими специалистами под руководством Б. К. Завадского. Оборудование передвижных заводов готовилось в Коломне и Брянске.

Русские инженеры прилагали немало усилий, чтобы найти способы более рационального использования на железных дорогах лесных богатств страны. Заботой об экономичном использовании леса проникнуты доклады В. И. Герценштейна , , работы Л. Ф. Шухтана , Б. Рутковского и др. Несмотря на официальное ограничение пород леса по их пригодности для пропитки (сосна, ель и дуб), на ряде дорог проводили испытания шпал, изготовленных из дешевых лиственных пород. Так, на Закавказской дороге по инициативе А. Н. Пушечникова были уложены пропитанные грабовые и буковые шпалы. На ветви к рязанскому шпалолропиточному заводу вполне успешно испытывали пропитанные шпалы из осины.

Зная о недостатках водного антисептика и о преимуществах масляных, но не располагая антисептическими углеводородами типа креозота и ему подобных веществ (они отсутствовали в перечне продуктов отечественного производства), русские инженеры пытались найти подходящие заменители. Следует упомянуть об опытах пропитки шпал нефтью, которые еще в 70-е годы велись на Поти-Тифлисской дороге под руководством инженера В. И. Курдюмова. Эти опыты не дали вполне удовлетворительных результатов, хотя приемлемый режим пропитки все-таки и был найден, после чего поднимался вопрос об антисептировании дерева парами нефтяных углеводородов . Некоторое время на русских дорогах применялась пиреновая жидкость, испытания которой были начаты инженером Кирпичниковым на станции Кинешма в 80-е годы.

Вопросами предохранения дерева, особенно шпал, от преждевременной порчи и гниения занималась организованная в 1887 г. при Русском техническом обществе комиссия специалистов. Она провела ряд интересных и полезных исследований, например организовала сбор статистических сведений о службе деревянных шпал на дорогах, методика которого была принята и одобрена на IV Петербургской сессии Международного конгресса железных дорог для использования на всех дорогах — участницах конгресса.

Однако в целом состояние шпального хозяйства на русской сети было неудовлетворительным. Пропитка масляными антисептиками так и осталась неосуществленной мечтой русских инженеров. К началу первой мировой войны всего лишь один павлоградский завод Южных дорог пропитывал шпалы креозотом. Еще один завод (Петербурго-Варшавской дороги) применял креозот в эмульсии с хлористым цинком . Остальные заводы пользовались водными антисептиками — преимущественно дешевым, но нестойким и малоэффективным хлористым цинком. Качество пропитки было чрезвычайно низким, ибо оборудование большинства заводов являлось устаревшим, а руководители их и технический персонал, как правило, не имели серьезной подготовки. Однако даже такой низкокачественной пропитке не подвергались все укладываемые в путь шпалы. В 1913 г. пропитанные шпалы практически в полном объеме заказывали для текущего содержания и ремонтов три казенных и одна частная дороги. Остальные приобретали пропитанные шпалы частично, а некоторые не использовали их вообще. В годы войны, когда надзор за путем ослаб, непропитанные шпалы сгнивали до трухи.

Компания ООО «ПИЛТОРГ» является одним из крупнейших производителей железнодорожных шпал в России. Причем в ассортименте нашей компании присутствуют, как классические пропитанные шпалы, так и переводной брус.

Компания существует с 2001 года, но, несмотря на непродолжительную историю существования, имеет прекрасную репутацию. Мы — стремительно развивающийся и надежный производитель, хорошо известный на специализированном рынке. Причем, благодаря высочайшему качеству продукции, а также оперативности поставок, ООО «ПИЛТОРГ» стабильно принимает участие в строительстве масштабных объектов.

Одним из товаров, на производстве которых специализируется компания, являются шпалы пропитанные. Следует отметить, что каждая такая шпала представляет собой, по сути, опору для железнодорожных рельсов, изготовленную из высококачественной древесины и пропитанную специальным химическим составом.

Чем пропитывают железнодорожные шпалы? Зачем?

Такие шпалы отличаются прекрасными механическими свойствами, упругостью, способностью хорошо взаимодействовать с дорожным покрытием, на котором они установлены, и т.д. К тому же, они характеризуются стойкостью к атмосферным воздействиям и к резким изменениям температур, и потому их можно использовать в абсолютно любых регионах и в любых условиях окружающей среды.

Виды шпал

НАИМЕНОВАНИЕ
НАЗНАЧЕНИЕ
ГОСТ/ТУ
ЧЕРТЕЖ

I тип шпалы (обрезные, полуобрезные, необрезные)

для главных путей

ГОСТ
78-89

II тип шпалы (обрезные, полуобрезные, необрезные)

для станционных и подъездных путей

ГОСТ
78-89

III тип шпалы (обрезные, полуобрезные, необрезные)

для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий

ГОСТ
78-89

Шпалы пропитанные, предлагаемые потребителям компанией ООО «ПИЛТОРГ», производятся из высококачественной древесины под строгим контролем со стороны специалистов. Для их обработки используется каменноугольное масло, что позволяет повышать технологические характеристики данной продукции, увеличивать срок ее эксплуатации, а также надежно защищать от гниения и других опасных факторов. Причем не только процесс производства, но и хранение осуществляется с соблюдением всех соответствующих ГОСТов – они хранятся в специально подготовленных и оборудованных складских помещениях. И благодаря соблюдению всех этих условий, срок эксплуатации шпал достигает 13 – 15 лет.

Цены на шпалы (Прайс лист от 01.05.2018 г.)

НАИМЕНОВАНИЕ
ТИП
ЦЕНА

Шпалы пропитанные

I тип

От 920 руб./шт.

II тип

От 800 руб./шт.

Брус переводной пропитанный

Б2

От 100 000 руб./комплект

А3

130 000 руб./комплект

А4

106 000 руб./комплект

Полушпалы пропитанные

договорная

Мостовой брус пропитанный

договорная

Помимо пропитанных шпал, компания ООО «ПИЛТОРГ» предлагает своим клиентам также высококачественные материалы из ВСП. Причем процесс производства и хранения этой продукции тоже находится под строгим контролем, благодаря чему материалы из ВСП отличаются прекрасными эксплуатационными характеристиками и полностью соответствуют требованиям ГОСТ и ТУ.

Вопросы консервирования древесины пропиткой более подробно изложены статье  «Консервирование древесины», поэтому ниже проводятся лишь некоторые соображения, специально касающиеся шпал.

Механическая обработка шпал.

Значительное число шпал до пропитки подвергается механической обработке, которая заключается в затеске и предварительном сверлении костыльных отверстий (рис. 1). Такая обработка имеет ряд преимуществ. Основным является то, что в этом случае не ослабляется действие антисептика, наоборот, оно увеличивается за счет более глубокой пропитки шпал в подрельсовом сечении, где она наиболее необходима.

Все о железнодорожных шпалах.

Машинная затеска обеспечивает более ровную постель под подкладкой, чем ручная. При забивке в предварительно просверленные отверстия костыли не повреждают волокон древесины и лучше держат рельсы, таким образом путь легче содержать по шаблону. Применение наколки перед пропиткой твердых пород древесины увеличивает глубину проникания и объем поглощаемого антисептика, улучшая тем самым качество пропитки.
При механической обработке шпал перед пропиткой обычно их клеймят на торцах с условным обозначением: древесной породы, способа пропитки, типа рельса, для которого просверлены отверстия, года пропитки, типа шпалы, марки завода и названия железной дороги, которой принадлежат шпалы.
Комитетом AREA по шпалам были разработаны указания по обработке шпал от момента рубки леса до укладки готовой шпалы в путь. В части, касающейся пропитки, эти указания приведены в статье «Консервирование древесины», в части хранения шпал после пропитки они вкратце даются ниже.

Пропитка.

Для предохранения от гниения все шпалы должны быть пропитаны. Для назначения более дешевого способа пропитки необходимо предварительно установить: породу леса, из которого изготовлены шпалы; наиболее подходящие для нее антисептики; состояние водоотводов;
род грунтов и состояние земляного полотна; род и состояние балласта; размеры грузооборота и действующие скорости движения поездов; осевые нагрузки и тип обращающегося на дороге подвижного состава; климатические условия.

Хранение шпал после пропитки.

 Очень важно осторожное обращение со свежепропитанными шпалами. Хранение их должно быть организовано так, чтобы полностью избежать повреждения пропитанного слоя древесины с тем, чтобы не допустить возможности проникания гнилостных грибков в непропитанную древесину, расположенную под пропитанным слоем. Необходимо иметь в виду, что для шпал, на поверхности которых обнажается слабо проницаемая для антисептика ядровая древесина, глубина пропитки составляет всего 2,5 см.
При пропитке шпал из твердых пород леса экономически нецелесообразно добиваться проникания антисептика на сколько-нибудь значительную глубину в ядровую древесину, поэтому весьма важно избегать всяких повреждений пропитанного слоя. Повреждение шпалы острым орудием, например киркой или лопатой, может служить причиной проникания грибка и заражения шпалы гнилью.

Удары костыльным молотком или другим орудием (рис. 2), вызывая разрыв волокон древесины, могут привести к образованию местных скоплений влаги, создавая тем самым на этих участках условия для возникновения гниения.

Статистика пропитки.

В течение ряда лет для пропитки шпал применялись два основных антисептика — креозот и смесь креозота с каменноугольной смолой, которыми пропитывалось около 2/3 всех шпал, а остальные пропитывались смесью креозота с керосином. Пропитка шпал всеми остальными антисептиками, в том числе смесью керосина и пентахлорфенола, хлористым цинком и солями Вольмана, составляла от 1/2 до 1% общего числа пропитанных шпал. Такое же соотношение в использовании антисептиков принято и при пропитке переводных брусьев. Пропитку как шпал, так и переводных брусьев в настоящее время производят только под давлением.
За пятилетний период, среднегодовая пропитка шпал составила 38 900 000 шт. Для 84% общего числа пропитанных шпал известно, что 78% из них были опилены, а 22% отесаны, точно так же для 93% общего числа пропитанных шпал известно, что в 70% из них были предварительно просверлены костыльные отверстия и произведена затеска под подкладки.
Наиболее распространены дубовые шпалы. Из общего числа пропитанных за те же пять лет шпал дубовых было 41,5%, эвкалиптовых и из дугласовой сосны — по 10%, лиственничных и из других пород сосны — по 1% каждой породы. Породы деревьев для 25% всех пропитанных шпал не были определены, однако в основном это различные породы с твердой древесиной.
За тот же пятилетний период в среднем за год пропитывалось около 125 300 тыс. бордсовых футов переводных брусьев (около 296 000 м3). Большая часть пропитанных брусьев была изготовлена из твердых пород леса, в том числе из дуба 45%. Остальными породами, из которых изготовлялись брусья, являются: дугласова сосна, эвкалипт, южная и другие породы сосны, клен, лиственница, ель Энджельманна, вяз береза и белая сосна.


Рис. 2. Шпала с нижними ребрами, поврежденными в результате частых подбивок подбойками

Рис. 1. Станок для затески и сверления шпал перед пропиткой

Технологический процесс пропитки древесины

     Существенным недостатком не антисептированной древесины является её способность разрушаться под воздействием биологических факторов, то есть различных организмов, обитающих как в самой древесине, так и в окружающей среде. Для повышения биостойкости древесины используют ее пропитку (антисептирование).

Утилизация шпал — железнодорожные деревянные шпалы, применение после ремонта

В шпалопропиточном производстве широко применяется пропитка древесины в автоклавах.
        ООО «Шпалопропиточный завод «Тула» использует автоклавный способ пропитки древесины. Автоклав нашего завода имеет свою интересную историю: он был вывезен после Великой Отечественной войны из Германии, и в 1947 году смонтирован на производственной площадке, которая в настоящее время принадлежит ООО «Шпалопропиточный завод «Тула». Автоклав представляет собой горизонтальный, стальной, толстостенный цилиндр диаметром 1420 мм. С торцов цилиндр закрыт полусферическими крышками с надежными запорными устройствами. Автоклав оборудован предохранительными клапанами, штуцерами для подключения трубопроводов и датчиками для измерения уровня жидкости, температуры и давления. В состав автоклавной установки также входит пневмогидравлическое, тепловое, контрольно-регулирующее и вспомогательное оборудование.
    Для пропитки наше предприятие использует, чаще всего, пожалуй, самый мощный из существующих антисептиков — каменноугольное масло. Этот антисептик исторически применяется для пропитки деревянных шпал. Каменноугольное масло – это продукт, получаемый при производстве коксующихся углей, представляет из себя маслянистую жидкость со специфическим запахом, чаще черного, иногда темно — коричневого цвета. Это продукт состоит из различных веществ, в основном фенолов. Некоторые его компоненты имеют температуру плавления +5˚С. Поэтому его необходимо разогревать в процессе производства пропиточных работ. Каменноугольное масло отнесено к веществам первой группы опасности. При работе с этим продуктом необходимо соблюдать особую осторожность. Именно его губительность для простейших организмов делает каменноугольное масло прекрасным антисептиком. Необходимо отметить, что каменноугольное масло практически не вымывается из древесины, нейтрально к металлам. Для многих простейших, разрушающих древесину, губителен сам запах каменноугольного масла.
        ООО "Шпалопропиточный завод "Тула" по заявке потребителей может использовать и другие антисептики, например препарат  «Ултан» — отечественный аналог антисептика, применяемого в странах ЕС для деревянных деталей, работающих в сложных условиях.
        Пропитанная «Ултаном» древесина, по прошествии некоторого времени после пропитки, безвредна для млекопитающих, но губительна для простейших организмов, при проявлении ими признаков жизнедеятельности внутри древесины. Поскольку «Ултан» — вещество на водной основе, оно легче проникает в древесину. После пропитки «Ултаном» древесина приобретает болотно-зеленый цвет. Поверхность пригодна для окраски.
        Специально для нашего производства технология пропитки препаратом «Ултан» разработана на Кафедре ботаники и защиты леса Уральского Государственного лесотехнического университета, под руководством профессора, академика РАЕН, д.б.н. Д.А. Беленкова.
    Существует несколько технологических схем (методов) автоклавной пропитки, различие которых состоит в последовательности операций воздействия на древесину повышенного и пониженного давления пропитывающей жидкости (антисептика) и воздуха. Меняя последовательность операций, их длительность, уровень давления и температуры, можно управлять результатами пропитки в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.

         ООО «Шпалопропиточный завод «Тула» использует автоклавный способ пропитки древесины методом «вакуум-давление-вакуум».
        Процесс пропитки проходит в следующей последовательности и  занимает 1 час 45 минут:
1. автоклав загружается древесиной;
2. создается воздушный вакуум;
3. древесина выдерживается в вакууме;
4. автоклав заполняется жидкостью;
5. создается жидкостное давление;
6. древесина выдерживается в жидкости под давлением;
7. давление сбрасывается до атмосферного;
8. жидкость сливается из автоклава;
9. повторно создается воздушный вакуум;
10. древесина выдерживается в вакууме;
11. сброс вакуума и разгрузка автоклава.

Упрощенная схема процесса пропитки древесины изображена на рисунке 1.

        Выдержка древесины в вакууме на первом этапе улучшает процесс пропитки, так как из древесины удаляется воздух и остаточная капилярная влага, мсето которой в последствии занимает антисептик. Глубина вакуума составляет примерно 0,08 МПа (8 кг/см2).
        Способ пропитки, применяемый на нашем шпалопропиточном заводе, соответствует ГОСТ 20022.5-93 «Защита древесины. Автоклавная пропитка маслянистыми защитными средствами», ГОСТ 20022.0-93, ГОСТ 200022.0-93 «Защита древесины. Параметры защищенности».
         Пропитка древесины не изменяет ее свойств, то есть она не меняет структуру, не растрескивается, не деформируется не требует дополнительных покрытий или пропиток, не становится колкой или хрупкой.
         Таким образом, применяемая и на ООО "Шпалопропиточный завод "Тула" технология, древесина и антисептики обеспечивают срок службы, уложенной должным образом в железнодорожный путь, шпалы сроком около 15 лет.

admin