Майолика

Майолика

1) в узком смысле — итальянские керамические изделия XV-XVII вв. с цветным пористым черепком и не допускающей исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, а иногда и с нанесенным сверху, люстром (глянцем, блеском); 2) в широком смысле М. — изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов.

Оцените определение:

МАЙОЛИКА

(от названия испанского острова Майорка) — вид итальянской художественной керами-ки XV–XVII вв. Майолика делалась из белой или серой глины, при этом ее пористый черепок покрывался дву-мя слоями глазури. Первый — белый, непрозрачный — позволял расписывать поверхность изделия яркими красками по «сырому» фону еще до обжига, после чего поверх росписи наносился слой блестящей свин-цовой глазури и изделие обжигалось. Относительно невысокая температура обжига позволяет сохранить богатую красочную палитру, поэтому итальянскую майолику отличает высокий художественный уровень росписи яркими красками, которые превращали керамические изделия в произведения искусства.

Оцените определение:

МАЙОЛИКА

итал. maiolica), изделия из цветной обожженной глины с глазурью (стекловидным покрытием толщиной 0,15–0,3 мм, закрепленным обжигом). Название связано с о. Майорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики. Для майоликовых изделий характерны мягкие, словно оплывающие формы, блеск и яркость переливчатых цветов.

Широко применялась уже в странах Древнего и средневекового Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в 14–18 вв. в странах Европы (Испании, Германии, Франции). Особым совершенством отличается итальянская майолика эпохиВозрождения (портреты и сюжетные композиции на декоративной посуде и керамическихпанно Н. Пеллипарио и др. мастеров; скульптурные работы семьи делла Роббиа).

На Руси майолика была известна с 11 в. В 17 в. повсеместно создавались майоликовые изразцы (плитки), служившие украшениями для наличников окон, порталов, фризов в архитектурных сооружениях, а также печей и каминов. В 18 в. майоликовую посуду, изразцы, статуэтки выпускали завод Гребенщикова в Москве и мастерские Гжели. Декоративная майолика переживает яркий расцвет на рубеже 19–20 вв., когда к ней обращаются крупные мастера (М. А. Врубель, В. М.

Что такое Майолика

Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и др.).

Оцените определение:

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 13 марта 2017; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 13 марта 2017; проверки требуют .

Майолика (от итал.Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии на Иберийский полуостров (см. мудехар, азулежу).

В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIV в. и достигла расцвета в XVII в. Во Флоренции эпохи ВозрожденияЛука делла Роббиа и его племянник Андреа стали применять технику майолики к скульптурным рельефам и круглой пластике.

Помимо флорентийского («роббианского») стиля, по всей Европе славились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне, Кастельдуранте и Деруты. Несколько позднее майолика получает развитие в Германии, Франции и других европейских странах.

Её происхождение — это Древний Египет – отчасти в связи с этим объясняют прекрасную устойчивость плитки к высоким температурам. В Италию плитка попала в 11 веке, где приглянулась мастеру Лука Делла Роббиа. Он начал проводить с ней разные эксперименты, благодаря которым мы имеем коллекции в сине-зеленых и желто-зеленых волшебных тонах.

Значение слова «майолика»

В качестве основы используется обычно непрозрачная глазурь.

В России расцвет майоликового производства пришёлся на XVIII век. Наиболее известные центры производства — московский завод Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время преимущественно использовалась многоцветная техника. Другим крупным центром майолики ещё в XVII веке был Ярославль, где производились поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов.

Второй пик интереса к майолике пришёлся на «серебряный век» и тесно связан со знаменитым кружком Мамонтова в Абрамцево. Майоликой занимались известнейшие русские живописцы того времени: М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин и С. В. Малютин, а также западные модернисты, в частности Ф. Леже и П. Пикассо, М. К. Эшер.

Интересно, что слово «майолика» произошло от географического названия Мальорка.

Что такое изразцы и майолика и чем они отличаются

Не там зародилась эта разновидность керамики, но через Мальорку пришла она к итальянцам, которые так её и назвали. Хотя само понятие «майолика» появилось примерно в XIV веке, искусство данное «растёт корнями» в тёмную глубину веков, аж до Древнего Египта. Да, когда-то остров Мальорка назывался «майолика» (maiolica), название так звучало.

Что такое майолика

Майоликой называют не любую керамику, а только крупнопористую из глазированной, обожжённой цветной глины. Она своеобразна своими округлыми, мягкими формами, и жизнерадостными яркими расцветками. Бывает полумайолика, когда рисунок наносят по непрозрачной глазури, и настоящая майолика – рисунок по прозрачной глазури, которая «лежит» над белой обмазкой. Оба этих стиля одинаково визуально привлекательны.

Есть два прочтения понятия «майолика»: в широком смысле и в узком смысле. В узком понимании термин обозначает только лишь испано-мавританскую керамику. Она ещё до нашей эры зародилась в Вавилоне и Древнем Египте. Затем в течение веков, медленно и постепенно совершенствуясь, «прошлась» через всю Азию, и оттуда уже только пришла в Европу. Первыми с ней познакомились итальянцы через остров Мальорка, имя которого (устаревший ныне вариант) и дало это необыкновенное название «майолика». Эти люди, как известно, весьма темпераментны, их покорило то же свойство данной разновидности керамики, которое и сейчас привлекает к ней посетителей музеев. А именно – её яркость, живость и открытая эмоциональность, столь близкие итальянской душе (и русской тоже).

В широком смысле майолика – это любые керамические изделия, материалом для которых служит цветная обожжённая крупнопористая глина, покрытая глазурью и расписанная. В таком понимании, существует даже и русская майолика. Развивалась она где-то с XI века, и в частности, дала начало знаменитейшей гжельской росписи, которая – уже не совсем майолика, а другое самостоятельное течение, сформировавшееся на основе «классики».

Что такое майолика

В технике майолики создавались самые разные изделия – как бытового назначения, так и предметы искусства. От посуды и небольших декоративных панно до изразцов и даже до крупных монументальных скульптурных изображений. До наших дней сохранилось такое множество старинных изделий в технике майолики, что с учётом хрупкости керамики – трудно представить, сколько же их изготавливалось во времена её популярности. Очень, наверное, много, по тем временам было настоящее массовое производство.

Итальянская майолика начала активнейшим образом развиваться в XIV в. и достигла уже полного, максимального расцвета в XVII веке. Особенно славились своим искусством – мастерские шести городов: Кастельдуранте и Кафаджоло, Фаэнцы и Флоренции, Сиены и Урбино. «Золотая эпоха» русской майолики наступила чуть-чуть позже, в XVIII веке. У нас особенно прославились гжельские мастерские, выпускавшие тогда керамику цветную, московский завод Гребенщикова и мастера из Ярославля. Но это вовсе не значит, будто майоликовой керамикой увлекались лишь в двух странах мира. Производства во Франции и в Германии были лишь чуть менее известны против итальянской майолики.

Самое интересное, что к технике майолики обращались люди, более известные сейчас нам как живописцы. Например, Пикассо и Васнецов, Малютин и Врубель. Каждый, конечно, работал в своей особенной манере, но все они творили именно в технике майолики. Что же до современного мира, хотя синтетические материалы и заполонили наши жилища, — майоликовые производства существуют до сих пор. Например, знаменитые народные промыслы в Ярославле. Есть и люди, которые самоучкой «для души» делают майолику у себя дома и почти ни с кем не делятся своим творчеством, кроме близких друзей.

Что такое майолика

При советской власти также «майоликой» называли цветную роспись глазурями сверху по белому или же цветному фаянсу. Однако с искусствоведческой точки зрения технология эта будет уже не совсем идентична «настоящей» майолике. Впрочем, она привлекательна и отражает дух той эпохи, являясь интересным историческим свидетельством, частичкой нашей неповторимой и своеобразной культуры. А как её именовать – просто майоликой или «советской майоликой», наверное, уже не так и важно.

admin