Меню

Анализ эпизода встреча с грушей

Анализ эпизода смерти Грушеньки в романе «Очарованный странник» (Лесков Н С)

Судьба… Непостижимая сила, что на протяжении всей жизни преподносит нам невероятно сложные испытания. Найти в себе волю для их преодоления или же опустить руки, поддаться соблазну и плыть с манящей легкостью по реке жизни – вот он, главный выбор, вот основа человеческого пути.

Определенно произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник» является сказом о судьбе простого крестьянина Ивана Флягина. Его жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями и испытаниями.

В образе Ивана нашли своё воплощение положительные и отрицательные черты русского национального характера.

Иван Флягин подобен проходящим через разные испытания героям былин. Флягин так же силён, как древнерусские богатыри, так же искусно обращается с лошадьми, даже бранит коня на сказочный манер.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Повествователь также подчёркивает и портретное сходство крестьянина с богатырём: «он был в полном смысле слова богатырь», а также «типический, простодушный, добрый». Богатырь, которому свойственна «откровенность простой души», он отличается детским простодушием, тонко чувствует красоту природы. Однако, вместе с тем, он довольно чёрств: он не понимает, почему ужасаются слушатели, которым он рассказывает о состязании насмерть с «татарином». Жестокость Ивана проявляется в его «мести» кошке, ограниченность его сознания видна в отношении к собственным детям: Флягин не признаёт их своими, потому что они некрещёные. В этом герое уживаются антагонистичные черты: бессмысленная жестокость — доходящая до самопожертвования доброта; импульсивность, вспыльчивость — терпение; подверженность искушениям — интуитивное чувство правды, бескомпромиссность в ее отстаивании.

Автор показывает процесс вытеснения из души героя низменных, животных инстинктов высокими моральными ценностями: путешествуя по необъятной Руси, Иван Северьяныч движется от собственного эгоизма к пониманию нужд других людей и готовности пострадать за них.

Одно из самых ярких и переломных моментов в произведении стало страшное испытание чувством.

Данное с рождения Ивану чувство прекрасного, разви¬ваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием — оно обогащается чувством горячей привязанности к предмету любования. Точкой начала развития этих чувств является роковая встреча Флягина с цыганкой Грушей. Этой встрече предшествует крайняя степень духовной пустоты, выражающаяся в бессмысленных и диких запоях, потому странник и отдается чувству без остатка.

Знакомство происходит в трактире. Нельзя не восхититься мастерством писателя, нарисовавшего образ, который поистине можно считать самым ярким и метафорическим в этой повести. Не раз чудно сказывается о «красе, природы совершенстве» девушки. Но она обладает необычной красотой. Не просто так Лесков многократно сравнивает ее с «яркой змеей» — опасной, неприрученной, но до ужаса прекрасной. И глаза у той змеи говорящие – живые, дурманящие: «черные, так и жгущие огнем», с длинными ресницами, взмах которых подобен «шевеленью птичьих крыльев». И пальцы ее — «как осы, ползают и рокочут».

Неспроста оба животных, которым уподобляется цыганка, смертельно опасны именно своими укусами, которыми в аллегорическом смысле является восхитительное пение Грушеньки. Ее голос «уязвляет», «сводит с ума», «то томит, просто душу из тела вынимает, а потом вдруг как хватит совсем в другом роде, и точно сразу опять сердце вставит».

Она кажется ему идеальной внешне, но и внутренняя красота не скрывается от глаз Флягина. И эта неукротимая красота отнимает свободу и разум у Ивана.

Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открыва¬ются новые горизонты красоты: красота женщины, таланта, красота челове¬ческой души. Пережитое очарование Грушей дает возмож¬ность раскрыться душе Ивана в полной мере. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.

Но события разворачивается в трагическую историю женской судьбы, вынужденной любить безответно. Поначалу цыганка охвачена взаимным романтическим чувством к князю. Но любовь Флягина безусловно сильнее и значительнее. Чувства героя настолько глубоки, а в самой любви столько самоотречения, что становится совершенно очевидно превосходство этого высокого чувства над суетливой увлеченностью князя. И правда: вскоре его чувства остывают — он оскорбляет и бросает цыганку ради дамы благородного происхождения.

А Груша — тонкая натура, что неотделима от окружающего ее мира и стремится жить в гармонии с ним. Вместе с разрушением окружающей гармонии происходит и разрушение ее личности. Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась в одержимую тень. Её судьба в чем-то пересекается с судьбой Бэлы из романа «Герой нашего времени».

И, оставленная князем, она находит только в его слуге – Иване подлинное душевное, дружеское участие. Бесчестье для цыганки – более страшный грех, чем смерть, поэтому она не может спокойно жить после такого предательства, и видит выход из своего положения только в смерти.

Лесков подчеркивает, что женщина – всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что остается ей, оставленной всеми, один на один со своей ревностью и жгучей ненавистью к сопернице и осознанием собственной безысходности? Смерть — единственный выход для героини, ведь она, в силу своей горячей цыганской крови, не может «успокоиться смирением» и «простить ради прошлых минут счастья».

Поэтому, встретившись с Иваном, увидев в нем родную душу, она просит его: «Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство… Ударь меня раз ножом против сердца».

Груша не может решиться на самоубийство. Она – христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боится совершить еще больший грех: «Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку».

«Один ты любил меня, мил сердечный друг мой» — сказала она Флягину перед смертью. Это была не любовь мужчины к женщине, а христианская любовь брата к сестре, полная самоотверженного сострадания.

Глубоко прочувствав горе Груши, Флягин убивает ее, чтобы спасти от тяжкого греха: самоубийства и убийства того ребенка, что она носила под сердцем, убийства вероломного князя и его молодой жены. Тем самым он взял на себя самый страшный смертный грех. Однако смерть цыганки, так или иначе, остается самоубийством, и Ивана Северьяновича мучает одна мысль: «Грешна душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее пострадать и ее из ада выручить”.

Вспомним историю о «попике-запивашке», который молился за спасение душ грешников-самоубийц. Какова ее связь с данной историей? Для Ивана Северьяновича важно убеждение в заступничестве за таких несчастных грешников, как Грушенька. То есть самый первый рассказ Флягина – красноречивый признак того, что герой будет помнить о своей любви всю жизнь.

Читайте также:  Заморозить для пирога из груш на зиму

Но примечательно, что герой не смог ударить ножом в сердце девушки, потому и столкнул ее со скалы в реку. Возможно, он хотел тем самым облегчить ее участь. Или же у него не хватило духа совершить непосредственное убийство. Но более интересна другая версия. В христианстве пролитие крови является символом суда, искупления грехов. Нежелание Ивана проливать кровь является показателем его духовного развития: если в самом начале его молодая и грубая душа была готова вершить суд над кошкой, обидевшей птенцов, то в этом эпизоде его душа проявила свою зрелость, свое нравственное богатство. Река же может выступать символом духовного очищения. Вода рек является священной в библейской мифологии: ею крестят при первом посвящении, омывают грехи, очищают тело и душу, она снимает усталость — физическую и душевную. Падение Груши в реку в символическом смысле означает ее духовное исцеление.

Душераздирающий момент Ивана Северьяныча с девушкой является переломным в жизни героя, он может быть назван кульминацией нравственного пласта повести, потому что все предыдущее в жизни Флягина эта святая любовь «зачеркнула», и сделала его другим человеком, который строит свою жизнь согласно иным, нравственным законам. Эта христианская любовь человека к человеку, отреченная от эгоистических побуждений, указала герою его дальнейший путь — прямой путь к любви, еще более широкой и всеобъемлющей, любви к народу, к Родине. Нравственный подвиг самопожертвования, совершенный Иваном ради Грушеньки, является только первым шагом на пути к самоотречению. Великая жертвенная любовь к одному человеку заложила в душе Ивана Северьяныча любовь ко всему свету, в том числе к своему народу и ответственность за его судьбу.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id21917

Источник

Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник»)

Человек, проживая жизнь, встречает на своем пути много разных людей. У каждого из них – своя судьба, свои проблемы и душевные раны. Иногда случается так, что мы играем значительную роль в жизни другого человека, а иногда, наоборот, другие оставляют глубокий след в наших сердцах. По сути, жизнь и есть постоянная смена окружающих нас людей: одни уходят, другие приходят, и лишь некоторые проходят с нами рука об руку весь длинный путь.
Произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник» — история судьбы крестьянина Ивана Флягина. Его жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями. И на его пути встречалось много разных людей. Одна из них – цыганка Груша, с которой наш герой знакомится в трактире. Кто она – одна из многих или та, которая надолго останется в памяти? Какую роль цыганка и крестьянин сыграли в жизни друг друга? Попытаюсь ответить на эти вопросы, проанализировав эпизод «Происшествие с Грушей».
Неудивительно, что эта девушка привлекла внимание Флягина: «Я увидел, как это у нее промеж черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и за спину падает, так я и осатанел, и весь ум у меня отняло. Пью ее угощение, а сам через стакан ей в лицо смотрю, и никак не разберу: смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у нее под тонкою кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и жилка бьет…». Флягин воспринимает девушку как совершенство, идеал, созданный самой природой. Груша привлекает его внимание не только внешностью. На мой взгляд, Иван прекрасно чувствует, ее внутренний мир, ее духовную красоту. На его просьбу спеть девушка отвечает согласием. Это самая удивительная песня, которую когда-либо слышал наш герой! Груша начала петь сначала грубовато, мужественно, но вскоре в голосе появились ноты печали и тоски, которые «просто душу из тела вынимали». Он просит ее петь снова и снова…
Груша прекрасно понимает, что этот простой человек восхищается не только ее внешностью, но и чувствует ее душевный мир. Девушка сразу выделяет его из толпы.
Сам Иван Флягин предстает в этом эпизоде с неожиданной стороны. Трактир, в который пришел главный герой, был предназначен для богатых людей, прежде всего для дворян. Флягин, крестьянин, явно не «вписывался» в это общество. Но хозяин трактира, отец Груши, не только не отсадил его подальше от дворян, а наоборот, посадил его в самый центр, объяснив это тем, что «вы еще пока не знаете, как иной простой человек красоту и талант оценить может». То есть, мы Флягин предстает перед нами чутким, восприимчивым к красоте, эмоциональным человеком.
Но главное событие в этом эпизоде – это не песни и пляски Груши, и не признание Флягина обществом. Все гораздо трагичнее, как трагична женская душа, измученная безответной любовью. Мы узнаем, что Грушенька была влюблена в князя Ивана Северьяныча. Но чувства его были недолговечны, и вскоре девушка-цыганка стала ему не нужна, поскольку в городе появилась «секретарская дочка Евгения Семеновна» благородных кровей. Груша не могла смириться с утратой любимого человека. Выход для нее был только в одном – не жить! Во Флягине она увидела родную душу, почувствовала его особое отношение к ней. Поэтому именно Ивана она требует поклясться, что он найдет в себе силы убить ее. Сама она не смогла решиться на этот поступок, потому что была девушкой верующей: «Моих больше сил нет так жить да мучаться, видючи его измену, и надо мной надругательства. Если я еще день проживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу, то навек убью свою душеньку! Пожалей меня, родной мой, мой миленый брат».
Флягин сначала не мог совершить убийство, но, в конце концов, он из жалости к Груше решился на это. Да, конечно, этот поступок нельзя назвать нравственным. Однако, если посмотреть с другой стороны, Иван не мог позволить, чтобы девушка сама наложила на себя руки, совершила такой страшный грех. Как человек, глубоко чувствующий чужую боль, он был готов принять этот грех на свою душу.
Читая все произведение, мы находим спорными многие поступки Флягина. В начале повести он случайно погубил невинного человека, потом украл лошадей у графа, в этом эпизоде столкнул с обрыва девушку. Я пыталась задуматься над тем, как бы поступила я в этих ситуациях. Прошла бы мимо Грушиного горя, обрекая ее на пожизненные страдания? Дала бы ложную надежду на новую любовь? Вряд ли… Но я бы не нашла в себе смелости столкнуть ее в реку. А Флягин сделал это, взяв грех на душу, но облегчив страдания Груши. Значит ли это, что главный герой – добрый? Или злой? Нет, не значит. На эти вопросы сложно ответить однозначно…
Этот эпизод раскрывает истинное лицо каждого из героев, показывая их в безвыходных ситуациях. Флягин дал обещание Груше, которое не мог не выполнить. В противном случает жизнь Груши превратилась бы в бесчестье и страдание: «Не убьешь меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Что же касается Ивана Северьяныча, виновника трагедии девушки, то он не воспринял ее смерть близко к сердцу, ведь он не мог любить так самоотверженно и беззаветно, как Груша. А для Груши жизнь без любви не имела смысла.

Читайте также:  Китайские груши чем полезные свойства

Источник

Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

Человек, проживая жизнь, встречает на своем пути много разных людей. У каждого из них — своя судьба, свои проблемы и душевные раны. Иногда случается так, что мы играем значительную роль в жизни другого человека, а иногда, наоборот, другие оставляют глубокий след в наших сердцах. По сути, жизнь и есть постоянная смена окружающих нас людей: одни уходят, другие приходят, и лишь некоторые проходят с нами рука об руку весь длинный путь.

Произведение Н. С. Лескова «Очарованный странник» — история судьбы крестьянина Ивана Флягина. Его жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями. И на его пути встречалось много разных людей. Одна из них — цыганка Груша, с которой наш герой знакомится в трактире. Кто она — одна из многих или та, которая надолго останется в памяти? Какую роль цыганка и крестьянин сыграли в жизни друг друга? Попытаюсь ответить на эти вопросы, проанализировав эпизод «Происшествие с Грушей».

Неудивительно, что эта девушка привлекла внимание Флягина: «Я увидел, как это у нее промеж черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и за спину падает, так я и осатанел, и весь ум у меня отняло. Пью ее угощение, а сам через стакан ей в лицо смотрю, и никак не разберу: смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у нее под тонкою кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и жилка бьет…». Флягин воспринимает девушку как совершенство, идеал, созданный самой природой. Груша привлекает его внимание не только внешностью. На мой взгляд, Иван прекрасно чувствует, ее внутренний мир, ее духовную красоту. На его просьбу спеть девушка отвечает согласием. Это самая удивительная песня, которую когда-либо слышал наш герой! Груша начала петь сначала грубовато, мужественно, но вскоре в голосе появились ноты печали и тоски, которые «просто душу из тела вынимали». Он просит ее петь снова и снова…

Груша прекрасно понимает, что этот простой человек восхищается не только ее внешностью, но и чувствует ее душевный мир. Девушка сразу выделяет его из толпы.

Сам Иван Флягин предстает в этом эпизоде с неожиданной стороны. Трактир, в который пришел главный герой, был предназначен для богатых людей, прежде всего для дворян. Флягин, крестьянин, явно не «вписывался» в это общество. Но хозяин трактира, отец Груши, не только не отсадил его подальше от дворян, а наоборот, посадил его в самый центр, объяснив это тем, что «вы еще пока не знаете, как иной простой человек красоту и талант оценить может». То есть, мы Флягин предстает перед нами чутким, восприимчивым к красоте, эмоциональным человеком.

Но главное событие в этом эпизоде — это не песни и пляски Груши, и не признание Флягина обществом. Все гораздо трагичнее, как трагична женская душа, измученная безответной любовью. Мы узнаем, что Грушенька была влюблена в князя Ивана Северьяныча. Но чувства его были недолговечны, и вскоре девушка-цыганка стала ему не нужна, поскольку в городе появилась «секретарская дочка Евгения Семеновна» благородных кровей. Груша не могла смириться с утратой любимого человека. Выход для нее был только в одном — не жить! Во Флягине она увидела родную душу, почувствовала его особое отношение к ней. Поэтому именно Ивана она требует поклясться, что он найдет в себе силы убить ее. Сама она не смогла решиться на этот поступок, потому что была девушкой верующей: «Моих больше сил нет так жить да мучаться, видючи его измену, и надо мной надругательства. Если я еще день проживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу, то навек убью свою душеньку! Пожалей меня, родной мой, мой миленый брат».

Флягин сначала не мог совершить убийство, но, в конце концов, он из жалости к Груше решился на это. Да, конечно, этот поступок нельзя назвать нравственным. Однако, если посмотреть с другой стороны, Иван не мог позволить, чтобы девушка сама наложила на себя руки, совершила такой страшный грех. Как человек, глубоко чувствующий чужую боль, он был готов принять этот грех на свою душу.

Читая все произведение, мы находим спорными многие поступки Флягина. В начале повести он случайно погубил невинного человека, потом украл лошадей у графа, в этом эпизоде столкнул с обрыва девушку. Я пыталась задуматься над тем, как бы поступила я в этих ситуациях. Прошла бы мимо Грушиного горя, обрекая ее на пожизненные страдания? Дала бы ложную надежду на новую любовь? Вряд ли… Но я бы не нашла в себе смелости столкнуть ее в реку. А Флягин сделал это, взяв грех на душу, но облегчив страдания Груши. Значит ли это, что главный герой — добрый? Или злой? Нет, не значит. На эти вопросы сложно ответить однозначно…

Этот эпизод раскрывает истинное лицо каждого из героев, показывая их в безвыходных ситуациях. Флягин дал обещание Груше, которое не мог не выполнить. В противном случает жизнь Груши превратилась бы в бесчестье и страдание: «Не убьешь меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Что же касается Ивана Северьяныча, виновника трагедии девушки, то он не воспринял ее смерть близко к сердцу, ведь он не мог любить так самоотверженно и беззаветно, как Груша. А для Груши жизнь без любви не имела смысла.

Читайте также:  Духи с нотой груша

Источник

Груша в повести «Очарованный странник»: образ, характеристика, описание (Грушенька)

Иван Флягин и Груша.
Художник И. Глазунов

Груша является одной из центральных героинь повести «Очарованный странник» Лескова.

В этой статье представлен образ и характеристика Груши в повести «Очарованный странник»: портрет в цитатах, описание Грушеньки.

Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по «Очарованному страннику»

Грушиа в повести «Очарованный странник»: образ, характеристика, описание, портрет (Грушенька)

«. что тебе со мною сидеть: я проста, неученая.»

«. а ее, дуру, ведь действительно надо устроить.»

«. цыганка ходит этакая… даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем. Любопытная фигура!»

«Она взмахнунула на него ресничищами… ей‑богу, вот этакие ресницы, длинные‑предлинные, черные, и точно они сами по себе живые и, как птицы какие, шевелятся. «

«. у нее промеж черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и за спину падает. «

«. никак не разберу: смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у нее под тонкою кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и на нежном виске жилка бьет… «Вот она, – думаю, – где настоящая‑то красота, что природы совершенство называется. «

«. только эти ресничищи черные по щекам как будто птичьи крылья шевелятся.»

«. А как же вы с вашей черноокой цыганкой сделаетесь?»

«. голову склонил к ее алому сафьянному башмачку. «

«. сей невиданной красы скупостью не унижу.»

«Она меня красотою и талантом уязвила, и мне исцеленья надо, а то я с ума сойду.»

«А ты мне скажи: ведь правда: она хороша? А? правда, что ли? Есть отчего от нее с ума сойти. «

«. молодой ее брат взял в руки гитару, а она запела. Знаете, их пение обыкновенно достигательное и за сердца трогает, а я как услыхал этот самый ее голос, на который мне еще из‑за двери манилось, расчувствовался.»

«. то плачет, томит, просто душу из тела вынимает, а потом вдруг как хватит совсем в другом роде, и точно сразу опять сердце вставит…»

Груша играет на гитаре:

«. по струнам пальцы, как осы, ползают и рокочут… И вдруг она тихо‑тихо, будто плачет, запела. «

«. и она… Ох, тоже плясунья была! Я видал, как пляшут актерки в театрах, да что все это, тьфу. огня‑жизни нет. Эта же краля как пошла, так как фараон плывет – не колыхнется, а в самой, в змее, слышно, как и хрящ хрустит и из кости в кость мозжечок идет, а станет, повыгнется, плечом ведет и бровь с носком ножки на одну линию строит…»

«Она на меня плывет, глаза вниз спустила, как змеища‑горынище, ажно гневом землю жжет. «

«. как вспомню, что она здесь, сейчас чувствую, что у меня даже в боках жарко становится, и в уме мешаюсь, думаю: «Неужели я ее сейчас увижу?».»

««Куда же, мол, ты мог пять тысяч на одном выходе деть. » Я говорю: «Я их сразу цыганке бросил…»»

«. только я за эту Грушу в табор полсотни тысяч отдал. «

«. полсотни тысяч! за цыганку? да стоит ли она этого, аспидка?»

«. вот то‑то мне теперь и сладко, что я для нее всю мою жизнь перевернул: и в отставку вышел, и имение заложил. «

«. любил, злодей, любил, ничего не жалел, пока не был сам мне по сердцу, а полюбила его – он покинул. А за что. «

«Все он к ней ластился, безотходно на нее смотрел и дышал, и вдруг зевать стал и все меня в компанию призывать начал.»

«Нравиться ему я перестала, вот и вся причина. «

«Я все поняла, что уже не воротить мне его, что я ему опротивела…»

«Постоянно он дома не сидит, а летает то туда, то сюда, да чего‑то ищет, а Груша одна и в таком положении… в тягости. Скучает.»

«. да недро разнесло, потому что тягость ее тогда к концу приходила. «

«Сердце болело, и дитя подкатывало… думала: оно у меня умрет в утробе.»

«. начала со мною обращаться очень дружественно. » (о Груше и Флягине)

«Сестрица моя, моя, – говорю, – Грунюшка! откликнись ты мне, отзовись мне. «

«И ты мне все равно что сестра милая. «

«Я этого так терпеть не люблю, что ни одной бы минуты здесь не остался и сейчас бы ушел, но только мне очень было жаль Грушу, и никак я не могу узнать; где же это она делась?»

«. зову ее, мою сиротинушку Грунюшку, жалобным голосом. «

«. а мне, горькой цыганке, больше жить нельзя, потому что я могу неповинную душу загубить.»

«. мое ревнивое сердце ее все равно стерпеть не может, и я ее и себя погублю.»

«Я вижу, что она сама вся трясется от ревнивой муки. «

«. она ведь не русская прохладная кровь с парным молоком, она не успокоится смирением и ничего не простит ради прошлого.»

«. Груша любила его, злодея, всею страстной своею любовью цыганскою, каторжной, и ей было то не снесть и не покориться, как Евгенья Семеновна сделала, русская христианка. «

«. за любовь к нему за верную: за то, что того, которого больше его любила, для него позабыла и вся ему предалась, без ума и без разума. «

«. не видать ему век любви против того, как я любила. «

«. он меня за то в крепкое место упрятал и сторожей настамовил, чтобы строго мою красоту стеречь…»

«. Пожалей меня, родной мой, мой миленый брат; ударь меня раз ножом против сердца.»

«Не убьешь, – говорит, – меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной».

«Я весь задрожал, и велел ей молиться, и колоть ее не стал, а взял да так с крутизны в реку и спихнул…»

Это был цитатный образ и характеристика Груши в повести «Очарованный странник» Лескова: портрет, описание истории Грушеньки в цитатах.

Источник