Экостиль в интерьере

Экостиль в интерьере

История возникновения

Экологичные интерьеры продолжают тенденцию повышенного внимания к сохранению природной среды. Подобный дизайн подойдет людям, стремящимся к уюту и комфорту, заботящимся об окружающей среде.

Нет точной даты возникновения эко-дизайна. Этот стиль появился не так уж давно и перенял многие черты других стилевых решений. Наибольшей популярностью он стал пользоваться на исходе двадцатого столетия. Жители мегаполисов, уставшие от урбанистики и повсеместной индустриализации, стали активно внедрять экологичный стиль в обстановку собственного жилья.

Основателем эко-дизайна считают Алвара Аалто, строившего жилые здания на месте произрастания настоящих деревьев. Он возводил стены вокруг стволов. Результаты его труда являются данью уважения окружающей природе.

В твореньях Алвара Аалто экологичность гармонично сочетается с комфортом.

В 90-е годы двадцатого века, когда общество стало больше внимания уделять проблеме сохранения окружающей среды, и обрело популярность понятие «эко-стиль». В оформлении жилых пространств стало применяться вторичное сырье — именно так и появился эко-дизайн.

Отделка потолка, стен и пола

Обычно потолок окрашивают в приглушенные тона. Самые удачные цветовые решения – бежевый, белый, голубой. Часто используется декоративная штукатурка пастельного оттенка.

Не менее презентабельно смотрится потолок, отделанный зауженными панелями из дерева. В просторных загородных коттеджах потолок в спальнях декорируют балочными конструкциями.

Балки могут оснащаться подсветкой, к примеру, маленькими стеклянными спотами (матовыми) в железном каркасе, имеющем кубическую конфигурацию или светильниками, напоминающими прожектор.

Разноуровневые конструкции лучше не использовать. Но если потолки в комнате высокие, можно спроектировать купол и дополнить его светильниками с неброским дизайном.

Важно! Избегайте вычурности в отделке потолка — оформление должно быть простым.

Не менее ответственно нужно подойти к декору стен — благо, вариантов здесь предостаточно. Стену за изголовьем можно облицевать кирпичной кладкой или создать ее имитацию. Еще одно интересное решение – окрасить стену и нанести покрытие с эффектом патины.

В просторной спальне в стену можно встроить камин и отделать ее плиткой с каменной фактурой. Подобное оформление будет смотреться просто потрясающе.

Другой вариант декорирования стен предлагает задействовать узоры древесины с навесными полочками в виде веток. Можно разместить на стене гипсокартонную конструкцию.

Популярностью пользуются экологичные обои на бумажной основе с рисунками деревьев либо другими растительными мотивами, придающие спальне в эко-стиле презентабельный вид и напоминающие о природе и ее истоках.

Напольное покрытие чаще всего делают деревянным: укладывают паркет или доски со следами потертостей. Красиво смотрятся расписные узоры на деревянном полу, созданные при помощи трафаретов и покрытые лаком.

Покрытие пола может быть не только деревянным, но и каменным, ведь камень – это тоже натуральный материал.

Оригинальная идея — покрыть пол керамогранитной плиткой, отличающейся разнообразием цветовых и фактурных решений. Этот материал относится к категории холодных, зато он добавляет практичности помещению и смотрится необычно. Если в процессе ремонта дополнительно спроектировать систему «теплый пол», о холоде можно и вовсе забыть.

Для большего комфорта можно использовать ковровые покрытия. К примеру, если в комнате имеются декоративные элементы с растительными мотивами, пол можно застелить ковром с пушистым ворсом зеленого цвета или небольшим ковриком, похожим на циновку. Бамбуковое покрытие также впишется в такую обстановку.

Меблировка

Предметы мебели в экоспальню подбирайте без лишних деталей, имеющие простую конфигурацию. Желательно, чтобы кровать была невысокой, лучше всего деревянной, с толстым матрасом. На такой кровати будет комфортно отдыхать после насыщенного трудового дня.

Нередко в экодизайне прибегают к переделке старой деревянной кровати в более экологичный вариант, искусственно создавая легкие потертости на основании, изголовье, ножках, снимая верхний слой лака до древесины.

Советуем также использовать плетеную меблировку, сделанную из лозы либо ротанга.

Кованая мебель также встречается в подобных интерьерах, но профессионалы настаивают, что предпочтение нужно отдавать деревянным изделиям.

Выигрышно смотрится комбинация плетеных предметов обстановки со стеклянными – это отличный вариант для помещений с эко дизайном. К примеру, можно поставить в спальне журнальный столик со столешницей из стекла на деревянной ножке замысловатой формы.

Для хранения одежды пойдет деревянный шкаф или комод.

Важно! От пластиковой мебели следует отказаться; искусственным материалам в эко стиле — не место.

Текстильные изделия

Для интерьера спальни в экостиле нужно выбирать текстильные изделия из натуральных тканей: хлопковые, шелковые и льняные элементы придадут помещению легкость.

Удлиненные занавески из плотного материала в сочетании с более воздушными шторами тоже допускаются при условии грамотной комбинации оттенков и материалов.

Важно! Не перегружайте оконные проемы деталями, откажитесь от ламбрекенов и других украшений. Портьеры со сложными конструкциями утяжеляют пространство.

Прекрасным решением для маленьких окон станут римские шторы, достигающие подоконника.

Если оконные проемы в спальне маленькие, рекомендуем расширить подоконник. На широкой подоконной конструкции можно будет поставить горшки с цветами или использовать ее, как место для отдыха – любоваться видом на город, открывающимся из окна.

Днем шторы вообще лучше не задергивать, чтобы в комнату проникало как можно больше естественного света — таким образом, вы сможете сэкономить электроэнергию.

На кровать можно постелить вязаное покрывало и разложить подушки с декоративной вышивкой пастельных оттенков теплой гаммы, но не переборщите с их количеством.

Аксессуары

Важной интерьерной составляющей в экоспальне являются растения. Украсьте комнату бамбуком в большой керамической емкости, установленной на полу, либо пышными растениями в горшках. Впишется в такую обстановку и сухоцвет.

Многие декорирует спальные интерьеры небольшими деревьями, например, пальмами и фикусами.

Модная тенденция последних двух лет — выращивать растениями прямо на стене: таким образом, можно создать оформление, напоминающее зеленый ковер. Еще один интересный вариант -декорировать стену подвесными кашпо небольшого размера. Цвет емкостей нужно подбирать в соответствии с цветовой гаммой всей обстановки.

Стены декорируйте черно-белыми снимками в простых рамочках из дерева светло-коричневого или белоснежного цвета. Можно повесить одно художественное полотно с природным пейзажем в рамке.

Если вам нравится аскетизм в оформлении, то минимальное количество декоративных элементов удовлетворит и требования эко-стиля, и ваши пожелания.

Важно! Живые растения в интерьере наполняют комнату энергией и дарят жильцам психологический комфорт, благодаря им очищается воздух, что положительно сказывается на здоровье.

Из других подходящих эко-стилю аксессуаров можно отметить плетеные корзинки, вазы наполненные фруктами. Если в спальне имеются ниши и полочки, их можно оформить морскими камушками.

Центральным элементом спального интерьера можно сделать аквариум с экзотическими рыбками — подобная деталь преобразит помещение, придаст ему природность и оригинальность.

Главное — не переборщить с мелкими декоративными элементами, не забывайте о мере.

Лучшие идеи оформления и самые эффектные варианты дизайн спальни в стиле лофт — с примерами, фото, советами дизайнеров.

Подборку фото с интерьерами спален в стиле барокко смотрите .

Как оформить спальню в стиле прованс? Ознакомиться с правилами и возможностями прованского дизайна можно в статье по адресу: https://prostilno.ru/stili/spalnya-provans.html

Интересные идеи

Вообразите, как будет выглядеть готовый спальный интерьер с экологичным оформлением.

Центральной интерьерной составляющей могут выступать большие окна, закрытые тонкими льняными занавесками с многочисленными складками. Красота природного пейзажа за окном плавно перейдет в спальню благодаря расставленным на полу кадкам и горшкам с живыми растениями.

Акцентной деталью можно сделать невысокую кровать с просторным ложем кофейного оттенка, украшенную подушками в белоснежных наволочках из хлопковой ткани. Дополнит композицию покрывало голубого цвета, сочетающееся по цветовой гамме с занавесками, раздвигаемыми в стороны в дневное время.

Не загромождайте спальню мебелью, ограничьтесь кроватью, укомплектованной тумбами, напоминающими необработанные деревянные пеньки, и мягким креслом с обивкой из льняной ткани на невысоких ножках. Обивка кресла должна сочетаться с оформлением кровати.

Стены лучше всего окрасить в легкую цветовую гамму для поддержания световых акцентов на потолке.

За счет небольших деталей можно создать уютную атмосферу в комнате отдыха. Установите в спальне несколько полочек для книжек, небольшие горшки с комнатными растениями и дополните интерьер фотографиями в рамочках.

Пол можно застелить толстым ворсистым ковром.

На заметку! Если напольное покрытие светлое, ковер лучше выбрать потемнее.

Эко-стиль можно воссоздать и в интерьере просторной спальни, и в малогабаритной комнате.

Природная красота и естественный вид материалов натурального происхождения дадут вам возможность создать обстановку, располагающую к отдыху и восстановлению сил.

В экоспальне вы сможете спрятаться от шума и суеты большого города и отдыхать с удовольствием, ощущая близость к природе.

>Видео

Ход педсовета:

1. Организационный момент.

Психологический настрой на предстоящую работу.

а) Выполнение релаксационного упражнения «Объятие».

Нужно расслабиться, закрыть глаза, дышать ровно и спокойно, думать о том, что я читаю, и постараться это воспроизвести.

«Остальные мысли спокойно покидают вас, вы забываете о напряжении, ваши мышцы расслабляются, вы высоко парите. А с вами парят другие люди. Вы дружески обнимаете их.

Вы знаете о том, что объятие полезно для здоровья. Оно укрепляет иммунную систему, излечивает депрессию, снижает стресс и улучшает сон. Оно омолаживает, придает силы и не имеет никаких нежелательных побочных эффектов. Объятие – поистине чудодейственное средство от любых болезней.

Объятие совершенно естественно для человека. Оно органично, обладает природной сладостью, не включает в себя искусственных компонентов, не загрязняет воздух, не портит окружающую среду и оказывает стопроцентное благотворное воздействие.

Объятие – идеальный подарок. Великолепно подходит для любого случая, его приятно как давать, так и принимать. Оно показывает вашу заботу, не требует дополнительной обвертки и, разумеется, полностью себя окупает.

Объятие – недостаточно использованный ресурс, обладающий волшебной силой. Когда мы раскрываем наши сердца и руки, мы поощряем других следовать их примеру.

Разве у вас нет близких людей, которым вы бы хотели подарить свое объятие? Пожалуйста, не ждите! Лучше начните сами!

На раз – приземляетесь на землю, на два – тихонько открываете глаза, на три – мысленно возвращаетесь в обычное окружение» (Джек Кэнфилд)

б) Приветствие друг друга.

— Давайте поприветствуем друг друга. Обнимем дружески и передадим самую положительную энергию своему соседу и при этом, смотря ему в глаза, скажем ему ласковое, доброе слово, например: «Ты нежна», «Солнышко» и т. д.

2. Работа, направленная на достижение поставленной цели:

а) Вводное слово.

— Как приятно, что нам дана возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Как приятно осознавать, что ты не один в этом мире! Что вокруг тебя столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Но где бы ни находился детский сад — в шумном городе или тихом поселке — воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели —

Это в моих руках.

В. Солоухин

Сегодня мы говорим о природе как источнике познания и укрепления здоровья детей. Давайте поделимся опытом, как вы используете общение с природой.

Природа — источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к по-знанию мира.

Приведите, пожалуйста, примеры из своей практики об ин-тересном опыте знакомства с явлениями природы.

Воспитатели рассказывают об интересных случаях.

Природа — источник красоты

Она прекрасна во все времена. Давайте посмотрим на репродукции картин. Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою беско-нечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок — нежный, маленький подарок грядущей весны.

Пауза.

Вот один из приемов эмпатии, который вы можете использовать при воспитании у детей чувственного отношения к природе.

Расскажите, какими еще приемами вы пользуетесь в своей деятельности в процессе воспитания у детей чувственного опыта?

Воспитатели знакомятся с опытом друг друга.

Природа — источник доброты

В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания доброты чувств.

Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей. Приведите примеры из своей практики.

Природа – источник здоровья

Но не надо забывать, что природа является источником укрепления здоровья.

Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха — прекрасное закаливание организма и предупреждение про-студных заболеваний. Все это — целебный источник здоровья. Какие природные средства вы используете и применяете в работе с детьми? Что используете для своего оздоровления? (воздушные ванны, аутогенные тренировки на природе, загар)

Итак, мы рассмотрели природу, как целебный и благодатный источник развития и жизни человека на Земле. А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, по методике экологического об-разования дошкольников.

Игра «Экологическое лукошко»

1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная.)

2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

3. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки». (В. Бианки.)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

7. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)

8. Объект ухода в природном уголке. (Животное.)

9. Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С. Н. Николаева)

10. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)

11. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой. (Занятие.)

12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

13. Относительно новое название опытов в природе. (Экспери-ментирование.)

14. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи.)

15. Она же и туристская, и экологическая. (Тропа.)

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

Решение педагогических ситуаций

(задание воспитателям по группам)

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет.

Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем

ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв,

останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать

бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так.»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой

поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

— Почему ты меня не слушаешь? — спросила Ира и вырвала руку.

— Это еще что за капризы! — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: — Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?

Проверка домашних заданий

1. Представление на суд коллег газет или папок для родителей.

2. Озвучивание результатов анкетирования детей в группе по экологическому воспитанию.

3. Познакомить с настольными играми, имеющимися в группе по экологическому воспитанию.

Банк идей по развитию экологического воспитания в детском саду.

Показ папки наблюдений за природой. Знакомство с литературой по теме (новинками).

3. Итоги по педсовету, обсуждение проекта решений.

Вручение познавательного материала воспитателям, вручение дискеты с наблюдениями.

1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная.)

2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

3. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки». (В. Бианки.)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

7. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)

8. Объект ухода в природном уголке. (Животное.)

9. Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С. Н. Николаева)

10. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)

11. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой. (Занятие.)

12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

13. Относительно новое название опытов в природе. (Экспери-ментирование.)

14. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи.)

15. Она же и туристская, и экологическая. (Тропа.)

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет.

Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем

ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв,

останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать

бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так.»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой

поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

— Почему ты меня не слушаешь? — спросила Ира и вырвала руку.

— Это еще что за капризы! — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: — Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?

Решения

1. Пересмотреть планирование ознакомления дошкольников с природой в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание экологическому воспитанию.

2. Подготовить тематическую выставку для родителей о природе, о правилах поведения в лесу, парке, на лугу, на реке.

3. Создать методическую копилку по экологическому воспитанию.

Деловая игра: «Экологическая гостиная».

Деловая игра: «Экологическая гостиная».

Задачи:

1. Формировать у детей экологические знания, нравственно- ценностное отношение к природе.

2. Включать учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания.

3. Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: презентация

Ход мероприятия

Вступительное слово воспитателя

Во время каникул кто-то пойдет в лес, кто-то поедет к морю или на дачу, кто-то будет загорать и купаться в речке. Но где бы вы ни были, никогда не забывайте, что природа — наш друг. Все мы — люди, звери, птицы, микроорганизмы — живем на планете Земля. Это наш общий дом.

За миллионы лет разнообразные виды животных и растений приспособились и притерлись друг к другу. И мы знаем, что человек — это часть природы. Люди порой безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они не задумывались над тем, что при этом грубо нарушают равновесие в природе, делая благо одному, причиняют вред другому. Нужно очень бережно относиться ко всему окружающему: и к лесу, куда мы ходим за грибами и ягодами, и к болотам, где растет клюква, и к речке, где мы купаемся в жаркий день, и к березке, которая шелестит листвой. Пусть всем хватит места на нашей планете. Давайте будем беречь все это, жить, не обижая друг друга и братьев наших меньших.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

С. Смирнов

Сегодня наше мероприятие посвящено природе. А пройдет он в форме устного журнала. Давайте перелистаем его страницы.( Презентация)

Страница 1. Животные

Первая страница журнала расскажет нам о животных.

— Отгадайте загадки.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь-лесной… (медведь).

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса,

А зовут ее… (лиса).

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем — миллион. (Муравейник.)

Она как змейка в траве мелькает,

Хвостом виляет,

Хвост оборвет, другой наживет. (Ящерица.)

Все изрыл — и луг, и сад –

Землеройный аппарат.

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки

И из сада в огород

Сделал новый переход. (Крот.)

Если сухо —

В тепле сидит он в земле,

Появляются лужи –

Выползает наружу. (Червяк.)

Загадки-ловушки

Огромная кошка мелькнет за стволами –

Глаза золотые и уши с кистями,

Но это не кошка, смотри — берегись,

Идет на охоту коварная… (рысь).

Сено хоботом берет

Толстокожий… (слон).

Кто любит по веткам носиться?

Конечно, рыжая… (белка).

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду… (волк).

Кто в малине знает толк?

Косолапый бурый… (медведь).

Под луною песни петь

Сел на веточку… (соловей).

— Молодцы, ребята, не ошиблись! И впредь будьте такими же внимательными.

Сценка: «Ребенок и мотылек»

Мальчик.

Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь.

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.

Мотылек.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питье — ароматы цветов.

Но живу я недолго — не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

— А какие вы знаете народные приметы, связанные с животными? (Ответы детей.)

— Вот еще некоторые народные приметы.

• Вместе с лягушкой в дом входит удача.

• Дельфины резвятся — к шторму.

• Если медведи ходят недалеко от дорог и человеческого жилья — в лесу голодно.

— Давайте подумаем: что нас радует в природе? (Ответы детей.)

— Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка.

— А кто из вас, идя на прогулку в лес, берет с собой магнитофон? Можно это делать? Почему?

Когда дети в лесу шумят или слушают громкую музыку, животные тревожатся, стараются убежать. Не стоит пугать лесных обитателей.

— Почему некоторые животные занесены в Красную книгу?

— Каких животных, занесенных в Красную книгу, вы знаете?

— Разгадайте кроссворд.

1. Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных. Сейчас общая численность их 700 тысяч голов. (Соболь.)

2. Владыка Арктики. (Белый медведь.)

3. В двух-трех летнем возрасте эти птицы находят себе пару и больше никогда не расстаются. (Журавли.)

4. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь.)

5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр.)

6. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго.)

— Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Береги.)

— Почему нужно беречь и охранять природу? (Ответы детей.)

А бывает и так. Ребята приходят в лес, на луг, в парк, к реке и начинают ловить насекомых, зверушек, которые им понравились, ради забавы.

— Почему нельзя ловить зверушек? Что может произойти, если исчезнут все обитатели леса? (Ответы детей.)

Страница 2. Птицы

Давайте перевернем страничку и познакомимся с птицами. Здесь помещены народные приметы, загадки, стихи, пословицы, репортажи с лесной опушки.

Скворец — заботливый отец.

Но чем унять скворчат?

Лишь выйдет из дому скворец,

Опять они кричат.

Скворец — заботливый отец,

И все, что есть в меню,

Из рощи в дом несет скворец

И кормит ребятню!

Г. Ходырева

Загадки о птицах

1. Днем спит, а ночью летает,

Про многое знает. (Сова.)

2. Верещунья, белобока,

А зовут ее… (сорока).

3. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей.)

Народные приметы

• Дикие гуси летят — зимушку на хвосте тащат.

• Осенью птицы летят низко — к холодной зиме.

— А теперь проверим: сможете ли вы узнать птиц по их изображениям? Из названий птиц мы составим кроссворд.

Страница 3. Растения в лесу

Третья страница журнала расскажет нам о значении растений в жизни человека. С ее помощью мы выясним, какие растения используются как лекарственные, как правильно их собирать и сушить.

Подорожник

Вырастает подорожник,

Лишь подходит срок,

На земле сухой и твердой

Около дорог.

Говорят о нем в народе

Добрые слова:

Всем поможет подорожник,

Скромная трава.

Если ты порезал руку

Или ногу сбил.

Он тебе залечит рану

И прибавит сил.

Стоек наш мышиный хвостик

На жаре, в пыли.

Это сила и терпенье

От родной земли.

Помогая молча людям,

Не боясь невзгод,

Рядом с нами подорожник

На земле живет.

В. Ванюшев

Загадки о растениях

Травка та растет на склонах

И на холмах зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица.)

Растет зеленый кустик.

Дотронешься — укусит. (Шиповник.)

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березы.)

В лесу на поляне

Стоит кудрявый Ваня,

Богач невелик,

А орешками наделит. (Орешник.)

Средь темного леса

Красная девица стоит. (Рябина.)

Чудное дерево!

И зиму, и лето зелено,

Высоко торчит,

Далеко глядит. (Ель, сосна.)

В сенокос горька, а в мороз сладка.

Что за ягодка? (Рябина.)

Народные приметы

• На дубе и рябине много плодов — к суровой зиме.

• Дуб раньше ясеня лист распустит — к сухому лету.

• Дружный листопад — к суровой зиме.

• Если орехов много, а грибов мало, зима будет снежная и суровая.

Викторина «Деревья и травы»

1. Древесину какого дерева используют в строительстве благодаря ее прочности, малой подверженности разрушению насекомыми и влагой? (Лиственницы.)

2. Назовите лекарственные травы нашего края. (Мать-и-мачеха, зверобой, душица и т. д.)

3. Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (Тополь.)

4. Назовите цветы нашего края, которые занесены в Красную книгу. (Марьин корень, прострел, кувшинка белая.)

5. В соцветиях этого растения все пытаются найти «счастье». (Сирень, все ищут цветки с пятью лепестками вместо четырех.)

6. Это дерево является олицетворением силы, долголетия и здоровья. (Дуб.)

7. Это дерево быстро оживает весной. Считается, что из-за его особой плодоносящей силы. Поэтому оно стало символом праздника Троицы. (Береза.)

— Как человек использует растения в своей жизни?

— Назовите лекарственные растения. Что вы о них знаете?

— Есть у растений одно удивительное свойство. Послушайте стихотворение и догадайтесь, какое это свойство.

Удивительные часы

Выйди летом за село –

От цветов светлым-светло.

Можешь смело здесь играть

И не бойся опоздать.

Вовремя придешь домой –

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг — и каждый раз

Будешь знать, который час.

Время точное растения

Знают все без исключения.

От росы и до росы

Счет часам ведут часы.

На все лето каждый год

Солнце им дает завод.

В. Лукша

Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли?

— А бывает и так: ребята безжалостно рвут цветы целыми охапками, ломают деревья. К чему это может привести?

— Для чего высаживают деревья и кусты вдоль дорог и во дворах?

Страница 4. Вода

— А знаете ли вы, откуда в наши дома приходит вода?

Чтобы прийти в наши дома, вода проделывает долгий путь. Рассмотрите эту схему. Вначале воду встречают решетки, задерживающие листья, ветки деревьев и прочий мусор. Затем вода проходит через отстойники и фильтры. И только затем она попадает в наши дома.

Представьте на секунду, что вы открываете на кухне кран и не можете набрать воды в чайник, идете в ванную и не можете помыть руки. Чтобы этого не происходило, работники водоканалов заботятся о нас. Они следят за тем, чтобы вода из рек, водохранилищ и озер — очищенная и готовая для питья — не иссякала в наших кранах. Природа щедро наградила нас: в России сосредоточена четверть мировых запасов пресной воды! Но это не значит, что такое богатство можно бездумно транжирить. Мы должны бережно расходовать его и сохранить воду рек и озер чистой.

Более одного миллиарда человек на земном шаре живут в странах, в которых пресной воды недостаточно. Есть страны, получающие большую часть пресной воды из-за границы. Это, например, Украина, Молдова, Латвия, Израиль, Словакия. По подсчетам экспертов, человеку в сутки необходимо минимум 20 л воды. Однако более миллиарда человек в мире используют только около 5 л воды в день. И в то же время есть страны, жители которых неэкономно потребляют по 200 л воды в сутки.

Ученые утверждают, что вода станет одной из главных тем нашего тысячелетия, и нужны серьезные международные исследования, чтобы выработать единый общечеловеческий подход к решению проблем, связанных с водой. От каждого из нас зависит, будет ли хватать пресной воды нам в будущем.

— А что происходит с водой после того, как она побывала у нас в доме? (Ответы детей.)

— Можно ли сразу такую воду сливать в реки, водоемы? Почему? (Сразу сливать нельзя, а только после очистки.)

— Только ли человеку нужна вода? (Ответы детей.)

Действительно, вода нужна всем живым существам на Земле.

Но всему живому нужна чистая вода. А она во многих местах загрязняется потому, что в нее попадают вредные вещества с заводов и фабрик. Чтобы этого не происходило, на предприятиях необходимо стоить очистные сооружения.

Все любят летом отдыхать на берегу реки или озера, купаться там, загорать. Но нужно соблюдать определенные правила.

— Как вы считаете, что нужно сделать с мусором, который остался после отдыха у реки: зарыть в песок или выбросить в воду? (Ответы детей.)

— А можно мыть в водоемах велосипеды, машины? (Ответы детей.) Охрана чистоты воды — такое же важное дело, как и охрана чистоты воздуха. Кроме того, воду нужно использовать бережно, не тратить ее напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.

Подведение итогов

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Список литературы

Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — М.: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).

admin