Фарфор и фаянс отличия

Фарфор и фаянс отличия

Керамика – категория материалов, к которой относятся фарфор и фаянс. Это два однотипных продукта обжига, схожих по своим внешним данным, но в тоже время принципиально различных по физическим качествам. В чем же заключаются эти различия?

Фарфор

Любое керамическое изделие получается при помощи высокотемпературного спекания глины (ее смесей) с минеральными добавками и неорганическими компонентами. Если в процессе спекания участвовала смесь из пластичной глины, каолина (белая глина), кварца и полевого шпата (силикат) с равным или большим процентом содержания минералов, то в результате обжига получается фарфор. Это высокопрочный, непористый, тонкий, полупрозрачный (если фарфор поднести к свету, то он будет просвечиваться), термически стойкий материал, отличающийся от прочих легким весом.

Фаянс

А вот если в процессе спекания керамики участвовала смесь из глины (80-85% от общей массы), кварца, полевого шпата и незначительного количества каолина, то в результате обжига получается фаянс. Это мелкопористый материал, обжигаемый при температуре до 1280°C. Наличие пор делает фаянс более хрупким, шершавым и водопоглощаемым (около 12%) материалом, который необходимо покрывать толстым слоем глазури, дабы ликвидировать недостатки. Он тяжел, имеет матовый оттенок и непрозрачный.

Отличия

В зависимости от пропорций перечисленных выше компонентов смеси технологи могут получить мягкий и твердый фарфор. Изделия из мягкого фарфора обжигаются в печи при температуре ниже 1350°C, а из твердого – при 1350°C — 1450°C. Мягкая разновидность более хрупка и чувствительна к резким перепадам температур, ее условно относят к категории пористой керамики (наблюдается наличие незначительного количества мелких пор), глазурь которой разрушается при механических воздействиях. Из-за этих физических характеристик из мягкого фарфора изготавливают лишь ценные предметы искусства, но не посуду.

Твердые сорта фарфора содержат до 66% каолина (но не менее 47%). Эта разновидность относится к плотной непористой керамике, что делает ее более стойкой к физическому воздействию. Материал также прозрачен, «невесом», имеет гладкую белую поверхность.

Как отличить фарфор от подделки

Твердые сорта используют для производства посуды, декоративных изделий (ваз, блюд), электрических изоляторов и даже сантехники. Но существует и особый материал «бисквит» – твердая разновидность фарфора, которая не покрыта глазурью. Это матовый материал, используемый для изготовления скульптур и украшений.

Любая фарфоровая масса всегда белая, поскольку при добавлении красителей в смесь невозможно достигнуть требуемой прозрачности, тонкости и при этом прочности материала. Все цветные изделия расписаны специальными красками по глазури уже после обжига. Фарфор «высоко звучит» при легком ударе.

Масса для изготовления фаянса белая, но зачастую в нее добавляют цветные красители, что позволяет изготавливать изделия любых оттенков. Кроме того, в смесь могут добавлять кремний, кварц, известь, полевой или шамотный шпат, магнезии, углекислоты. В зависимости от компонентов различают и разновидности, например, глиноземный и известкой фаянс. Они же влияют и на качество материала, его пористость, хрупкость, водопоглощение. Благодаря богатству разновидностей материала из фаянса производят посуду, черепицу, плитку, статуэтки и так далее.

Выводы TheDifference.ru

  1. Фарфор имеет уникальные и ценные декоративные характеристики.
  2. Фаянс поглощает влагу, что делает его весьма чувствительным к перепадам температур и менее гигиеничным.
  3. Фарфор более легок и в тоже время механически прочен, чем фаянс.
  4. Фаянс менее ценен, поскольку процесс производства менее трудоемок, а используемые материалы не такие дорогостоящие.
  5. Фаянс более практичен и декоративно разнообразен, нежели фарфор.

Как отличить фарфор от фаянса, и чем отличается фаянс от фарфора.

Чем отличается фарфор от фаянса?

Керамика – категория материалов, к которой относятся фарфор и фаянс. Это два однотипных продукта обжига, схожих по своим внешним данным, но в тоже время принципиально различных по физическим качествам. В чем же заключаются эти различия?

Фарфор

Любое керамическое изделие получается при помощи высокотемпературного спекания глины (ее смесей) с минеральными добавками и неорганическими компонентами. Если в процессе спекания участвовала смесь из пластичной глины, каолина (белая глина), кварца и полевого шпата (силикат) с равным или большим процентом содержания минералов, то в результате обжига получается фарфор. Это высокопрочный, непористый, тонкий, полупрозрачный (если фарфор поднести к свету, то он будет просвечиваться), термически стойкий материал, отличающийся от прочих легким весом.

Фаянс

А вот если в процессе спекания керамики участвовала смесь из глины (80-85% от общей массы), кварца, полевого шпата и незначительного количества каолина, то в результате обжига получается фаянс. Это мелкопористый материал, обжигаемый при температуре до 1280°C. Наличие пор делает фаянс более хрупким, шершавым и водопоглощаемым (около 12%) материалом, который необходимо покрывать толстым слоем глазури, дабы ликвидировать недостатки. Он тяжел, имеет матовый оттенок и непрозрачный.

Отличия фарфора и фаянса

В зависимости от пропорций перечисленных выше компонентов смеси технологи могут получить мягкий и твердый фарфор. Изделия из мягкого фарфора обжигаются в печи при температуре ниже 1350°C, а из твердого – при 1350°C – 1450°C. Мягкая разновидность более хрупка и чувствительна к резким перепадам температур, ее условно относят к категории пористой керамики (наблюдается наличие незначительного количества мелких пор), глазурь которой разрушается при механических воздействиях. Из-за этих физических характеристик из мягкого фарфора изготавливают лишь ценные предметы искусства, но не посуду.

Твердые сорта фарфора содержат до 66% каолина (но не менее 47%). Эта разновидность относится к плотной непористой керамике, что делает ее более стойкой к физическому воздействию. Материал также прозрачен, «невесом», имеет гладкую белую поверхность. Твердые сорта используют для производства посуды, декоративных изделий (ваз, блюд), электрических изоляторов и даже сантехники. Но существует и особый материал «бисквит» – твердая разновидность фарфора, которая не покрыта глазурью. Это матовый материал, используемый для изготовления скульптур и украшений.

Любая фарфоровая масса всегда белая, поскольку при добавлении красителей в смесь невозможно достигнуть требуемой прозрачности, тонкости и при этом прочности материала. Все цветные изделия расписаны специальными красками по глазури уже после обжига. Фарфор «высоко звучит» при легком ударе.

Масса для изготовления фаянса белая, но зачастую в нее добавляют цветные красители, что позволяет изготавливать изделия любых оттенков. Кроме того, в смесь могут добавлять кремний, кварц, известь, полевой или шамотный шпат, магнезии, углекислоты. В зависимости от компонентов различают и разновидности, например, глиноземный и известкой фаянс. Они же влияют и на качество материала, его пористость, хрупкость, водопоглощение. Благодаря богатству разновидностей материала из фаянса производят посуду, черепицу, плитку, статуэтки и так далее.

Разница между фарфором и фаянсом

  1. Фарфор имеет уникальные и ценные декоративные характеристики.
  2. Фаянс поглощает влагу, что делает его весьма чувствительным к перепадам температур и менее гигиеничным.
  3. Фарфор более легок и в тоже время механически прочен, чем фаянс.
  4. Фаянс менее ценен, поскольку процесс производства менее трудоемок, а используемые материалы не такие дорогостоящие.
  5. Фаянс более практичен и декоративно разнообразен, нежели фарфор.

Фарфор и фаянс: различия и сходство

фаянс похожий фарфор

Варианты ответов к вашему кроссворду

ОПАК

  • Фаянс (фр. faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) — керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью.
  • Фаянс, похожий на фарфор
  • Фаянс — просто класс
  • Фаянс отличного качества
  • Высококлассный фаянс
  • Фаянс высшего сорта
  • Фарфор
  • Прекрасный фаянс
  • Классный фаянс
  • Фаянс — просто загляденье
  • Фаянс высшего класса

КЕРАМИКА

  • Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
  • Черепица, фаянс и фарфор
  • И фаянс, и фарфор
  • Майолика, терракота, фаянс и фарфор
  • Фаянс и фарфор (общ.)
  • Общее название фаянса и фарфора
  • Фарфор

АВОКАДО

  • Авока́до (нау. Āhuacatl), или Персе́я америка́нская (лат. Persēa americāna) — вечнозелёное плодовое растение; вид рода Персея семейства Лавровые (Lauraceae).
  • Плод, похожий на грушу

АЙВА

  • Айва́ (лат. Cydōnia) — монотипный род древесных растений семейства Розовые (Rosaceae).
  • Фрукт, похожий на яблоко
  • Плод, на яблоко похожий
  • Плод фруктового дерева, похожий на яблоко или грушу, но, к сожалению, только внешне
  • Южный плод, похожий на грушу
  • Плод, похожий на грушу
  • Похожа на яблоко

АКТИНИЙ

  • Оксалат актиния(III) (щавелевокислый актиний) — Ac2(C2O4)3, неорганическое соединение, актиниевая соль щавелевой кислоты.
  • Химический элемент, похожий на лантан

АКТИНИЯ

  • Оксалат актиния(III) (щавелевокислый актиний) — Ac2(C2O4)3, неорганическое соединение, актиниевая соль щавелевой кислоты.
  • Коралловый полип, похожий на цветок

АЛЬБАРЕЛЛО

  • Альбарелло (итал. Albarello) — разновидность аптекарского сосуда, распространенная в различных странах в эпоху Средневековья и Возрождения.
  • Цилиндрический фаянс. сосуд с широким горлом, чаще аптечный

АЛЬПАКА

  • Альпака́ (лат. Vicugna pacos) — домашнее парнокопытное животное, произошедшее от викуньи (вигони). Разводят в высокогорном поясе Южной Америки (Анды).
  • Похожий не на монаха, а на верблюда

АМФОРА

  • А́мфора (др.-греч. ἀμφορεύς — «сосуд с двумя ручками») — античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках.
  • Античный сосуд, похожий на вазу

АНАЛОГ

  • Аналого-цифровой преобразователь (АЦП, англ. Analog-to-digital converter, ADC) — устройство, преобразующее входной аналоговый сигнал в дискретный код (цифровой сигнал).
  • Предмет, похожий в существенных свойствах на другой
  • Похожий по свойствам
  • Похожая вещица
  • Похоже, да не то же
  • Похоже, да не очень
  • Что-то похожее
  • Нечто похожее
  • Нечто, похожее в некотором отношении на другой предмет, явление или понятие
  • Нечто похожее на оригинал

Эти слова находили также по запросам:

Фарфор и фаянс: такие разные грани керамики

Старинный русский фарфор – одно из перспективных направлений на рынке антиквариата. Ценность этих изделий со временем только возрастает. Но далеко не каждая фарфоровая фигурка интересна коллекционерам. Здесь представлены несколько распространённых производителей фарфора России прошлых лет.

Императорский фарфоровый завод

другие названия:

  • Невская порцелиновая мануфактура (1744-1765)
  • Императорский фарфоровый завод (1765-1917)
  • Государственный фарфоровый завод (1917-1925)
  • Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова (1925-2005)
  • Императорский фарфоровый завод (2005-наст. время)

На изделия Императорского фарфорового завода всегда есть спрос. На этом заводе создавались украшения и сервизы для высшей знати. Уже в конце XIX века вся продукция для императорской семьи выпускалась с дубликатами, которые отправлялись в музей. Эта традиция сохранилась и в советское время.

Как определить, что старый «бабушкин» сервиз – дело рук мастеров ИФЗ? Самое простой вариант – найти на нём клеймо. Вот какие отметки оставляли на изделиях в разные годы.

А если клеймо не сохранилось? В некоторых случаях, намётанный глаз сможет определить принадлежность фарфора к ИФЗ по внешним признакам. Например, визитной карточкой императорского завода является узор «Кобальтовая сетка», созданный в годы Второй мировой войны. Кстати, версии о происхождении такого рисунка разнятся. Кто-то считает, что в узоре прослеживаются мотивы сервиза императрицы Елизаветы Петровны, другие же видят сходство с пересекающимися лучами прожекторов и крест-накрест заклеенными окнами блокадного Ленинграда.

Завод пользуется популярностью среди лиц первой величины. Так фабрика создавала табакерки для самой Елизаветы Петровны, подарки для лидеров коммунистических партий и сервиз к вступлению во власть В. В. Путина. Почитатели продукции завода есть и среди звезд.

Дулёвский фарфоровый завод

другие названия:

  • Фарфоровый завод Т.Я. Кузнецова (1832-1889)
  • Товарищество М.С. Кузнецова (1889-1917)
  • Дулёвский фарфоровый завод имени газеты "Правда" (1918 -1991)
  • Дулёвский фарфоровый завод (1991-2012)
  • ПК "Дулёвский фарфор" (2012-наст. время)

Этот фарфоровый завод также выпускает свою продукцию по сей день. Разумеется, новые предметы пока не интересны коллекционером антиквариата. Не спешите избавляться от них – через пару десятков лет спрос будет не хуже чем на фарфор ИФЗ.

Кстати, современное название завод получил только в 1917 году, раньше изделия клеймили фамилией основателей — Терентия и Матвея Кузнецовых. Вот все варианты (включая современные) в одном месте.

Самый узнаваемый узор Дулёвского завода — цветок, напоминающий розу, «агашка». Такие цветы рисовали несколькими простыми широкими мазками. Название произошло от имени автора — художницы Агафьи Степановны Кустарёвой.

Дмитровский фарфоровый завод

другие названия:

  • Фарфоровый завод Гарднера (1766 — 1891)
  • Товарищество М.С. Кузнецова (1891 — 1917)
  • Дмитровская фабрика бывш. Кузнецова и Дмитровская государственная фабрика в Вербилках. Б. Гарднер (1918-1921)
  • Дмитровская государственная фабрика в Вербилках (1921-1923)
  • Дмитровская фабрика в Вербилках — вторая половина (1923-1930е)
  • Государственная Дмитровская фарфоровая фабрика (1930е-1950)
  • Дмитровский фарфоровый завод (1950-1991)
  • ЗАО Фарфор Вербилок (1991-наст. время)
  • Дочернее Общество "Промыслы Вербилок" (1995-наст время)

Несмотря на обширный список, обычно Дмитровский фарфоровый завод называют «Вербилки». Это первый частный фарфоровый завод в Российской империи. Основанная иностранцем Гарднером, фабрика была выкуплена уже знакомым нам Матвеем Кузнецовым. Смена названий не могла не отразиться на клеймах фарфорового завода. Мы собрали все в одном месте.

Дмитровский фарфоровый завод массово выпускал свою продукцию, так что вероятность найти изделия Вербилок у себя дома довольно высока.

admin