Олифа из льняного масла

Олифа из льняного масла

Изготовление олифы из подсолнечного масла в условиях зимовки

«Я начал рыться в книгах, пытаясь отыскать рецепт варки олифы, – у нас было двенадцать бочонков подсолнечного масла, и мне казалось, что его можно будет пустить в дело. В «Морской практике» Васильева было дано лишь крайне отдаленное представление о таком существенном процессе, как варка олифы. И только в случайно затесавшейся в нашу библиотеку брошюрке «Окраска речных судов» удалось найти несколько намеков на то, как изготовляется олифа. Автор этого руководства указывал, что из конопляного масла олифу надо варить на сильном огне в течение четырех часов, прибавляя свинцовый сурик, для того чтобы она быстрее сохла. При этом температура масла поднимается до 300 градусов, и оно становится огнеопасным, – стружка, брошенная в кипящее масло, мгновенно вспыхивает.

Об интересующем нас предмете было сказано всего несколько слов: «Олифу можно варить и из подсолнечного масла». Это хорошо. Но как ее варить?..

Я вызвал Буторина, показал ему книжку и сказал:

– Попробуй, Дмитрий Прокофьевич, сделать так же, как тут написано!..

Боцман внимательно проштудировал пособие и без тени смущения взялся варить олифу, словно он всю жизнь только этим делом и занимался. После нескольких неудачных попыток сварить масло в камбузе боцман установил на льду в 140 метрах от судна камелек, сделанный из пустой железной бочки, вделал в этот камелек небольшой котелок, приладил трубу, и «фабрика Прокофьевича», как прозвали это неказистое сооружение, заработала.

На всякий случай мы решили варить олифу не четыре часа, как сказано в книжке, а шесть. Целый день коптился боцман у своей железной печурки, помешивая кипящее масло в котле. Занятие это было не из веселых: пары подсолнечного масла не отличаются приятным ароматом. К тому же все вокруг камелька таяло, а с неба беспрерывно падали густые хлопья мокрого снега.

Все это можно было бы стерпеть, если бы подсолнечное масло превратилось в подобие олифы. Но эта проклятая жидкость упорно отказывалась сгущаться. К концу дня она оставалась так же жидка и текуча, как в тот час, когда Буторин разжигал огонь в своей железной бочке.

Боцман думал, что во всем виновата «сушка», как маляры называют свинцовый сурик, и увеличивал дозы примеси. Но свинцовый сурик не помогал. Сваренная Буториным олифа могла с таким же успехом применяться для окраски корабля, как и сливочное масло.

После трехдневной возни у камелька боцман пришел в отчаяние. Он потерял всякую надежду на то, что из подсолнечного масла когда-нибудь получится олифа. Но не оставлять же корабль без окраски! Мы прекрасно понимали, что ржавчина нанесет «Седову» непоправимый урон, если мы не покроем облупившиеся борта двойным слоем сурика и черни. Было бы дьявольски обидно после двух-трех лет дрейфа доставить в родной порт вместо корабля груду ржавого железа, пригодного лишь для сдачи в Рудметаллторт.

Я решил, что пора мне самому взяться за опыты. И, хотя у меня было лишь самое смутное представление о технике химических опытов, я довольно храбро перетащил в кают-компанию десяткадва реторт, колб, пробирок, трубок и каких-то штативов, оставленных на корабле экспедицией Гидрографического управления. Отвесив несколько доз подсолнечного масла по 100 граммов, я разлил их по колбам, зажег две спиртовки и начал кипятить упрямую жидкость. Кают-компания временно превратилась в лабораторию.

План был прост: варить масло хоть сто часов – до тех пор, пока из него получится нечто похожее на олифу. Ведь в книге «Окраска речных судов» сказано совершенно ясно: «Олифу можно варить и из подсолнечного масла». Значит, рано или поздно из этого масла должно получиться что-нибудь похожее на олифу!

Пришлось действовать планомерно: одну пробу сварил за четыре часа, вторую за шесть, третью за восемь.

Вся кают-компания пропахла тошнотворным горьковатым запахом масляных паров, хотя я и пытался отводить эти пары за борт через резиновую трубочку, протянутую в иллюминатор.

К концу второго дня опытов даже самые терпеливые члены экипажа, усаживаясь за обеденный стол, угрюмо косились на лабораторию, занявшую всю стойку буфета и маленький столик в придачу. Люди с трудом воздерживались от злых реплик по адресу этого чадного предприятия.

Я сам не меньше других страдал от запаха горелого масла, но твердо решил: не отступать до тех пор, пока не удастся добиться положительных результатов.

На второй день опытов у меня мелькнула мысль: а что, если пустить в ход буторинскую олифу? Может быть, ее стоит покипятить еще денек, и тогда из нее что-нибудь получится?

Дмитрий Прокофьевич извел уже добрый бочонок масла, и теперь на палубе выстроилась целая шеренга бутылей с мутноватой жидкостью, не похожей ни на масло, ни на олифу. Я отлил пробу этой жидкости в пробирку и начал кипятить ее.

Восемь часов спустя жидкость сгустилась и приобрела вязкость.

Как сделать олифу

Я покрыл ею стекло и поставил сушиться. К утру масло начало твердеть.

– Олифа! – заявил Буторин, внимательно следивший за опытами. – Факт, олифа!..

Я не без некоторой гордости собрал свои колбы и реторты, – лаборатория закончила опытный период и передала выработанный ею рецепт в промышленное освоение. Теперь мы могли окрасить не только пароход, но и все торосы на 20 миль в окружности: «фабрика Прокофьевича», обладавшая солидной сырьевой базой, дала бы достаточное количество олифы. Для этого стоило лишь вооружиться терпением и варить масло не четыре, а четырнадцать часов подряд».

Date: 2015-07-24; view: 155; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

олифа

варёное масло

Альтернативные описания

• «масло» в переводе на греческий

• быстровысыхающий состав из растительных масел или жирных смол, употребляемый для изготовления масляных красок, для пропитки деревянных поверхностей

• вареное жидкое масло, употребляемое для изготовления масляных красок

• жидкое масло для отделочных работ

• кипяченое растительное масло для разведения масляных красок

• льняное неочищенное масло

• состав из растительных масел для изготовления масляных красок, для пропитки деревянных поверхностей

• подлива для краски

• пленкообразующее вещество на основе растительных масел

• «масло масляное» в составе красок

• разбавитель красок

• жидкое масло для приготовления масляных красок

• масло для пропитки

• масляная пропитка

• масло для красок

• масло в краске

• сырье для красок

• сырье для изготовления масляных красок

• «масло масляное» в краске

• компонент маслянных красок

• ею разводят маслянные краски

• масло

• компонент краски

• вареное масло

• растительное масло для красок

• основа маслянной краски

• масло для отделочных работ

• основа масляных лаков

• основа натуральных лаков

• основа масляных лаков и красок

• маслянистая основа красок

• основа натуральных красок

• маслянистая жидкость

• раньше ее называли «вареным маслом»

• основа маслянных красок

• ею умасливают доски

• основа масляных красок

• компонент масляных красок

• ею разводят масляные краски

• Разбавитель масляной краски

• Жидкое масло, употребляемое для изготовления масляных красок

• "Масло масляное" в краске

• "масло масляное" в составе красок

• "масло" в переводе на греческий

• ж. (олива, олей) льняное или конопляное, вареное масло, для краски. Олифить что, покрывать олифою. Кровельное железо олифится, чтобы не ржавело. Олифленье ср.

Какая олифа лучше — выбираем из 4 вариантов и применяем на практике

действ. по глаг. Не сусаль, завтра олифить! от золотильного дела; отв. на угрозу: съездить по сусалам

• раньше ее называли "вареным маслом"

Олифа

Когда пишут о растительном масле — говорят, что на нём вредно жарить, потому что оно при высоких температурах превращается в олифу.

Как сделать олифу своими руками

Чем вредна олифа — не очень понятно. Пока — статья о том, что такое олифа и как её готовят. Сейчас, конечно, проще готовую купить, в старину — варили сами.

В некоторых древних рецептах в состав олиф вводится янтарь и прочие смолы, но по современной классификации такие составы относятся к лакам.

Олифы (от греч. — мазь, масло) — плёнкообразующие вещества на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке, либо алкидных смол. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Применяются в качестве защитных покрытий, пропиток, основы для натуральных красок, масляных красок и т.п.

Натуральная олифа практически полностью (по ГОСТ — на 97 %) состоит из натурального растительного масла (льняного, реже — подсолнечного, соевого или другого), оставшуюся долю занимает сиккатив. Масло в процессе производства может проходить термообработку с продувкой воздухом или без таковой. Олифа, полученная термообработкой без продувки, называется полимеризованной, с продувкой — окисленной или оксидированной.

Натуральная олифа имеет вид непрозрачной густой маслянистой жидкости чёрно-коричневого цвета со слабым запахом.

Льняная олифа

В старину изготовление олифы производили методом варки льняного масла, получалась олифа льняная. Для этого пригодна любая металлическая посуда и любой способ нагрева — газовая плита, керосинка. Льняное масло может воспламеняться, как вообще любое масло, поэтому при работе с ним следует соблюдать осторожность: заполнять сосуд маслом не более чем на половину объема и нагревать медленно.

Сначала масло выделяет воду (ее выделение прекращается только при 110— 120° С) , образуется пена, особенно если брать свежее льняное масло. Нужно следить, чтобы масло  не поднималось выше 160° С. Через 3— 5 часов нагрева льняное масло полностью обезводится, и пена в нем больше образовываться не будет.

Тогда к нему можно начинать добавлять сиккатив (от лат. siccativus — высушивающий) — особые вспомогательные вещества, которые вводятся в масляные краски для ускорения процесса высыхания. В льняное масло сиккатив вводят, чтобы олифа быстрее высыхала.

Добавляют сиккатив по 30—40 г на каждый литр нагретого масла. Введение добавки бурно вспенивает массу, вводить сиккатив надо очень осторожно!, небольшими порциями. Готовую смесь греют еще несколько минут, а потом охлаждают.

Приготовление сиккатива

Для приготовления сиккатива (резината марганца) 100 весовых частей канифоли расплавляют при температуре 150° С. Затем в расплав небольшими порциями добавляют 5 весовых частей перекиси марганца. Эта масса тоже сильно пенится, поэтому каждую следующую порцию окиси марганца следует добавлять только после того, как спала пена от предыдущей добавки. Когда введение перекиси марганца закончено, температуру массы доводят до 190—200° С, после чего варят З-1—4 часа.

Чтобы установить, готов ли сиккатив, каплю массы наносят на стекло: если капля получается прозрачной, сиккатив готов. 

В качестве сиккативов используются соединения металлов, таких как кобальт, свинец, марганец, железо, цирконий, литий, стронций. Содержание сиккативов в олифе очень незначительное. Их наличие ускоряет окисление масла за счёт того, что сиккатив активно поглощает кислород воздуха, который и идёт на окисление. Воздействие сиккатива на олифу не прекращается после высыхания, поэтому — покрытие быстро темнеет, становится хрупким. Состав сиккатива существенно влияет на скорость высыхания олифы, так, например, полиметаллические сиккативы дают скорость высыхания, в несколько раз большую монометаллических.

Олифа из подсолнечного масла

Олифа из подсолнечного масла будет хуже, чем из льняного, так как подсолнечное масло — полувысыхающее.

Начинаем с постепенного подогрева масла до 280°С — обратите внимание — гораздо выше, чем для льняного масла. Когда в нем начнут образовываться густые темные хлопья, нагрев прекращают. Затем подсолнечное масло охлаждают, после чего фильтруют через сложенную несколько раз марлю.

К профильтрованному маслу добавляют сиккатив — по 20 г сиккатива на каждый килограмм масла.

Общая информация об олифе

Многие растительные масла под влиянием кислорода, света и теплоты, густеют на воздухе, а в тонком слое «высыхают», превращаясь в полутвердую массу. Это характерное свойство присуще тем растительным маслам, в состав которых входит жирная кислота, называемая линоленовой (льняномасляной). Чем больше содержится её в масле, тем оно обладает большей способностью высыхания. Масла, не содержащие линоленовой кислоты, не высыхают. Наибольшим содержанием глицеридов линолеиновой кислоты отличаются масла: льняное — с содержанием их до 80 % и конопляное — с содержанием до 70 %. Другие масла, как подсолнечное, маковое, ореховое, содержащие от 30 до 50 % глицеридов линолеиновой кислоты, высыхают слабее и медленнее. Растительные масла: сурепное, оливковое и др., содержащие только следы линоленовой кислоты, лишены способности высыхания.

Растительное масло в естественном виде, даже при большом содержании линоленовой кислоты, окисляется очень медленно. Чтобы ускорить высыхание, масло подвергают термообработке с добавлением в его состав соединений металлов (сиккативы). При нагревании в масле разлагаются вещества, замедляющие отвердение, а соли металлов обеспечивают более быстрое окисление. Таким образом получаются олифы — составы, которые в течение 6-36 часов (в зависимости от состава, технологии приготовления и применённых добавок) после нанесения на поверхность превращаются в твёрдую, эластичную плёнку. Большинство современных олиф имеет время высыхания порядка суток.

Исторически олифа применялась для покрытия и пропитки дерева, в качестве основного средства защиты деревянных изделий от влаги, гниения и древесных паразитов. В XX веке, когда появились другие средства защиты дерева, в том числе и более эффективные, применение олифы ограничилось покрытием внутренней деревянной отделки помещений и предварительным покрытием пористых поверхностей под последующую покраску (предварительное покрытие олифой улучшает прилипание краски и снижает её расход за счёт уменьшения впитывания в поверхность). Также олифа применяется в качестве основы для масляных красок, шпатлёвок.

Испытание льняного масла на подмесь канифольного

Смешивают в маленькой бутылочке, при обыкновенной температуре (не ниже 15° С), равные объемы испытуемого льняного масла и азотной кислоты (1,4 уд. веса), хорошо взбалтывают смесь около 1/2 минуты и дают устояться. По отделении масла от слоя кислоты замечаются следующие окрашивания.

Чистое льняное масло даст: верхний слой — светло-коричнево-бурого цвета; нижний слой — бесцветный.

Льняное масло с 5% канифоли даст: верхний слойсветло-коричнево-бурый и нижний слой — соломенно-желтый.

Льняное масло с 12% канифоли даст: верхний слой — темно-оливковый и нижний слойтемносоломенно-желтый.

Льняное масло с 50% канифоли даст: верхний слой — черноватый и нижний слой-светло-оранжевый.

Как сделать олифу классическую в домашних условиях? Какие есть особенности?

Слышала, что олифу можно изготовить дома, на собственной кухне. Используют для этого — масло. Но как происходит сам процесс? Какие масла используют?

Способы приготовления олифы своими руками

Что добавляют? Какие существуют нюансы и особенности?

В начале ответа хотелось бы Вас предостеречь от этого действия.

Не надо варить олифу на кухне. Это крайне опасно вплоть до летального исхода.

Я не пугаю, просто знаю что такое кипящее масло.

Масло, даже очень сильно нагретое, не кипит в классическом понимание, вот в этот момен захочется "сунуть" в тазик палочку и выяснить почему оно не "булькает", через мгновение масло по палочке доберётся до руки, болевой шок и как следствие переворачивание тазика с маслом на себя.

Купленная в магазине, натуральная олифа ни чем не хуже, а если быть откровенным лучше, самодельной.

В прошлом олифу варили только на улице, подальше от детей и прохожих, варили сутки и более.

В общем надо просто пойти и купить, без вариантов.

Масло можно использовать льняное, можно подсолнечное.

Если решили рискнуть продолжаем:

В начале дадим маслу выстояться.

Перемешиваем (пропорции равные) масло и горячую воду.

Оставляем эту смесь на некоторое время.

В итоге у нас окажется три слоя, это масло, вода и тот мусор что был в масле.

Собираем чистое масло, оно нам и нужно для приготовления олифы.

Процесс варки длительный, температура не должна превышать 280-и градусов, на первом этапе разогрева 150-т.

При температуре в 280-т 300-а градусов варим олифу в течении трёх, четырёх часов.

Увидеть что олифа готова, можно по изменению цвета масла, масло приобретёт коричневый оттенок , а самое главное перестанет пениться.

Это ещё не всё, олифа ещё долгое время будет остывать, вот на этой стадии в олифу надо добавить сиккативы (это вещества которые способствуют быстрейшему высыханию олифы, если их не добавлять, олифа будет сохнуть годами).

Сиккатив добавляют в тёплую, но не горячую олифу, пропорция примерно 3% от объёма масла.

Второй вариант:

Размешиваем сиккатив с маслом и добавляем в общую массу при температуре 150-т , 170-т градусов (первый способ удобней).

Вот, собственно и весь процесс, совершенно нет ни чего сложного, но технику безопасности необходимо соблюдать, если в доме есть дети, откажитесь от идеи сварить олифу самостоятельно.

Еще вопросы по вашей теме:

Оставить комментарий

Словарь строителя :: Вопросы по ремонту :: Калькуляторы :: Спецтехника :: Разное

2006 — 2017 © пользовательское соглашение :: связь с администрацией сайта max@remotn.ru

admin