Как сделать полочку для иконок своими руками

Как сделать полочку для иконок своими руками

Угловая полка для икон своими руками

В православной традиции принято иметь у себя дома хотя бы одну икону. А зачастую их бывает гораздо больше и для их хранения необходимо особое место.

Домашний иконостас: как расположить иконы, как сделать своими руками

Церковными традициями рекомендуется вешать иконы на восточной стене дома или обустраивать, так называемый, «красный уголок» – угол, также ориентированный на восток. Для установки такой уменьшенной копии церковного иконостаса обычно необходима особая полка.

Сложности в изготовлении полки

Нет никаких строгих правил и требований обустройства полки для красного уголка, поэтому можно смело попробовать изготовить угловую настенную полку для икон своими руками. Однако сложность может возникнуть в том, что такие полочки принято украшать замысловатой резьбой, ажурными балясинами. Но без них можно вполне обойтись или приобрести уже готовые детали у резчиков по дереву. Мы расскажем о том, как сделать простейшую полку для икон своими руками и пункт, который показывает вырезание орнамента на дереве вполне можно пропустить.

Изготовление деревянной полки для икон

Конечно, для изготовления такой полки лучше взять деревянные оструганные доски, так как массив дерева смотрится гораздо благороднее, чем, например, ДСП. Тем более что наша полка одноярусная, а значит достаточно легкая, поэтому нет смысла дополнительно облегчать ее.

  1. Вырезаем основные детали полки: из доски необходимо выпилить уголок, а также переднюю планку – карниз.
  2. Если позволяет опыт, то можно красиво выпилить карниз полки по фигурному контуру, однако, можно оставить его и в первоначальном варианте.
  3. Соединение полки и карниза происходит на шкантах, сначала нужно примериться, поэтому эта операция происходит без дополнительного использования клея – насухо. Для этого в заготовки полки и карниза сверлятся небольшие, не проходящие насквозь углубления, куда и вставляется шкант – деревянный цилиндрический стержень.
  4. Заготовки шлифуются и торцуются, кромки карниза фрезеруются.
  5. Карниз украшается резьбой при наличии необходимых навыков.
  6. Изделие собирается, скрепляется шкантами и клеем для большей прочности. После этого прикручивается 4 петли для крепления к стене.

Готовую полку можно покрасить или покрыть лаком для более долгой службы. Затем ее стоит только закрепить на стене и расставить на ней иконы.

Изготовление полки для икон своими руками

Православные традиции славян предполагают использование икон для украшения жилого пространства. Эта традиция означает стремление людей приблизиться к религии, проявить глубокое уважение к церкви. Устройство в домашних условиях уменьшенной копии иконостаса – это размещение на специальной полочке икон и церковных предметов. По канонам православия полка для икон размещается на восточной стене либо в углу, ориентированном на восток. При этом располагать на ней что-либо, кроме православной атрибутики, не рекомендуется.

Рассмотрим, из чего состоит угловая полка для икон, как собрать её своими руками.

Изготовление полки для икон

Для того чтобы изготовить полку своими руками, потребуются инструменты по дереву: лобзик, фреза, токарный станок, дрель.

Материалы:

Комплектующие и метизы:

  • Резные рейки, стойки в виде балясин.
  • Распятие из дерева или металла.
  • Самонарезающие шурупы длиной в 27 и41 мм.
  • Заглушки.
  • Петли.
  • Дюбели стеновые.

Где брать резные элементы?

Некоторые элементы индивидуального изготовления (балясины, подсвечники или резные рейки) можно выполнить самостоятельно. Распятие, венчающее полку также должно быть резным. Все эти элементы продают народные умельцы, деревообрабатывающие предприятия, также можно встретить их в церковной лавке. Кроме указанных деталей, угловая полка для икон может иметь заднюю стенку в виде иконостаса с резьбой на растительную тематику, птицами, фигурами святых апостолов. Верх полки может быть оформлен по подобию очертания православного храма.

Как выполнить барельефы и балясины своими руками

Своими руками вырезают барельефы, а также сложные узоры. Чтобы вырезать распятие, рекомендуется выбрать подходящий эскиз. Древесина для резьбы используется мягкая: можжевельник, сосна, ель, осина, береза. В качестве инструментов используют набор резцов. На цельной доске, толщиной15 ммс помощью бумажного эскиза, переводной бумаги обводим очертания и основные контуры выпуклых частей. Теперь электролобзиком вырезаем распятие. Резцами выполняем вогнутые элементы. Резьбу выполняют послойно, тщательно выделяя тонким резцом внутренние углы. После того как все будет готово, берём самую мелкую абразивную сетку, шкурим изделие, доводя до идеала. Если приходится выполнять барельефы сегментами, крепить их друг к другу нужно посредством листа МДФ с задней стороны. К панели прикладываем полученные части, обводим общий контур, затем вырезаем запасом по краю (0.5 см). Приклеиваем части декора вплотную друг к другу, к листу МДФ. Затем аккуратно обрезаем остатки фрезой или лобзиком. Шлифуем боковую часть наждачной бумагой.

Балясины своими руками выполняют с помощью токарного станка. Точно так же изделия после резьбы необходимо отшлифовать.

Изготовление деталей

Полка состоит из нескольких деталей: боковых панелей, стоек, полок, бортиков. Берём доску 125*15 мм. Из кусков МДФ или ДСП вырезаем шаблоны. Не рекомендуется использовать фанеру, так как она после распила нуждается в доработке. Необходимы следующие детали: боковые панели (2 штуки), полки, бортики, крепёжные детали.

Сначала прикладываем к доске готовые шаблоны. Формируем электролобзиком деталь. Обрабатываем края фрезой, шлифуем абразивной бумагой.

Полка для икон своими руками

Отверстия креплений предварительно отмечаем карандашом, сверлим. Боковые панели выполняем аналогичным образом. Сборка полочки начинается после того, как все детали будут готовы, отшлифованы. В итоге полочка должна быть покрыта лаком.

Крепление к стене

Угловая полочка крепится дюбелями. Сначала крепим петли к изделию. Затем прикладываем полку к стене и отмечаем места креплений. Сверлим дрелью отверстия и вкручиваем дюбели.

Как крепится готовая полка?

Требования к расположению:

  • Полка должна висеть в уровне глаз человека или выше.
  • Вблизи икон не должно быть картин или других предметов декора.
  • При использовании подсвечников вблизи не должно быть воспламеняющихся и горючих материалов (тканей, штор, бумаги).

Дополнительные способы декорирования

Полка для икон чаще всего выполняется из натуральной древесины с применением резных элементов. Если найти резные детали и планки не получается, можно сделать имитацию резьбы. Достигается эффект с помощью выжигания орнаментов и покраски их фрагментов эмалью. Для этого необходимо перенести контур орнамента на поверхность бортика или верхней панели, затем выжигательным прибором обводим контуры. Рисунок должен получиться равномерным, иметь идентичный оттенок для всех прожженных участков. Теперь, когда контур нанесен, художественной кистью минимального диаметра (1 мм) наносим на участки эмаль. Краска не должна закрашивать контуры. Изделие покрываем лаком.

Угловая полочка для икон готова!

Так сколько же стоит алтарная преграда?

Беседа с А.В. Влезько, руководителем мастерской «Палехский иконостас»

«Сколько стоит иконостас?» — Обычно ответ на этот вопрос можно получить, лишь приехав в мастерскую. Руководитель художественной мастерской «Палехский иконостас» Анатолий Владимирович Влезько согласился поделиться с нашими читателями «секретными данными», а главное – расшифровать, из чего складывается цена и как понять, насколько она честна.

— Люди всегда стремятся найти оптимальное сочетание между ценой и качеством…

— И это правильно. Все хотят получить максимум за те средства, которые у них есть. Однако важно не только услышать цену, но и понять, что именно в нее входит – окончательную стоимость вам озвучивают или промежуточную, призванную заинтересовать вас. Мало изготовить иконостас: его надо покрасить, отделать золотом, доставить, смонтировать, написать иконы и т.п.

— Как вы ведете переговоры с заказчиком?

— Мы сразу озвучиваем конечную цену.

Изготовление полок для икон своими руками

В нее включено все: и проект, и материалы, и изготовление, и доставка, и гарантия качества. Это можно сравнить с покупкой мебели: вы приобретаете, например, кухню – а потом оказывается, что надо доплатить за фурнитуру, доставку, сборку – еще около 30 %. У многих производителей иконостасов так же – и с первого взгляда кажется, что наша работа дороже. Но мы озвучиваем не некую привлекательную промежуточную цену, а честную окончательную. Самый продуктивный подход – когда люди сразу говорят: «У нас есть такая-то сумма, что вы можете предложить нам?» И обозначают задачу: например, нужен иконостас в таком-то стиле с иконами. И начинается совместный творческий поиск оптимального решения. 

— А если заказчик сам не знает, сколько у него в итоге наберется денег?

— Тогда задается другой вопрос: «Давайте помечтаем: что бы Вы хотели видеть в храме»? Если цена оказывается неподъемной – ищем варианты, как ее снизить. Алтарные преграды, устанавливаемые в проем одного и того же размера, могут иметь разную площадь. Можно не закрывать всю стену, а выбрать одно-двухъярусную алтарную преграду, либо иконостас треугольной формы с устремленным вверх центром и низкими боковыми частями. Мы работаем в разных стилистических традициях, так что выбор вариантов самый широкий.

— Как сравнивать цены разных производителей, чтобы не ошибиться?

— Сравнивать цены на изготовление иконостаса корректно только в том случае, если у вас имеется некий проект и четко известно, как, из каких материалов он должен быть выполнен. Например: иконостас из массива сосны, отделка – бук, ручная резьба, площадь такая-то, иконы в древнерусском стиле, доставка, установка. Если параметры будут одинаковыми для всех – я подозреваю, что и цена у разных производителей окажется примерно одинаковой, может быть, с разницей в 5-10 %. Объем работ один и тот же, материал тоже.

— И на какой позиции в списке будет «Палехский иконостас»: среди тех, у кого дороже или дешевле?

— Я подозреваю, что себестоимость у нас сегодня одна из самых низких по стране. Мы не платим за аренду, так как все помещения и оборудование – наша собственность. Находимся на периферии. Люди у нас получают достойную зарплату, но она ниже, чем в Москве и Петербурге. Материалы закупаем в Москве – но логистика отлажена, расходы на доставку минимизированы. Пиломатериал приобретаем в Костромской, Вологодской областях, липу – в Нижегородской и южнее.

— Из чего складывается цена иконостаса?

— Каркас можно выполнить из массива дерева или фанеры, резьба бывает машинной или ручной, проект – индивидуальным либо типовым – или со значительной частью общих решений, переходящих от одной работы мастерской к другой. Когда работают архитекторы, художники – это влияет на стоимость.

— Почему два иконостаса одной площади, из одних и тех же материалов, могут сильно отличаться в цене?

— Они могут иметь разную плотность резьбы, различное количество икон. Важно, чем разделены иконы: колоннами или обычными рамками, какие декоративные элементы применены, сколько рядов в иконостасе. Например, есть ли праздничный ряд – там небольшие, но дорогие иконы: многофигурные, сложные. Влияет на стоимость стилистика иконостаса: тябловые, как правило, очень насыщены резьбой, в них много икон – фактически это стена из образов, разделенных резными планками. У барочного иконостаса резьба объемная и часто покрыта позолотой – здесь дорого обходится отделка. Недорогие решения – иконостасы в стиле классицизма: там мало элементов резьбы, много свободного места. Экономичен и простой архаичный иконостас в древнерусском или византийском стиле, украшенный басмой, либо напоминающий каменную алтарную преграду. Басма тоже бывает разной. Например, в XV столетии алтарные преграды просто обивали металлом с небольшими поясками чеканки – и это смотрелось интересно. А потом уже стали добавлять более сложную басму на фоны икон.  

     

— Отделка иконостаса может быть различной?

— Сплошное золочение или фрагментарное, покраска эмалью, лак. Все зависит от вкуса и возможностей заказчиков. Можно очень интересно поработать с цветом, покрасить детали иконостаса в два-три цвета, применить частичное золочение – сегодня это востребовано: смотрится богато и получается доступнее, чем сплошная позолота. Важно, чтобы заказчик, с одной стороны, доверял опыту и возможностям мастерской, а с другой – принимал участие в разработке проекта. Это – то горчичное семя, из которого все произрастает. Дальше – дело техники.

— Какой срок службы у иконостасов, которые сегодня создаются?

— Если основа иконостаса выполнена из фанеры – предполагаю, что этот срок – лет пятьдесят, может быть – сто, в зависимости от влажности и температурного режима в помещении. Фанера – это слои шпона, склеенные между собой, так что вопрос в длительности службы клея. Деревянный иконостас может простоять и четыреста лет – известны такие примеры; его можно ремонтировать. Мы иконостасов из фанеры не делаем – работаем с массивом: это может быть сосна, бук, дуб, красное дерево и т.п.

— Дерево необходимо защитить от гнили, жучка – обеспечить его долговечность…

— Современные материалы защищают дерево от гниения, влаги, жучка и т.п. Мы обрабатываем ими иконостас со всех сторон: красим, покрываем пропиткой, грунтовкой. В наше время большинство храмов, в которых устанавливают иконостасы, в холодное время года постоянно отапливается, так что убранство от влажности не страдает. Скорее, наоборот – из-за избыточного отопления помещение становится слишком жарким и сухим, вентиляцию предусматривают далеко не везде – и дерево может растрескаться. Надо соблюдать оптимальный режим температуры и влажности в храме – 16 – 18 градусов. Жара вредна и для росписей, и для икон. Раньше вентилирование происходило хотя бы через окна – а сегодня их часто делают герметичными. Когда мы выступаем в качестве генподрядчиков, мы все это учитываем.

— А вы делаете церковные интерьеры «под ключ»?

— Да. Можем выполнить весь интерьер храма – включая штукатурку, полы, витражи и т.п. Кстати, при заказе комплекса работ мы предоставляем скидки. Приступая к созданию иконостаса, в любом случае желательно сразу проектировать все убранство храма – хотя бы в общих чертах: как будет располагаться стенопись, где встанут киоты с иконами, скамьи, аналои. Воплощать этот проект в жизнь можно и после, поэтапно, можно и не с нами – но при создании алтарной преграды лучше уже иметь все это в виду, чтобы интерьер получился гармоничным.

— Можете ли вы назвать приблизительные цены на создание иконостаса вместе с иконами?

— Как на самый экономичный вариант можно ориентироваться на 100–110 тысяч рублей за квадратный метр – в это входит весь комплекс работ «под ключ», с доставкой в пределах 1000 км от мастерской. А самые дорогие иконостасы, которые нам доводилось делать – двести с небольшим тысяч за метр: богатая вызолоченная барочная резьба, основа из массива красного дерева, украшенные чеканкой иконы фряжского письма. Ну а средняя цена – тысяч 150. Это иконостас из массива, тябловый или барочный, с достаточно богатой резьбой.

— За сколько времени создается иконостас «с нуля»?

— Возьмем для примера площадь 150 квадратных метров. Проектные работы займут 2–3 месяца. На изготовление уйдет еще 4–6 месяцев, в зависимости от отделки. Иконы будут писать одновременно с самим иконостасом. Монтаж производится за 3–5 дней.

— Подведем итог, что получает заказчик, обратившись в «Палехский иконостас».

— Уникальный, не повторяющийся иконостас по средней цене, качественно и быстро выполненный из натуральных материалов. Наши мощности и двадцатилетний опыт работы это позволяют.

  Сверстанный репортаж журнал "Благоукраситель"  Беседовала Алина Сергейчук.

   

    

Полка для икон своими руками – размещаем святой образ согласно вековым традициям

Можно только приветствовать все усиливающийся интерес современников к религии и церкви. Родители снова благословляют новобрачных иконами, бабушкам дарят лики святых в серебряных окладах, сон младенца в детской комнате оберегает рукотворный образ ангела-хранителя. Но неизбежно возникает сугубо практический вопрос: где и как расположить святое изображение, не нарушив вековых традиций? Здесь нас выручит полка для икон своими руками (божница), выполненная с учетом размеров образа.

Особых указаний по изготовлению полки нет. Простая или изукрашенная резьбой, она будет одинаково угодна Богу. По правилам, икона должна располагаться в восточном углу помещения. Если такой возможности нет, то крепите полочку там, где есть место, но подальше от радиаторов отопления и оконных проемов, чтобы жар и сквозняки не повредили материалу иконы.

Подготовительные работы

Размер образов, а значит и полочек под них, может быть самым разным. Ориентируйтесь на параметры своей иконы. Здесь показано, как сделать полку для икон средних размеров 300х350х40 мм. Для этого готовим следующие материалы и инструменты:

  • Цельная сосновая доска толщиной 15-20 мм, шириной 150 мм.
  • Склеенный щит для донышка полки толщиной 15 мм, шириной 210 мм.
  • Обрезки ДВП и березовой фанеры для шаблонов.
  • Наждачная шкурка.
  • Саморезы.
  • Электрический лобзик.
  • Дрель и сверла.
  • Фрезерный стол с обводной фрезой с подшипником.
  • Токарный станок. Конечно, столь серьезная вещь найдется не у каждого, но как сделать полку для икон без выточенных деталей? Они придают торжественный акцент всему изделию. Можно выточить эти балясины в мастерской.
  • Металлическая метровая линейка, карандаш.

Изготовление шаблонов деталей полки для икон

Если необходимо изготовить несколько полок, то лучше сначала начертить и выпилить шаблоны из ДВП.

Угловая полка для икон своими руками

Делается это так:

  • Вычерчиваем на листе ДВП детали бортиков, донышка, боковин в натуральную величину.
  • Выпиливаем их лобзиком и доводим крупнозернистой шкуркой до нужных габаритов.
  • Размечаем на шаблонах отверстия под саморезы, на которые будем собирать изделие.
  • По заготовкам из ДВП вычерчиваем шаблоны на березовой фанере толщиной 8-12 мм. Аккуратно выпиливаем каждый трафарет электролобзиком на малых скоростях. Снова шкурим неровности, добиваясь плавности форм, иначе фреза повторит все огрехи на основном изделии. Если вы уверены в точности своей руки, можно обойтись без ДВП, вычертив шаблоны сразу на фанере. Правда, в случае ошибки исправить фанерный трафарет намного труднее.
  • В результате у нас получается три шаблона: дно, бортик и боковина.
  • Теперь размечаем отверстия. В дне их будет 2, в бортике 3, в боковине 4. Высверливаем все отверстия сверлом D 3 мм. Они нужны для крепления шаблона к основной заготовке.

Разметка и раскрой пиломатериала по шаблонам

Укладываем шаблон на доску и очерчиваем карандашом. Выпиливаем деталь по линиям электролобзиком, оставляя небольшой запас на фрезеровку. Прикручиваем шаблон к полученной заготовке на саморезы, используя предварительно просверленные сквозные отверстия.

Фрезеруем заготовку по трафарету на фрезерном столе.

Боковины и бортики выпиливаем в таком же порядке. Всего для одной полки делаем 6 элементов – 2 донышка (верхнее и нижнее), 2 бортика и 2 боковых стороны.

На токарном станке вытачиваем две декоративных детали, выдерживая одинаковый размер, чтобы полка под иконы своими руками была ровной.

Теперь вытачиваем круглую балку диаметром 15 мм и отрезаем от нее шесть деревянных цилиндриков длиной 15 мм. Берем трехмиллиметровое сверло и просверливаем цилиндры по центру насквозь.

Шлифуем все детали полки наждачной бумагой.

Сборка полочки для икон

Отверстия во всех деталях у нас просверлены по шаблонам. Первым делом прикручиваем донышки к точеным элементам, используя саморезы длиной 41 мм.

Если соблюдены все расчеты, при соединении боковин и донышек саморезы попадут точно в середину торцов донышек.

Каждый бортик прикручиваем к донышку, используя 3 деревянных цилиндрика. Для этого вставляем саморезы в готовые отверстия со стороны дна, надеваем цилиндрики и закручиваем метизы в бортик.

Собранное изделие покрываем на два раза олифой. Дерево приобретет теплый янтарный цвет и сохранит свою природную красоту.

Крепим готовую полку в угол на кронштейны. Теперь можно ставить туда икону. Точеные детали послужат окладом к образу.

Церковными канонами не рекомендуется, по возможности, располагать рядом с ликами святых светские предметы: телевизор, компьютер, музыкальный центр. Но теснота наших квартир вносит свои коррективы, и соседство это неминуемо.

Тем не менее, икона остается окном в другой мир. Крайне неуместно будет помещать рядом с ней картины или постеры с героями вампирской саги. Украшением божницы могут быть живые цветы, веточки березы и вербы. Если уж мы решили внести в свой дом образ Божий, то должны отнестись к нему с надлежащим уважением.

admin