Продажа садового участка

Продажа садового участка

Для того чтобы правильно оформить сделку купли-продажи земельного участка и зарегистрировать переход права собственности на участок от продавца к покупателю, необходимо убедиться, что продавец участка является его законным собственником.

Для этого продавец должен представить:

1. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, выданное до 15.07.2016, либо выписку из Единого государственного реестра недвижимости (до 01.01.2017 — ЕГРП) (ч. 1 ст. 28 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; ч. 7 ст. 21 Закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ).

Кроме того, желательно дополнительно получить выписку, содержащую сведения ЕГРН, непосредственно перед подписанием договора купли-продажи земельного участка.

2. Правоустанавливающий документ, подтверждающий основания приобретения (получения) продавцом земельного участка в собственность (ранее заключенный договор купли-продажи, мены, дарения, завещание и т.д.).

После ознакомления с указанными документами рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Заключите договор купли-продажи земельного участка

Существенными условиями договора продажи недвижимости являются его предмет и цена (ст. ст. 554, 555 ГК РФ; ст. 37 ЗК РФ).

В описании предмета договора необходимо точно указать адрес участка, его площадь, кадастровый номер, категорию земель, в которую входит земельный участок, и вид его разрешенного использования. Также желательно указать сведения о правоустанавливающих документах продавца, дате и номере государственной регистрации права собственности продавца в ЕГРН.

Необходимо определить точную цену земельного участка и порядок расчетов между сторонами. При этом расчет может быть произведен как до, так и после государственной регистрации перехода права собственности на участок. То же относится и к фактической передаче земельного участка по акту приема-передачи. В договоре можно предусмотреть, что договор одновременно является и актом приема-передачи.

Договор купли-продажи недвижимости должен быть заключен в письменной форме и подписан обеими сторонами. Несоблюдение этого условия влечет недействительность договора (ст. 550 ГК РФ).

Договор подписывается в трех экземплярах (по одному экземпляру для сторон договора и третий экземпляр для Росреестра).

Обязательного нотариального удостоверения договора закон не предусматривает. Исключение составляют, в частности (ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 54 Закона N 218-ФЗ):

  • сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, которые подлежат нотариальному удостоверению;
  • сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, которые подлежат нотариальному удостоверению.

Шаг 2. Подготовьте и представьте документы в территориальное отделение Росреестра

Необходимо подготовить, в частности, следующие документы (ч. 1, 2 ст. 14, ст. 18 Закона N 218-ФЗ):

1) заявление на регистрацию перехода права собственности и регистрацию права собственности за покупателем (заполняется непосредственно в отделении Росреестра перед подачей документов);

2) договор купли-продажи земельного участка, как правило, в трех экземплярах;

3) паспорта участников сделки. Если документы подает представитель, необходимо представить нотариальную доверенность с соответствующими полномочиями;

4) нотариально заверенное согласие супруга (супруги) продавца на отчуждение участка (если участок приобретался в период брака);

5) документы, подтверждающие право собственности лица, отчуждающего принадлежащий ему земельный участок (например, свидетельство о государственной регистрации, выданное до 15.07.2016, договор купли-продажи, мены, дарения и т.д.);

6) акт приема-передачи.

Уплатите госпошлину за регистрацию права собственности и перехода права на земельный участок.

Справка.Размер госпошлины

Размер госпошлины при регистрации права собственности на земельный участок составляет (пп. 22, 24, 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ; Письмо Минэкономразвития России от 20.04.2017 N Д23и-2207):

— 350 руб. в отношении участка, предназначенного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также участка с равнозначным видом разрешенного использования либо участка из категории земель сельскохозяйственного назначения иных видов разрешенного использования;

— 2 000 руб. — в иных случаях.

При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с учетом коэффициента 0,7 (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется.

Порядок покупки дачи

Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления орган регистрации прав возвращает заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).

Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить (Информация Росреестра от 26.07.2017; Информация Росреестра от 17.10.2017; п. 3 Приложения 5 к Положению о платежной системе Банка России, утв. Банком России 29.06.2012 N 384-П).

Заявление и необходимые документы можно представить в Росреестр одним из следующих способов (ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 218-ФЗ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883):

  • непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.

О ходе оказания услуги (например, о поступлении информации об уплате госпошлины, проведении регистрации) вы можете быть уведомлены посредством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона (п. п. 3, 4 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2016 N 137).

Государственная регистрация проводится в течение 7 рабочих дней с даты поступления в Росреестр заявления и документов, а в случае подачи документов через МФЦ — в течение 9 рабочих дней с даты приема заявления. Течение этого срока начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 16 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 22.08.2017 N 14-10188-ГЕ/17).

Шаг 3. Получите выписку из ЕГРН

Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).

В указанный сотрудником Росреестра срок необходимо явиться в отделение Росреестра и получить выписку из ЕГРН, после чего при необходимости произвести окончательные взаиморасчеты между сторонами и передать по акту земельный участок (если это не было сделано ранее).

Также выписка может быть направлена вам в электронной форме (ч. 6 ст. 62 Закона N 218-ФЗ).

Обратите внимание!

Если вы владели земельным участком менее установленного срока, то с дохода от продажи участка необходимо уплатить НДФЛ. При этом вы можете воспользоваться имущественным налоговым вычетом либо уменьшить сумму дохода на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением участка (п. 17.1 ст. 217, пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 220, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Новые собственники земельных участков становятся плательщиками земельного налога. Также они вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по НДФЛ, если участок предназначен для ИЖС или расположен под приобретаемым жилым домом (пп. 3 п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 220, п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 389 НК РФ).

Связанные вопросы

Что предусмотреть в договоре купли-продажи земельного участка? >>>

Когда нужно подать декларацию по форме 3-НДФЛ и уплатить налог? >>>

Какие вычеты по НДФЛ предусмотрены при покупке квартиры и другого недвижимого имущества? >>>

Какие вычеты и обязанности по НДФЛ предусмотрены при продаже квартиры и другого недвижимого имущества? >>>

Как рассчитывается земельный налог для физических лиц? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru

Портал государственных услуг Российской Федерации — www.gosuslugi.ru

Подготовлено на основе материала

адвоката Богаткова С.А.

Необходимые документы при покупке садового участка или недостроенного дома

Обязательные документы для регистрации

Итак, для начала нужно собрать документы для регистрации, их не так и много, но позаботьтесь, что бы все они были правильно оформлены и имели нужное количество экземпляров.

Что вам понадобится:

  • Удостоверение личности (попросту говоря — паспорт);
  • Оригинал и копия квитанции об оплате за регистрацию;
  • Заявление о регистрации права собственности и регистрации сделки;
  • Договор о купле – продаже (в четырех экземплярах);
  • Акт о приеме – передаче покупаемого объекта;
  • Документ, который подтверждает право на собственность продавца на объект;
  • Оригинал и копия плана участка;
  • Акт цены (нормативной) покупаемого участка.

Документы продавца

Для того, что бы ни возникло неприятных ситуаций, следует убедиться, что продавец так же имеет всю необходимую для сделки купли – продажа документацию.

Вот минимум документации для продавца:

  • Паспорт (для гражданина);
  • Паспорт и доверенность (обязательно нотариально заверенная) представителя продавца;
  • Паспорт и свидетельство о регистрации (для предпринимателя);
  • Учредительная документация (для юридических лиц);
  • Кадастровый паспорт земельного участка;

Объектом купли – продаж может быть только земельный участок, который прошел кадастровый учет.

  • Правоустанавливающий документ;
  • Свидетельство о праве на собственность;

Обязательно проверяйте всю документацию, которую предоставляет продавец. 

Продавец имеет право запросить (за отдельную оплату) информацию о продавце в налоговой инспекции по месту проживания продавца.

Если все данные (после личной проверки) соответствуют нормам, можете смело переходить к заключению договора.

Стоит отметить, что на ряду с прочей документацией, которая нужна при покупке садового участка можно проверить следующие:

  1. Наличие сведенья о проведении межеваний;
  2. Состав покупаемого земельного участка;
  3. Претензии от третьих лиц по отношению к участку;
  4. Наличие или отсутствие любого вида объектов недвижимости на участке;
  5. Наличие сведенья об судебных спорах касающихся земельного участка;
  6. Ведение на участке любого рода хозяйственной деятельности.

Подобные юридические проверки могут, и должны, проводиться перед заключением договора купли – продажи, как земельных участков, так и недвижимости. Все это делается для того, что бы свести к минимуму риск заключения договора с недобросовестным продавцом. Поэтому, отнеситесь к проверке с особой ответственностью и щепетильностью.

Документация для государственной регистрации

Для государственной регистрации прав на землю нужны такие документы:

Эти документы следует подавать в отдел ФРС по мету нахождения покупаемого участка.

  • Документы, которые удостоверяют личность. Паспорт (для гражданина), доверенность и паспорт – для представителя, свидетельство о государственной регистрации – для предпринимателя, учредительная документация – для юридических лиц.
  • Документация, которая служит основанием для регистрации прав на участок.

    Оформление продажи участка в садовом товариществе

    Акт органа местного самоуправления, договор купли – продажа, дарения, документ свидетельствующий право о наследственности, а так же все иные документы, которые могут подтвердить переход прав;

  • Кадастровый паспорт участка. Если он уже был представлен при процедуре прошлой регистрации, то теперь может, не понадобится;
  • Документация тем или иным образом связанная с основными особенностями заключения данной сделки. К примеру, согласие супруга (и) (обязательно нотариально заверенное) на продажу земли.

Весь перечень необходимой для регистрации документации, а так же требования к оформлению можно узнать в любом отделении регистрационной службы. Более быстрый способ зайти на сайт (официальный) Федеральной регистрационной службы.

Вся документация принимается только в полном объеме. Подтверждает принятие документов расписка, которую выдают заявителю. Сделка будет считаться зарегистрированной со дня внесения соответствующей записи в реестр прав на недвижимое имущество.

Что необходимо знать, покупая земельный участок

Покупая любой земельный участок нужно проверить права продавца на покупаемый участок. Для этого продавец должен предоставить ряд основных документов:

  1. Свидетельство, подтверждающее государственную регистрацию права собственности на землю;
  2. Документ-основа, для регистрации. Таким документом может быть договор, свидетельствующий о праве наследственности, акт передачи участка и т.д.;
  3. Кадастровый паспорт.

Ко всему прочему, можно попросить показать:

  • Справку об отсутствии запрещений или арестов;
  • Справку нормативной стоимости земли;
  • Справку об отсутствии на территории участка зданий либо сооружений любого типа.

Посмотрите так же паспорт и все возможные учредительные документы юридического лица.

Если вы заключаете договор с физическим лицом, нужно уточнить наличие следующий документов:

  1. Согласие супруга (и) на совершение данной сделки (обязательно нотариально заверенное);
  2. Если владельцем земли является лицо, не достигшее совершеннолетия, понадобится согласие органов опеки; 
  3. Справка из психоневрологического и наркотического диспансеров о том, что ваш продавец не состоит на учете. (В противном случае сделка может оказаться не действительной!)

Особое внимание при проверке уделите основаниям, при которых, продавец получил право на данный земельный участок. Так же, немаловажно знать, соответствует ли участок, представленный в документах категории.

 

Если на участке начато строительство проверьте такие документы:

  • Проект планировки покупаемой территории;
  • Градостроительное заключение;
  • Тех. условия на присоединения инженерных коммуникаций;
  • Проектная документации, которая была ранее согласована и утверждена в архитектурных и надзорных органах;
  • Разрешение на строительство (на нем должна присутствовать подпись главы администрации района).

Как можно более тщательно проверяйте документы при покупке садового участка, это избавит вас от многих хлопот и ускорит процесс покупки.

Как оформить куплю-продажу садового участка

admin