Изразцы своими руками

Изразцы своими руками

Содержание

Изразцы: декоративность и функциональность

Изразцы представляют собой керамическую плитку коробчатой конструкции, с глазурованной глянцевой (майолика) либо шероховатой (терракота) поверхностью, рельефной либо гладкой. В отличие от обычной керамической плитки, данные изделия имеют объемную форму – с тыльной стороны у них присутствует так называемая румпа – коробчатый выступ, оснащенный отверстиями для закрепления на печи с помощью проволоки, концы которой вмуровываются в швы между кирпичами во время кладки. При традиционной облицовке печи ни клей, ни мастика не используются. В результате между поверхностью печи и изразцами образуются «воздушные подушки» — они аккумулируют тепло, распределяют по всей площади и поддерживают длительную теплоотдачу. При этом об облицованную печную поверхность невозможно обжечься.

В зависимости от места и способа применения различают следующие разновидности изразцов:

  • плоские – их устанавливают на ровную поверхность;
  • карнизные и цокольные – соответственно, для облицовки порталов над карнизами и нижнего от пола ряда – цоколя печи;
  • угловые – для облицовки печных углов;
  • фасонные – ими декорируют выпуклые углы.

Технология изготовления изразцов

Традиционно печные изразцы отливали с помощью форм из дерева, вручную либо на гончарном круге приделывали к ним румпу, а далее расписывали солями и окислами металлов. Современные технологии позволяют оставить поверхность каминов не слишком нагретой – в таком случае для облицовки их поверхности можно использовать обычную керамическую плитку. Для печей, основная задача которых – длительно удерживать тепло и обогревать помещение, использование керамических изразцов с румпой остается целесообразным, также как и для кухонных плит или очагов. Печи, облицованные изразцами, способны удерживать тепло до пяти дней.

Современное производство изразцов для печи сочетает старинные традиции и технологические наработки современности. Модели изразцов традиционно изготавливались вручную и тиражировались, повторяя каждый образец. Для такого производства требуются печи для обжига, лаборатории для составления глазурей. Применяются различные способы окраски изразцов – графление, комбинирование матовой поверхности и глянцевой обработки, добавление витражных вставок, эффекта старения, металлического напыления и т.д.

Процесс изготовления комплекта изразцов состоит из следующих этапов:

  • изготавливаются формы из гипса – для этого предварительно рассчитывают размеры изразца, после чего отливают заготовку, размечают и изготавливают отдельные элементы рельефа модели, производят сборку. Далее модель несколько раз покрывают специальной смазкой, устанавливают опалубку и снимают маточную форму (модель заливается гипсом). Форму дорабатывают и зачищают, просушивают;
  • подготавливают глину – очищают ее от различных примесей и окислов и оставляют «вылеживаться» для придания оптимальной пластичности, после чего тщательно перемешивают до удаления каких-либо пузырьков воздуха;
  • глину раскладывают в формы, проминают в направлении от центра к краям, равномерно распределяя, и оставляют просыхать. Гипсовая форма вытягивает влагу из глиняной массы – в результате она подсыхает, дает усадку и легко отходит от стенок. На этом этапе сформованные изделия извлекают из форм и отправляют в сушильную камеру с определенным режимом влажности и постепенным нагревом;
  • далее для залицовки неровностей, придания цвета и увеличения влагостойкости применяют ангобирование с обжигом в электропечах с постепенно возрастающей температурой, чтобы исключить появление перекосов и трещин. После этого плитки изразцов становятся твердыми. Их форму проверяют, обрабатывают торцы;
  • изразцы покрывают сверху декоративными глинами либо эмалью (глазуруют) разными способами и расписывают;
  • после глазуровки проводят последний обжиг, в результате которого краски приобретают свой окончательный оттенок, глазурь сплавляется и образует прочную пленку. На готовый изразец возможно нанесение надглазурной краски.

Как изготовить изразцы самостоятельно

Процесс изготовления изразцов достаточно длительный и трудоемкий, с множеством нюансов. Несмотря на это, можно попробовать сделать неповторимые изразцы для печи своими руками. Полученные изделия применяют для отделки очагов, каминов и печей, а также используют для декорирования современных жилых интерьеров в виде панно и художественных настенных вставок.

Подготовительные работы

Для изготовления печных изразцов необходимо соответствующим образом подготовить глину. Такие работы удобнее всего проводить летом либо ранней осенью. Глину комками небольшого размера раскладывают на деревянном настиле и просушивают на солнце. После этого комья ссыпают в емкость и равномерно разбивают до исчезновения комков трамбовкой, просеивают до удаления листвы и травы, камушков и т.д. Далее глину обильно заливают водой, перемешивают и сливают воду вместе с включениями мусора и крупными песчинками. Для качественного очищения можно использовать деревянную кадку, вместительную металлическую либо пластиковую емкость с несколькими боковыми отверстиями на разных уровнях со вставленными в них трубками, закрытыми пробками. После промывания глины водой последовательно сверху вниз вытаскивают пробки из отверстий , в результате чего вода постепенно сливается. После проделанных манипуляций на выходе останется отстоявшаяся жидкая глина. Ее нужно вычерпать в широкую емкость и выставить на солнце, чтобы излишки воды испарились. Массу нужно периодически перемешивать, а когда она приобретет однородную консистенцию густого теста, тщательно вымешать руками для придания массе пластичности.

Изготовление заготовки и гипсовой формы

Наиболее распространены изразцы прямоугольной, квадратной, а также круглой и овальной формы. Возьмите комок глины, сформуйте сплющенную лепешку, а потом ножом вырежьте из нее квадрат или другую фигуру. Верхние грани модели тщательно выровняйте металлическим или фанерным правильцем.

Рельефный узор на поверхности модели вылепливают пальцами, а также используют скульптурные деревянные стеки различной формы для получения определенной фактуры бороздок, стеки с проволочными петельками для обрезания излишков материала.

На поверхность модели наносят с помощью кончика стека эскиз узора, затем прокладывают по периметру плитки валики из глины на высоту рельефа. Пространство между ними заполняется деталями узора. Важно планировать рельеф поверхности изразца таким образом, чтобы при снятии слепка гипсовая форма легко отделялась от модели. С помощью стеков оформите углубления узора и придайте четкости рельефу образца. По окончании лепки слегка разровняйте узорную поверхность с помощью влажной тканевой салфетки.

Изготовленную модель размещают в деревянной рамке (опалубке) и заливают гипсовым раствором. Его изготавливают из расчета 7 частей гипса на 10 частей воды, вливая в емкость сначала воду, а затем постепенно добавляя и перемешивая в ней гипс. Гипсовый раствор через несколько минут после изготовления теряет пластичность и быстро затвердевает, поэтому использовать его нужно сразу после приготовления. Глиняный образец увлажняют водой с помощью пульверизатора и заливают тонким слоем гипса – так чтобы раствор полностью покрыл все детали узора, а затем до верха опалубки. По затвердеванию гипса (примерно через 15 минут) опалубку снимают и оставляют на несколько часов для просушки форму с образцом. Высохшая глиняная масса легко отделится от гипса. Полученную форму нужно промыть и просушить. В такой форме можно изготовить около двух сотен изразцов.

Формовка и обжиг изразцов

Необходимо заполнить всю поверхность формы мягкой глиной, тщательно вдавливая ее в рельеф до полного заполнения, после чего с помощью правильца выровнять поверхность. Сверху укладывают румпу — четыре слепленных из глины и сложенных прямоугольником бруска, в них нужно просверлить отверстия для крепления на кирпичной кладке. Когда изразец слегка подсохнет, его извлекают из формы. Подсохшую до потери пластичности, но не окончательно затвердевшую глину (такое состояние называют кожетвердым) подвергают лощению – полируют до мягкого блеска с помощью металлической ложки либо стеклянного пузырька, округлого камушка. При наличии рельефа можно придать блеск выступающим частям узора. Далее изразец оставляют для высыхания на несколько суток – срок сушки зависит от массы изделия, температуры и влажности воздуха.

После просушки изразцы помещают в муфельную печь и обжигают при температуре около 900°С в течение трех-четырех часов. При этом плитки раскладывают компактно, перекладывая их во избежание слипания кусочками кирпича. Обожженные изразцы (их называют терракотой) оставляют в закрытой печи для постепенного остывания.

Как расписать изразцы

Для расписывания печных изразцов применяют следующие методы:

  1. Холодную роспись – с помощью обычных масляных красок. Предварительно изразцы покрывают натуральной олифой, просушивают сутки и затем расписывают, дают высохнуть и вскрывают масляным лаком. Этот метод не требует последующего обжига в печи.
  2. Роспись ангобами – для этого применяют различные сорта глины. Существуют два способа данной росписи:
  • разведенной до консистенции сметаны глиной — она дает при росписи разные оттенки, от белого до темно-серого, а также красные и коричневые тона. Следует учитывать, что под воздействием обжига тона ангобной росписи могут изменяться;
  • изразец окунают в воду, после чего покрывают тонким красящим слоем белого ангоба. Далее изразец оставляют немного подсохнуть (не до окончательного схватывания нанесенного слоя) и расписывают термостойкими гуашевыми красками – можно использовать кисти, резиновую грушу, воронку или рожок со вставленной на конце пластиковой трубочкой либо соломинкой. Если не планируется последующее нанесение на изразец глазури, то в состав ангоба для увеличения прочности рекомендуется добавить 10-30% толченого стекла. Его толкут в защитных перчатках и очках в металлической толстостенной емкости с помощью пестика из металла, при этом во избежание распыления осколков стекла пестик со ступкой упаковывают в полиэтиленовый пакет. После измельчения стекло просеивают через сито либо капроновый чулок. Расписанные изразцы повторно обжигают.

Глазурование изразцов

В домашних условиях можно изготовить глазурь, смешав заваренный крахмальный клейстер жидкой консистенции с измельченным стеклом (до консистенции негустой сметаны). Глазуруют прошедшие обжиг и расписанные ангобами либо терракотовые изразцы. Их окунают в глазурь, оставляют для просыхания, после чего отправляют в печь для обжига и дальнейшего окончательного застывания. Клей под действием высоких температур подсохнет и впитается в поры глины, впоследствии на поверхности изразцов останется тонкий глазирующий слой.

Конструкция изразцов

Изразцы – это керамическая плитка оригинальной конструкции. Полотно плит может иметь разную фактуру – гладкую, шероховатую, структурную. Но суть изделий – коробчатый формат.

Плитка состоит из:

  • лицевой части;
  • пластины – самого верхнего слоя;
  • румпы – элемента, который и выделяет эту керамику среди всех остальных видов;
  • отверстий для штырей, расположенных в румпе.

Рисунок 2. Конструкция изразца

Объёмная форма, образованная за счёт румпы, делает облицовку термоинертной – теплоотдача печного покрытия ощущается несколько дней. Благодаря коробкам между плиткой и поверхностью камина образуется пространство. Ему мы и обязаны аккумуляцией тепла и столь продолжительной отдачей тепла помещению.

Отверстия в румпе нужны для штырей или проволоки, которые вмуровывают в кирпичные стыки – это делает отделку более прочной и надёжной. Классическая схема облицовки подразумевает отказ от клея или других подобных связующих. По этой причине теплоотдача повышается ещё больше.

Несмотря на инертность теплоносителя, тепло печи, покрытой изразцами, очень мягкое. Хорошо прогревая помещение, печь при этом не способна обжечь.

Основной функциональный плюс такой плитки – теплоотдача печи в течение нескольких дней

Как делают изразцы промышленным методом?

Оригинальный формат облицовочной керамики появился в качестве ответа на необходимость хорошего прогрева помещения и длительного удержания тепла. Некоторые современные модели печей характеризуются заметной разницей температур внутренней и внешней зон печной поверхности. Благодаря этому, для их облицовки вполне хватает и привычной керамической плитки. В остальных случаях гораздо целесообразней использование коробчатых плит.

В прошлом керамику с румпой отливали в деревянных формах, после чего монтировали коробку и расписывали определённым образом. Сегодня в производстве плит комбинируют и традиционные технологии, и современные наработки.

Этапы современного производства изразцов:

  • делают гипсовую форму; исходя из расчётных габаритов плит, отливают заготовку; собрав из нескольких частей основу, её покрывают спецсоставом, после чего монтируют опалубку и заливают модель гипсовой смесью; форму доводят до ума, чистят и сушат;
  • готовят сырьё – глину; сырьё нужно очистить от примесей и сделать пластичным; для придания необходимой степени вязкости глине дают отлежаться, а после долго и очень качественно перемешивают – удаляют из смеси воздух;
  • готовым сырьём заполняют форму, тщательно проминая его в направлении от центра к периферии; после этого глину оставляют сушиться – влагу из сырья вбирает в себя форма; в итоге глиняная масса усаживается и отходит от стенок формы без усилий; на этой стадии полуфабрикаты достают из форм и направляют на просушку в спецкамеру, характеризующуюся необходимой температурой и степенью влажности;
  • будущие изразцы отправляют на обжиг в печь; здесь плитка набирает прочность, приобретает цвет и необходимый коэффициент влагоустойчивости;
  • полотно элементов декорируют глиной или глазурью, после чего определённым образом расписывают;
  • на финальной стадии плиты ещё раз обжигают – это необходимо для образования монолита основы и глазури и для формирования окончательного оттенка; иногда после окончательного обжига на плитку наносят ещё один слой декоративного состава – например, краски.

Всё это любопытно, но у многих возникает закономерный вопрос – возможно ли изготовление качественных изразцов для печей своими руками? Это непросто, но ответ положительный – самостоятельно сделать проверенную веками керамику можно.

Как сделать изразцы самостоятельно?

Процесс изготовления керамики разбит на этапы. Начинать нужно с подготовки сырья.

Заготовка глины

Глина есть в продаже, но можно заготовить её своими силами. Если предполагается самостоятельная работа, то рекомендуется озаботиться запасами в тёплое время года. Глиняные комочки следует хорошо просушить под прямыми солнечными лучами.

Высушенную глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и тщательно перемешивают. Во время этой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его убирают. Манипуляцию повторяют до тех пор, пока не перестаёт всплывать мусор.

Рисунок 4. Заготовка глины

Для работы желательно использовать спецёмкость, в которой делают разновысокие отверстия. Последние вначале закупоривают, но, по мере промывания, постепенно открывают. Благодаря этому жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину перемещают в широкий невысокий таз и снова просушивают на солнце. В процессе выпаривания исходник постоянно перемешивают. Готовым считают тестообразный пластичный материал.

Важно добиться чистоты и пластичности глины. Это позволит и работать с комфортом, и не переживать за прочность изделия

Изготовление формы

Рисунок 5. Раскатывание заготовки

Облицовочные материалы можно изготовить какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, готовят форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:

  • из куска глины раскатывают лепёшку;
  • острым инструментом вырезают требуемую фигуру и выравнивают грани;
  • лепят структурную иллюстрацию и с помощью стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.

Далее из брусков делают рамку, в которую помещают заготовку. После этого в воде разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а затем заливают гипсовой смесью.

Важно! Гипс необходимо использовать сразу же. Он очень быстро застывает и уже через несколько минут теряет пластичность

Сперва смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. После этого составом заполняют рамку до самого края. Для схватывания гипса хватает 15 минут. Спустя четверть часа рамку удаляют, а форму очищают, вымывают и просушивают. На этой стадии её уже можно использовать для изготовления плиток.

Рисунок 6. Формовка плитки

Гипсовая модель готова – её заполняют податливым материалом. Вдавливая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Далее – черёд румпы. Коробку делают из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Нужно помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его извлекают из основы.

С помощью любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать небольшой блеск поверхности. Декоративный элемент на время оставляют – ему нужно высохнуть.

Рисунок 7. Процесс формования изделия
Подсохшую плитку кладут в муфельную печь (устройство нагрева, для которого характерно наличие защиты от топлива и продуктов сгорания). Между изразцами должно быть небольшое пространство, иначе элементы спекутся вместе. Температура обжига – около 900 градусов. Время обжига – примерно 4 часа. После термообработки извлекать плитки из печи можно только тогда, когда они полностью остынут.

Роспись плитки

Рисунок 8. Роспись изразца

На этом этапе производства плитка функциональна, но недостаточно эффектна. Минус устраняют с помощью росписи. Есть два варианта декорирования:

  • холодный метод; в ход идут масляные краски – плитку олифят, просушивают в течение дня, декорируют, снова сушат и лакируют; повторный обжиг не нужен;
  • роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; есть два подварианта этого метода:
    • плитку смачивают в воде, после чего обрабатывают тонким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть подсохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отправляют в печь;
    • плитку покрывают сметанообразной глиной; нужно учитывать, что при термической обработке расписанная изразцовая керамика может менять цвет.

Процесс глазуровки

Рисунок 9. Готовые глазурованные плитки
Глазурь нужна для усиления эффекта и повышения прочности плиточного полотна. Схема эмалирования:

  • готовят клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
  • в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без дополнительной художественной обработки;
  • просушивают керамику;
  • повторно обжигают.

При нагреве клейстер со стеклом спекаются с плиткой и образуют одно целое.

Для упрощения производства изразцов вместо глины можно использовать гипсовую шпаклёвку, а непростому процессу изготовления форм можно предпочесть приобретение готовых силиконовых. В этом случае обжиг не нужен, а процедура отливки заметно легче. Но при таком подходе имеет место уход от традиций.

Рисунок 10. Печка, облицованная термоинертной керамикой

Изразцы выглядят не очень современно. Но в этом-то и заключается их основная прелесть. А если добавить к эстетической составляющей функциональность – высокую и продолжительную теплоотдачу – такой плитке в печном оформлении нет цены.

Купить готовые изделия проще, но разве это может принести столько удовольствия? Обычную керамику своими руками не изготовить, а в случае с изразцовой всё иначе. Вряд ли стоит отказываться от возможности сделать облицовочный материал самостоятельно. Как бы то ни было, печь или камин, оформленные традиционной плиткой, будут радовать и глаза, и тело долгие годы.

2 этап — Глина для изразцов — выбор и подготовка сырья

Глина для изразцовНачинаются работы с подготовки глины, потому что она должна выстояться, а за это время можно подготовить форму для изразца.

Подготовка глины к лепке изразцов

  • для изразцов пригодна пластичная гончарная глина. Способность к формированию (лепке), выдерживание формы и высокая прочность после обжига делает ее идеальным сырьем;
  • далее из нее формируются маленькие шарики. Размер шариков небольшой, главное, чтобы глина хорошо просушилась. Соответственно, чем меньше шарики, тем быстрее пройдет процесс сушки. Сушка проводится в теплое время года или в протопленной комнате.
  • высушенные шарики измельчаются. Полученный состав просеивается. Для этого можно использовать мелкое сито с проволочным плетением;
  • переходим к процессу отмучивания глины. Для этого полученный порошок заливается водой, тщательно перемешивается и отстаивается. Глину нужно промыть в большом количестве воды, рекомендовано в соотношении 1:10. После этого воду аккуратно сливают, стараясь не потревожить нижний слой. Фактически это и есть необходимый для работы материал, очищенный от сторонних примесей. Наличие примесей негативно сказывается на качестве изразца. Дело в том, что изразцовые печи аккумулируют в себе тепло, и немного при этом расширяются. А сторонний материал может иметь коэффициент расширения отличный от глины, и в процессе нагрева это приведет к растрескиванию изразцовой плитки. Теперь осталось довести отстоявшуюся глину до нужной консистенции;

Совет. Мастера рекомендуют такой способ очистки глины от примесей: в стенке емкости, предназначенной для отстаивания глины, высверливают в ряд (по вертикали) несколько отверстий, которые забиваются чопиками (деревянными заглушками). Далее по мере того, как глина будет отстаиваться, вода будет светлеть. Вынув первый чопик можно спустить часть воды. Затем, когда осветлится следующий слой – пора вынимать второй чопик и так далее.

  • вымоченную глину оставляют на солнце, чтобы увеличить скорость испарения жидкости. Чтобы верхний слой не засох, глину нужно периодически перемешивать. Заодно смесь станет однородной и более пластичной.

Примечание. Мастера добавляют в глиняный порошок различные добавки: каолин, шамот, шпат. Это позволит сообщить глине новые огнеупорные (жаропрочные) свойства.

3 этап – Изготовление шаблона для изразца

Чтобы сделать гипсовый слепок для будущих изразцов нужно сначала изготовить шаблон. Его изготовление заключается в том, что на пласт глины толщиной в 20-30 мм. наносится рисунок, который предполагается получить на лицевой части изделия.

Известны разные виды изразцов: гладкие, рельефные. На гладкие изразцы можно нанести рисунок, рельефные — раскрасить. Учитывайте это формируя шаблон. На рисунке показан процесс изготовления квадратного шаблона.

Изготовление шаблона для изразца

Примечание. Размеры и форму изразца следует выбирать исходя из удобства монтажа и габаритов печи для обжига.

Формирование рисунка изразцаЕсли рисунок простой, например, геометрический, его можно сформировать пальцами (вылепить). При более сложном узоре, нужно использовать стек (инструмент).

Стек для работы с глинойСтек для работы с глиной — это похожее на нож деревянное приспособление, пропитанное олифой. Стеки-ножи нужны для формирования рисунка, стеки-бороздки для нанесения полосочек, стеки-петельки для удаления лишней глины. Стеки можно приобрести или сделать самостоятельно из дерева, а петельки из проволоки (отличный вариант пружина из будильника) или кожи.

Валики формируются путем выкладывания бортика по краям заготовки.

Примечание. Формируя узор из глины нужно помнить, что готовое изделие должно легко отделаться от шаблона, поэтому слишком мелкие детали или прямые углы лучше не делать. Рекомендуемые профили показаны на рис. (№ 4 см. выше). Углубления при вынимании глины и лепке узора нужно делать так, чтобы в сечении получился открытый конус. Для наглядности посмотрите на детскую пасочку, она изготовлена именно таким образом.

Шаблон-схема изразцаФинишная подготовка шаблона заключается в выбирании лишней глины или внесения недостающей (при случайном срезе, иногда необходимо добавить глины, чтобы узор не пострадал) и придание поверхности гладкости. Для этого используется влажная, мягкая тряпка.
Профессионалы могут делать шаблоны для каждого отдельного изразца. А уложенные на место, они будут формировать крупный рисунок на печи.

Ввиду сложности ручной работы, изразцовая плитка для печи является очень дорогой.

4 этап — Изготовление формы для изразца

Подсохший шаблон помещают в опалубку и увлажняют с помощью пульверизатора. Легкий блеск на поверхности подскажет, какое количество влаги будет достаточным.

Как приготовить гипсовый раствор

Состав простой: гипс и вода, которые замешиваются в пропорции 7:10. При этом, гипс засыпается в воду, а не наоборот.

Совет. Ввиду того, что гипсовый раствор быстро теряет требуемую текучесть (вязкость), его лучше готовить в половинке резинового мяча. Так проще перемешать компоненты до однородной массы.

Новичкам рекомендуется заменить гипсовый раствор шпатлевкой. Она дольше сохраняет текучесть.

Заливка гипса в опалубкуПодготовленный гипс выливается на шаблон тонким слоем. Здесь важно проследить за тем, чтобы раствор заполнил все участки. Ведь на этом этапе формируется внешний вид будущего изразца.

Далее форма заливается гипсом полностью.

Мастера не советуют делать формы для изразцов для изнаночной стороны (румпы). Лучше сформировать ее руками, так сцепление с лицевой частью изделия будет более прочным.

Схватится гипс уже через 7-10 минут, а через 20 полностью затвердеет. После этого опалубка снимается, а форма вместе с шаблоном подвергается сушке. Сушить лучше при комнатной температуре. Это увеличит время сушки, но снизит вероятность появления повреждений в шаблоне.

Осталось только отделить готовую форму от шаблона. Сделать это легко, поскольку глина при сушке уменьшается в размерах (сжимается). Тем не менее, следует проверить, чтобы в форме не осталось глиняных крошек. Поэтому, ее лучше вымыть и просушить. Правильно сделанная гипсовая форма обеспечивает качественную формовку примерно для двух сотен изразцов. При этом учтите, что на их изготовление с использованием только одной формы уйдет значительное время. Для повышения производительности нужно изготовить несколько гипсовых форм и делать одновременно большее количество изразцовых плиток.

Если данная процедура кажется слишком сложной, то советуем ознакомиться с тем, как сделать изразец без изготовления формы.

Изготовление изразца с гладкой поверхностью без формы — видео

Продолжение

Для того чтобы не тратить время на изготовление формы, мастера советуют использовать обычную кухонную емкость. При этом пластиковая емкость хороша тем, что в нее лучше укладывать глину. Готовому изразцу она придает необходимую жесткую форму, но сложнее вынимать плитку. А из силиконовой формы изделие проще вытягивать.

Теперь, когда форма готова можно приступить к изготовлению изразцов для печи и камина.

4 этап – Изготовление изразцов в домашних условиях

Технология кратко показана на рисунке.

Изготовление изразцов в домашних условиях

Для обучения предлагаем пошаговую инструкцию, как сделать изразцы своими руками:

  • Подготовить форму. Поскольку форма заполняется не единожды, в ней могут оставаться частицы глины и просто накапливаться пыль от простоя. Перед тем как приступить з заполнению ее глиной, форму нужно очистить – промыть и высушить. Мельчайший посторонний предмет в форме неизбежно отразится на лицевой поверхности изразца.

Набивка формы глинойФорма плотно набивается глиной. Заполняя форму, следует знать, что глина помещается в нее небольшими частями. А укладка начинается от центра формы.

Сначала глина тонким слоем распределяется по всей площади формы. При этом ее нужно плотно утрамбовать пальцами. Таким образом заполняются пустоты, которые создают рисунок лицевой части.

Новичкам проще изготавливать печные изразцы с гладкой поверхностью, а затем наносить на плитку рисунок или просто цвет (фон). Даже оставленный без декора гладкий изразец будет отлично смотреться на готовой печи или камине.

Набивка формы глиной — видео

  • Выравнивание тыльной стороны изразца даст возможность убрать лишнюю глину и подготовить площадку для формирования румпы (выступ коробочной формы на обратной стороне изразцовой плитки). Румпа изготавливается отдельно и укладывается на поверхность изразца. Чтобы сделать ее достаточно скатать четыре или два бруска одинакового сечения. Затем немного придавить брусок, придавая ему нужную форму, и установить на тыльную (заднюю) сторону изразца.

Формирование (лепка) румпы изразца

Прижатие румпы к основаниюБортик необходимо надежно придавить к основанию. Чтобы сделать его ровнее используют стек.

Выравнивание румпы изразцаЕще один важный нюанс, касающийся румпы. Ее верхняя часть должна иметь одинаковую высоту и быть выровненной по плоскости. Таким образом, кладка изразцов на стену будет ровной, без выступающих плиточек.

Как сделать румпу изразца — видео

Выравнивание румпы изразца (прессование)Выровнять плоскость можно срезав лишее стеком (ножом) и придавив румпу фанерой.

Изготовление румпы изразца путем соединения двух формПримечание. Мастера не советуют делать румпу путем соединения двух форм, заполненных глиной, как показано на фото. Безусловно это ускорит работу и придаст румпе нужную конфигурацию, но в этом случае крепление изразца будет не очень надежным. Изготовление отверстий для крепления изразцаКерамические изразцы отличаются особенным способом крепления. Они связываются между собой проволокой с изнаночной стороны. Т.е., сначала выкладываются изразцы, а затем строится печь. Следовательно, еще на этапе формирования румпы следует предусмотреть наличие отверстий для крепления плитки. Если изразец сделан методом формовки с использованием формы для румпы, тогда нужные отверстия просверливают после его подсушивания.

Ввиду пластичности глины, просверленные отверстия могут смяться после того, как изразец вынут из формы и перевернут на лицевую сторону для сушки. Поэтому следует установить жесткий каркас (толстую проволоку или палочки) для них и закрепить его глиной.

Формирование отверстий для крепления изразца

После этого изразец можно вынуть из формы и отправить на просушку.

Вынимание изразца из формы

Проделывание крепежных отверстий и вынимание из формы — видео

Старинные изразцы всегда несут на себе отпечаток автора в виде печати или подписи на изделии.

Нанесение штампа, подписи на изразец

Штамп, печать на изразцеКстати, если штамп автора находится с изнаночной части изразца, его сделали вручную. Если с лицевой, то чаще всего такая изразцовая плитка изготовлена методом использования формы для лицевой части и для румпы.

Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

Далее изделие вынимается из формы, когда глина уже подсохла, но еще сохраняет пластичность. Мастера называют такое состояние кожетвердым. Поскольку глина дает некоторую усадку при высыхании и при извлечении изделия проблем не возникнет.

Дополнительная обработка изразца — видео

Лощение изразцаЛицевую поверхность подвергают лощению. Так называется полировка изразца твердым гладким предметом. На практике для этого используют ложку, стеклянный пузырек, гальку. Гладкой поверхности такая обработка придаст блеск. Для рельефных поверхностей эту процедуру можно провести для тех участков, на которых нет выступающих, выпуклых элементов узора. После такой обработки изразец высушивают.

Примечание. Чтобы работа не остановилась на 1-2 недели из-за разбитого изразца лучше заранее подготовить ремонтный комплект. В запасе должны быть все детали будущей облицовки камина или печи как минимум по одной штуке. Да и в процессе эксплуатации печи этот страховой запас может выручить.

6 этап – Подгонка утели по размерам

Ввиду усушки глины, на выходе получаются заготовки для изразцов разного размера. Нельзя сказать, что размеры изразцов будут сильно отличаться друг от друга, но подгонки их друг к другу не избежать. Это нормальное явление, которое обуславливается несколькими факторами: особенностью усадки глины, неоднородность наполнения формы глиной, неравномерное внутреннее напряжение при обжиге. Цвет заготовок также будет отличаться. Но, поскольку дальше предусмотрено окрашивание изделия это не имеет критического значения.

Изразцы, изготовленные на производстве, имеют одинаковую геометрию и меньшую разбежность в цвете. Размеры регламентируются ГОСТ 3742-47. Допустимая величина отклонения составляет 0,5-1 мм.

В случае, когда керамика (изразцы, плитка), изготавливаются своими руками, необходима процедура подгонки утели (ретификация), удаление верхнего слоя румпы для подгонки высоты, счесывание боковых граней.

Подгонка изразцов — видео

Примечание. Не стоит добиваться идеального прилегания поверхностей соседних изразцов, поскольку наличие зазоров позволит им двигаться при расширении. Кроме того, окончательная сортировка изразцов происходит уже после окраски. Более тщательно подгоняются декоративные изразцы – угловые и фронтальные. Поскольку они выполняются в единичном экземпляре.

7 этап – Нанесение рисунка (роспись изразцов, ангобирование)

Как почти вся керамика, изразцы могут быть расписаны с использованием таких методов:

Холодная роспись

Роспись изразцовРисунок создается обычными масляными красками. Перед покрытием изразец нужно покрыть натуральной олифой, подсушить в течение 1-2 суток, а затем расписывают.

После высыхания красок для получения более красивой поверхности и придания краске стойкости, изразец можно покрыть масляным лаком. Метод хорош тем, что не требует дополнительных обжигов.

Для тех, кто делает изразцы для печи своими руками – это наименее трудозатратный вариант. При этом, на разные изразцы можно нанести разные части рисунка. При раскладке изразцов получится большой рисунок на всю поверхность печи.

Роспись цветными ангобами (ангобирование)

Ангоб – это декоративное покрытие из жидкой глины (глинистой суспензии), которым покрывают керамические и гончарные изделия перед обжигом, чтобы получить гладкую поверхность или для придания нужной окраски.

Ангоб для росписи изразцов можно получить двумя способами. Во-первых, подобрать разные по оттенку виды глины. Во-вторых, заколеровать белую глину, красящими пигментами. Данная техника нанесения рисунка делится на два подвида:

  • нанесение глины, доведенной до консистенции густой сметаны;
  • окунание изразца в воду, а затем в белый ангоб. После того, как белый фон просохнет (но не высохнет полностью) на него цветными ангобами наносится рисунок.

Ангобирование изразцов — видео

Примечание. Если дальнейшее глазурование изразца не планируется, мастера рекомендуют добавить в ангоб 10-20% флюса. Флюс — это силикатное стекло, сообщающее краскам блеск. Изготавливается стеклянный порошок самостоятельно путем толчения стекла в емкости. Чтобы упредить распыление частиц работы выполняются в очках, перчатках, а емкость с пестиком помещается в прочный прозрачный полиэтиленовый пакет. Крупные частицы удаляют путем просеивания порошка через сито. Хорошо для этих целей подходит капроновый чулок, натянутый на основу, например, на пяльцы для вышивания.

Рисунок придаст гладкому или рельефному изразцу неповторимую красоту. В качестве тематики при выборе рисунка можно использовать мотивы, которые передают голландские, испанские или русские изразцы.

Чтобы закрепить нанесенный рисунок изразец нужно подвергнуть повторному обжигу.

Как сделать изразцы своими руками

Изразцы – одна из разновидностей керамической плитки, предназначенная для отделки печей и каминов.
Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной, покрыта глазурью или не иметь покрытия вообще — терракотовый изразец. Также изразцы различаются по форме (квадрат, прямоугольник) и наличию румпы — коробчатого выступа на обратной стороне плитки. Румпа придает изделию прочность и делает печь или камин более теплоемкими.

Изразцовое искусство в России существует более десяти веков. Если вы хотите приобщиться к древнему искусству, предлагаем вашему вниманию небольшой мастер-класс. Сам процесс создания изразцов не слишком сложный, и овладеть им при желании могут люди даже без художественного образования. Особенно хорошо это занятие для совместного досуга с детьми.

Материалы для изготовления изразца просты и найдутся почти в любом доме, в крайнем случае, в ближайшем строительном магазине. Найти муфельную печь для обжига – это задача уже посложнее. Придется обзвонить мастерские по работе с керамикой.

Итак, начинаем!

admin