Глазурь для керамики

Глазурь для керамики

Глазурование – самый популярный прием, используемый для декорирования керамических изделий. Под глазурью в данном случае подразумевается стекловидный тонкий слой, толщина которого составляет от 0.1 до 0.3 мм. Глазури для керамики – это порошкообразные смеси с оксидами и пигментами. Порошок перед применением разводят водой согласно техническим нормам.


Покрытие глазурями осуществляется после первого (то есть утильного) обжига. Глазурование увеличивает влагонепроницаемость изделий, повышает их прочность, стойкость к загрязнениям, химическим препаратам, улучшает внешний вид. Оно подходит для расписанных подглазурными красками и для не расписанных изделий.
Глазурь наносится на поверхности керамики кистью, окунанием, поливм и распылением.

Особенности глазурования

Глазурью покрывают поверхность керамического изделия полностью либо отдельные его части. Стандартный восстановительный процесс занимает около 6 часов.

Как сделать глазурь для керамики

Керамические изделия из печи для обжига всегда вынимаются после полного остывания – в противном случае металлизация будет приостановлена.

Для изготовления глазурованных поливных смесей используются те же виды сырья, что для керамических масс – кремнезем, кварцевый песок, кварц, каолин, глина, шпат полевой. Для повышения показателей эластичности, вязкости, снижения рисков появления мелких трещинок в глазурь добавляется глинозем. Чтобы повысить термостойкость, придать поливной смеси блеск, в нее водятся борная кислота и бура. Прозрачность глазурей уменьшается за счет использования диоксидов циркония и титана.

Типы составов

С учетом степени растворимости основных компонентов, способа приготовления глазури смеси делятся на полуфриттованные, фриттованные и сырые.

Сырые – это сложные составы, которые в воде не растворяются, используются в основном для обработки изделий из фарфора. Они просты в приготовлении.

Фриттованные глазури получают из веществ, которые растворяются в воде частично либо полностью. Их предварительно плавят в печах, потом охлаждают водой, сушат и измельчают. Те фриттованные глазури, которые были соединены с мелом, шпатом полевым, глиной, каолином, называются полуфриттованными.

Способы нанесения

Перед нанесением глазури изделия нужно тщательно обжечь на утиль и очистить от пыли. Максимальная толщина глазури составляет 2-3 мм. Те составы, которые используются для декорирования, должны подходить по температуре и ТКР к основной керамической массе . Оптимальная плотность состава для набрызга, пульверизации и определяется исходя из вязкости.

Рассмотрим особенности каждого способа глазурования:

  • Пульверизация – обожженное изделие устанавливается в камеру, оснащенной вытяжкой на турнетку. В пульфон набирается глазурный шликер, затем с помощью сжатого воздуха, который поступает от компрессора, вращается турнетка, и наносится ровный слой глазури. Действия следует выполнять сверху вниз по кругу. Операция повторяется от 3 до 5 раз, пока покрытие не станет идеально ровным. Каждый слой глазури подсушивается. Можно применять ручные и губные пульфоны.
  • Набрызг – на изделие, которое было предварительно обожжено в печи, кистью или щеточкой с иголкой наносится 3-5 слоев покрытия требуемого оттенка. Щеточка с глазурью вращается пальцами вокруг оси, щетинки ударяются об иглу, и глазурь распределяется по поверхности изделия. Первый слой делайте белым эмалевым, последующие обрабатывайте набрызгом.
  • Покрытие внутренних поверхностей производится в тех случаях, когда соответствующие работы необходимы для использования в быту либо для достижения декоративного эффекта. Изделие заполняется глазурью примерно на треть, затем наклоняется в сторону и быстро вращается в руках над специальной емкостью (в нее будут стекать излишки рабочей смеси). Нужно стараться как можно более равномерно захватить глазурью всю внутреннюю поверхность изделия, поскольку исправления в будущем вносить будет проблематично. Если глазурь затекла на внешнюю поверхность, просто аккуратно зачистите ее.
  • Окунание – обожженное изделие частично или полностью окунают в глазурь и держат до 15 секунд, после чего вынимают. В глазурный шликер погружение выполняется с помощью железных щипцов.
  • Полив – утильные изделия удерживают щипцами и ставят на подставки требуемого диаметра, высоты, которые устанавливаются в чистые пустые емкости. Сверху керамика поливается глазуровочным составом из ковша.
  • Тампонирование – первый слой наносится белой эмалью путем окунания, последующие — губками разных текстур и конфигураций. Губки окунают в густой шликер, после чего используют для обработки изделий. Сверху поверхность керамики слегка припыляется бесцветным глазурным составом с помощью пульфона. Это позволяет получать максимально ровные поверхности.
  • С помощью кисти – используются глазурный шликер, кисти с натуральным ворсом, в редких случаях нейлоновые. Флейцы и щетина применяются для создания эффектарных покрытий – полос, набрызгов, разводов. Сначала на кисть набирается шликер, затем он наносится на изделие в 1-5 слоев. Перед каждым последующим нанесением глазури предыдущий слой должен быть тщательно просушен. Слои наносятся по отношению друг к другу перпендикулярно, иначе покрытия получатся неровными.

Дефекты обжига

После обжига на глазурованных керамических поверхностях могут появляться дефекты. Например, глазурь после обжига становится полупрозрачной, или на поверхности образуется большое количества впадин или выпуклостей. Происходит это из-за низких температур обжига, если, конечно, подобные декоративные дефекты художники не создают специально.

Другой частый дефект – пузыри, которые образуются по причине того, что образовавшиеся в материале газы не успели выделиться, пока глазурь не расплавилась.
Толстый помол сырья для глазури приводит к появлению волнистости без блеска, тонкий становится причиной образования неровностей, похожих на морщинки.
Используйте только чистые глазури без примесей, следите за тем, чтобы на поверхность изделия посторонние вещества во время обжига не попадали.

Глазурь (полива)

Постепенно обваривание (в квасной гуще, молочной сыворотке и т.п.) стало применяться все реже и реже. Чтобы защитить керамическое изделие от проникновения влаги и воздействия вредных веществ, гончары стали все больше покрывать их тончайшим слоем стекла — так называемой глазурью, или поливой. Под тончайшим слоем глазури краски и ангобы становятся более сочными и яркими, а само изделие приобретает более нарядный вид. Для получения самой простой и доступной глазури обычно используют толченое бутылочное стекло. Предварительное дробление стекла выполняют следующим образом. Осколки бутылки нагревают на огне, а затем бросают в посудину с холодной водой. От резкого изменения температуры стекло покрывается множеством мельчайших трещин. Достаточно слегка постучать по нему каким-либо металлическим предметом, чтобы оно рассыпалось на мелкие осколки.

Осколки стекла толкут в ступке или в какой-нибудь металлической посудине с толстыми стенками (рис. 73). Можно растолочь стекло и в обычной консервной банке, только на ее дно нужно положить какой-нибудь массивный круг. Возможен и другой вариант: на дно банки кладут куски свинца, которые в ней же и расплавляют. Слой расплавленного свинца должен быть не менее 1 см. Застывший свинец будет служить в качестве наковаленки. Толочь стеклянный бой нужно очень осторожно, обязательно в рукавицах и в защитных очках. Чтобы стекло не разлеталось при ударах, на ступку и пест надевают полиэтиленовый пакет. Ступку ставят на торец массивного кряжа или на тяжелую стальную плиту. Толочь стекло нужно до тех пор, пока оно не станет белым, как мука. Толченое стекло нужно просеять через сито из капроновой ткани (например, от старого чулка). Для обечайки сита подойдет консервная банка с низкими стенками.

«Курс по изготовлению авторских керамических глазурей. Глава 1»

Постоянно помешивая, стеклянный порошок высыпают медленно в посуду с жидким крахмальным клейстером (вместо клейстера можно использовать слабый раствор силикатного, канцелярского клея). Как только клей приобретет консистенцию жидкой сметаны, глазурь готова к употреблению.

Глазуровать можно как нерасписанные (терракотовые) изделия, так и расписанные подглазурными красками и ангобами.

Предназначенные для глазурования керамические изделия тщательно очищают, удаляя широкой кистью или щеткой пыль, снимая всевозможные загрязнения и жировые пятна. Там, куда каким-то образом попадает грязь или жир, глазурь во время обжига отслоится.

Глазурь наносится на поверхность изделия кистью, а также окунанием и обливанием. Так, например, изразцы удобнее обливать глазурью. Во время обливания каждый изразец держат над широкой посудиной за румпу или же устанавливают на специальное приспособление, согнутое из толстой проволоки (рис.

74). Дляглазурования внутренних стенок посуду примерно на четверть наполняют глазурью. Затем посуду наклоняют и медленно поворачивают, следя за тем, чтобы глазурью были омыты все ее внутренние участки. Оставшуюся поливу выливают в таз и уже кружкой обливают посудину снаружи. Обычно крынку обливают только до половины (рис. 75). Мелкие вещицы, например свистульки, окунают в глазурь, держа их за пищик. Поэтому эта часть у готовой свистульки обычно глазурью не покрыта (рис. 76). Чтобы на отдельных участках керамического изделия не образовались толстые наслоения, их стараются полить быстро и равномерно.

Влага из глазури почти мгновенно впитывается в поры глины, а на поверхности остается удерживаемый клеем тонкий матовый слой порошкового стекла.

Есть и другие способы нанесения стеклянного порошка на глиняное изделие. Так, например, некоторые гончары покрывают сосуды тонким слоем мучного или крахмального клейстера, а иногда и силикатного клея и тут же через сито припорашивают поверхность стеклянным порошком. Небольшие изделия просто обваливают в порошке, а затем легким постукиванием по донышку стряхивают его излишки. Наряду с бесцветной широко используется цветная прозрачная глазурь. Ею обычно покрывают изделия, декорированные рельефными изображениями, тиснением и гравировкой.

Цвет глазури

Наряду с «муравлеными» (зелеными) применяли «цениные» (синие) изразцы, которые покрывались зеленой и синей глазурью. Собираясь в углублениях более толстым слоем, чем на выпуклых частях, глазурь как бы темнеет, а рельеф становится более выразительным.

Для подкрашивания глазури, так же, как и для ангобов, используют оксиды хрома, дающие зеленый цвет, меди — бирюзовый, кобальта — синий и железа — желтый и красно-коричневый.

После того как глазурь высохнет, изделия обжигают. При высокой температуре клей выгорает, а частицы стекла оплавляются и тонким слоем покрывают керамическое изделие. Чтобы глазурь не потрескалась, изделия должны остывать медленно вместе с печью.

Имитация глазури

Если керамическое изделие не будет постоянно соприкасаться с жидкостями, а также подвергаться действию высокой температуры, то глазурь вполне допустимо имитировать. Внешне она мало чем будет отличаться от настоящей, к тому же надежно защитит керамику от пыли и грязи. «Глазуровать» можно изделия, декорированные налепным рельефом, резьбой, гравировкой, расписанные масляными красками, темперой, гуашью, текстильными и растительными красителями. В качестве «глазури» используется бесцветный мебельный нитролак НЦ-222 и лак с золотистым оттенком НЦ-228. На крупные изделия лак наносят пульверизатором или кистью. Мелкие предметы, например всевозможные украшения просто опускают в лак на несколько секунд. Чтобы усилить блеск, лак после подсыхания наносится на поверхность изделия два-три раза очень тонкими слоями.

Чтобы получить цветную «глазурь», лак можно подкрасить пастой из шариковой авторучки. Добавив в нитролак зеленую пасту, имитируют зеленую глазурь «мураву».

Если глазурь необходимо нанести на печные изразцы, то вместо нитролака лучше использовать мебельный масляный лак. Он хорошо выдерживает высокую температуру, возникающую во время топки на облицовке печи. Такой лак можно подкрасить масляными красками.

Вместо глазури можно использовать силикатный клей (жидкое стекло), который дает на изразцах очень прочную и стойкую пленку. Силикатный клей можно подкрашивать акварельными красками и цветной тушью.

Виды глазурей керамической плитки

Практически на все типы керамической плитки наносят разные покрытия, как для усовершенствования ее технических характеристик, так и в декоративных целях. Существует три основных типа покрытий: глазурь, ангоб и раскрашивание. В последнее время в изготовлении лицевого кирпича декоративное покрытие наносится путем двухслойного формования.

Существуют такие виды глазурей

  1. По прозрачности — прозрачные и глухие, по наличию окраски — бесцветные и окрашенные, а так же одноцветные и многоцветные. Прозрачные глазури не прячут цвет и фактуру поверхности самой плитки. Глухая глазурь почти полностью отражает световые лучи и таким образом скрывает поверхность керамического изделия. В глазурном слое глухих глазурей имеются микроскопической величины кристаллы, рассеивающие световые лучи. Глушение глазури достигается введением в ее состав компонентов, которые не расплавляются при обжиге изделия и продолжают оставаться в глазури в кристаллическом состоянии либо которые обусловливают образование новых кристаллов во время затвердевания глазурного расплава.
  2. По степени блеска существуют глазури глянцевые и матовые, по методу изготовления — сырые и фриттованные. В сырых глазурях глазурный шликер изготовляется помолом и смешением компонентов. Фриттой называется сплав первичных компонентов, входящих в состав глазурей. Таким образом, фриттованные глазури приготовляются путем предварительного сплавления ее исходных компонентов и последующим помолом фритты с добавками или без них.
  3. По температуре плавления глазури различают легкоплавкие (для температур обжига 900-1100°С) и тугоплавкие (до 1350°С), по предназначению — фарфоровые, фаянсовые и майоликовые.
  4. По составу временами глазури называют в соответствии наименованию одного или же нескольких компонентов, которые применяются в процессе изготовления глазури и определяют их основные свойства. Глазури бывают: полевошпатовые, свинцовые, борные, цирконовые, стронциевые, литиевые, фосфатные и др.

Состав глазурей в основном формулируется молекулярной формулой Зегера, и заключает в себе: R2О — щелочные окислы (например Nа2О и К2О), КО — щелочноземельные окислы (например СаО и МgО), R2О3 — полуторные окислы (например А12О3 и Fе2О3), RО2 — кислотные окислы (например SiO2), R2О3 — кислотные окислы (типа В2О3 и Р2О3) и молярные доли окислов, входящих в состав глазурей.

Расчет в формуле производится так, что сумма щелочных и щелочноземельных окислов приводится к единице, т.

Как сделать керамическую плитку в домашних условиях: технология изготовления своими руками

е. всегда sum(an)+sum(bn) = 1, а полуторные и кислотные окислы выражают в долях молей, приходящихся на один моль щелочных и щелочноземельных окислов. Для вычисления молекулярной формулы глазури величину процентного содержания каждого окисла делят на его молекулярный вес. Затем молярную долю каждого окисла делят на сумму молярных долей окислов типа R2О + RО.

Кракле

Если создать чрезмерное напряжение, то из-за большой разницы температур на поверхности глазури появится красивая сетка из трещин. Этот эффект называется кракле. Очень эффектны керамические изделия, украшенные глазурью "кракле" (рис. 76).

Рис. 76.

Предметы с глазурью "кракле" впервые были изготовлены в Китае. Если после обжига на глазури появлялись трещины, изделия с таким дефектом окунали в определенную жидкость и снова обжигали, после чего трещины заплавлялись, и изделия получались особенно красивыми. Китайцы с помощью этих глазурей украшали изделия орнаментом, а также на белый фон наносили голубую или синюю сетку. Позже начали изготавливать "кракле" разных цветов. Чтобы получить изделия с узкопетлистой сеткой по всей поверхности, заранее готовят так называемый неправильный состав глазури, для чего уменьшают в нем количество кремнезема, снижая этим кислотность, и увеличивают содержание щелочи или соединений свинца. Такой глазурью покрывают изделие и обжигают его. Обжиг длится меньше, чем нужно, и в результате на глазури появляются трещины. Еще горячее изделие сбрызгивают иногда холодной водой, отчего также получаются трещины. Затем окунают в раствор красителя (азотно-кислый кобальт, медный купорос и др.), где оно должно находиться час. Раствор заполняет трещины. Чтобы краситель остался только в них, всю поверхность моют водой, сушат, покрывают необходимой глазурью и обжигают (см. вкладку, фото 23). Глазурь "кракле" можно получить из обычной глазури, введя в ее состав нерастворимые соединения, которые всплывают наверх и при остывании создают неровную тонкую пленку, напоминающую трещины.

Краски для холодной керамики

Основное преимущество этих красок – простота использования: они кристаллизируются при обычной температуре, следовательно, не нуждаются в обжиге. Краски для холодной керамики абсолютно безвредны, быстро сохнут, удобны в применении и выпускаются небольшими упаковками от 50 до 1000 мл.

В зависимости от производителя цветовая гамма варьируется от 20 до 40 ярких, насыщенных тонов, которые можно смешивать (см. вкладку, фото 24).

Гамма завершается, как правило, растворителем красок, им же промываются кисти, а также бесцветным лаком, который можно использовать для защиты готовой работы или же для получения прозрачных цветов при смешивании с красками.

Помните, что большая степень разбавления красок означает увеличение риска образования потеков при работе не на горизонтальной поверхности, поэтому, используя растворитель, ограничьтесь промывкой кистей или удалите с работы свежую краску, если полученные результаты неудовлетворительны.

Пользуйтесь растворителем только тогда, когда краска в чашке или на палитре начинает высыхать.

Бесцветный лак универсален для всей гаммы. Его можно применять с целью защиты готовой работы: закончив украшение и полностью высушив краски, наносят несколько слоев лака, чтобы обеспечить большую долговечность изделий. Он также используется и при подготовке основы: если она слишком пористая, это можно устранить, наложив несколько слоев. Лак также смешивают с красками для холодной керамики, получая очень тонкие оттенки прозрачности и игру тонов.

Краски для холодной керамики стойки, прочны и требуют к себе минимального внимания. Однако не рекомендуется украшать ими тарелки или посуду с внутренней стороны, куда кладется пища. Для большей долговечности украшений лучше избегать мытья в специальных машинах или сильными моющими средствами.

Для нанесения красок на изделие используйте круглые или плоские кисти, для деталей размер – 2/4, для фона – 6/8 (рис. 77).

Рис. 77.

Если же вы используете технику тампонной живописи, которая широко используется для изготовления фонов, то лучше всего подойдут натуральные и синтетические губки. По сравнению с синтетическими натуральные губки более неоднородны. Используйте оба типа и выберите наиболее подходящий.

И о порядке работы с красками. Положите их небольшое количество на палитру (для работы лучше пользоваться хорошей мягкой кистью). Нанесите краску на поверхность изделия небольшими мазками, начиная со светлых тонов и заканчивая темными. Выполните сначала контуры, потом большие внутренние поверхности.

Не касайтесь руками свежей краски, обращайтесь с изделием очень осторожно!

Необходимо набраться опыта и обрести твердость руки. Сначала все будет казаться трудным, но немного практики – и вы станете художником. Закончив работу, хорошо просушите краски и через 48 часов нанесите один или несколько слоев бесцветного лака.

Краски для холодной керамики требуют к себе особого внимания и при хранении. Впервые мыть декорированное изделие надо дней через пятнадцать, не раньше. Лучше всего делать это в теплой воде с моющим средством, не погружая его надолго в воду. Помните: предметы ручной работы нуждаются в уходе и заботе. Лучше избегать украшения посуды или других предметов, если для этого требуется частая мойка.

Эмали для обжига в домашней духовке

Как и краски для холодной керамики, это очень интересная новинка в области декорирования и прикладного творчества. Эмали очень просты в использовании, хорошо ложатся на керамику и после 2–3 часов сушки (в зависимости от величины изделия и количества красочных слоев) обжигаются около 30 минут в домашней духовке при температуре 160–170 °C.

Цветовая палитра эмалей представлена яркими, насыщенными красками. Завершается она бесцветным лаком и соответствующим растворителем. Эмали готовы к применению и могут смешиваться друг с другом (рис. 78).

Рис. 78.

Если во время работы вы заметили, что краска начала сохнуть, достаточно добавить в нее несколько капель растворителя и размешать кистью. Чтобы эмали не теряли прочность, лучше всего использовать их в чистом виде, без разбавления.

Бесцветный лак предназначен для двух строго определенных целей: защиты и разбавления. В первом случае работа предохраняется от царапин во время частого использования предмета, а во втором – лак придает краскам прозрачность. Естественно, чем больше будет бесцветного лака по отношению к эмали, тем выше степень прозрачности. Это позволит вам экспериментировать с новыми методами декора.

Сцепление эмали с такой поверхностью, как керамика, дает очень хорошие результаты, тем не менее подготовка основания также весьма важна.

Оно должно быть хорошо очищено. Часто случается, что главная причина отслоения эмали – в жирной поволоке на поверхности, которая, образуя изолирующую пленку между краской и основой, не обеспечивает их надежного сцепления.

Эмали для обжига в домашней духовке не вредны, однако лучше избегать украшения тарелок или посуды для пищевых нужд.

Все краски на изделиях блестят. При наложении на впитывающие основы, такие как терракота, они станут матовыми. Чтобы устранить этот эффект после завершения обжига, достаточно нанести на рисунок слой бесцветного лака и снова обжечь изделие при той же температуре.

Эмали для обжига в домашней духовке высыхают быстро, следовательно, работать нужно в ускоренном темпе. Если рисунок не удался, то краску можно сразу же удалить, пока она еще сырая, воспользовавшись для этого пропитанной растворителем губкой.

Закончив роспись, высушите изделие вдали от прямых источников тепла и в защищенном от пыли месте.

После обжига выдержите свою работу два дня, а затем покройте бесцветным лаком и обожгите ее повторно.

Маркеры с краской для керамики

Они выпускаются самых разных цветов. С помощью маркеров изображения получаются просто великолепные. Это большое подспорье для тех, кто впервые приступает к росписи керамики. Маркерами с краской для керамики можно рисовать так же, как и карандашами, они подобны обычным, капиллярным.

Однако краска в маркерах высыхает достаточно быстро, отчего смешивать цвета и наносить их друг на друга довольно сложно: ведь рисуя по слою уже подсохшей краски, можно нарушить его.

Но пусть это вас не останавливает! Пользуясь маркерами, как и любыми фломастерами, наносите цвета рядом, но не перекрывая друг друга. Оставляйте пробелы между разными цветами, тогда рисунок будет выглядеть более стилизованным.

Сделанный маркером рисунок более долговечен, если используется бесцветный лак для холодной керамики. Поэтому, закончив работу, хорошо просушите изделие и через 48 часов нанесите один или несколько слоев лака.

Еще раз напомним: избегайте украшения посуды или других предметов, которые нуждаются в частой мойке.

Глина – прекрасный материал для творчества, она пластична, послушна и достаточно прочна. Увлекательная работа с глиной по силам не только взрослым, но и детям. Она наполнит вашу жизнь радостью творчества. Вы сможете ощутить ни с чем не сравнимое удовольствие от реализации самых смелых идей от изделий, выполненных своими руками.

Мир окружающих вещей нам не безразличен. И поэтому стоит, наверное, позаботиться о том, чтобы он не был бездушно-стандартным, а мог бы рассказать кое-что о том, что мы ценим в жизни, к чему стремимся и что умеем делать. И в этом вам поможет глина – самый "родной" для человека материал. По Корану, из звонкой глины, подобной гончарной, Всевышний сотворил Адама.

глазурь для керамики своими руками

Сотворите и вы свое чудо.

Примечания

1

В г. Севре, близ Парижа, был основан в 1756 году фарфоровый завод, до сих пор являющийся центром производства французского фарфора. Его посуда славится яркой, соч– 1 8 ной росписью.

2

Корец – город (с 1940 г.) в Украине (Ровенская обл.), в 33 км от железнодорожной станции Новгород-Волынский.

← CtrlПредыдущая123 … 181920

admin